Штурм отчаяния

На модерации Отложенный

Вечером 20 мая жильцы печально знаменитого дома №72/3 по улице Нариманова пришли на запланированную встречу с главой администрации Ворошиловского района южной столицы по вопросу вывоза своего имущества, которого они добивались на протяжении четырёх месяцев. Ситуация начала накаляться, когда вместо главы на переговоры прибыл его заместитель, руководитель районного управления ЖКХ Георгий Каспарьян, сообщивший о запрете доступа в здание из-за «наличия угрозы дальнейшего внезапного обрушения». Он не смог предложить наримановцам решения проблемы, не ответил, каким образом они смогут наконец забрать свой скарб, и не объяснил, как им прожить на 100 тысяч выделенной компенсации за утраченное имущество, которую ещё и не все получили. Не добившись от чиновника обнадёживающих заявлений, возмущённые участники встречи пошли на штурм пятиэтажки.

Они повалили металлические ограждения, прорвали полицейский кордон, сдерживавший их натиск, ринулись к зданию, начали разбивать стёкла на первом этаже. Возможности попасть в свои квартиры привычным способом у жильцов не было: двери в уцелевшие подъезды оказались заварены. Те, кто смог проникнуть внутрь, вытаскивали через оконные проёмы сумки и баулы с пожитками, скидывали вниз матрасы и одежду, передавали оставшимся снаружи мелкую бытовую технику, посуду, хозяйственную утварь, семейные фотоальбомы.

К месту «беспорядков» начали стягиваться полицейские и сотрудники Росгвардии. Спасавших своё добро обездоленных людей потеснили, оцепили многострадальный дом, установили вокруг него заградительные барьеры. Гасить наримановский протест прибыл заместитель главы администрации города по вопросам ГО и ЧС Алексей Потешкин, который предпочёл общаться с «возмутителями спокойствия» через металлическое ограждение. Он предупредил их об ответственности за призывы проникнуть в аварийное строение, призвал «не рисковать здоровьем и жизнью из-за предметов и вещей». Разгневанные граждане отвечали, что вина за майский штурм целиком лежит на местных чиновниках, которые слишком далеки от народа, довели людей, попавших в беду, до отчаяния, не смогли им помочь вернуть оставшееся под руинами, нажитое с горем пополам имущество.

— Вы нас всё это время кормите обещаниями. Проводите собрания, которые ничего не дают, людей водят за нос, хотят ободрать. Любой ценой заберём свои вещи. Не вы их наживали, покупали, завозили. Отдавайте либо выплачивайте компенсацию. Если надо, то пойдём на штурм ещё раз! — сформулировала позицию жильцов Елена Варченко.

Напомним: пятиэтажка в Ворошиловском районе города начала трещать по швам 27 января. Раздался сильный скрежет, начала разваливаться кирпичная кладка, покосились оконные рамы, посыпалась штукатурка, провис потолок. Вечером обрушилась часть стены первого подъезда многоквартирного дома. Жителям пришлось экстренно покидать «ожившее» здание, и только чудом никто не пострадал. Уже на следующий день от квартир первого подъезда остались одни руины: утром перекрытия рухнули с первого по пятый этаж.

Около двух десятков лет жители заброшенного ветшающего многоэтажного дома, построенного в 1963 году для рабочих завода «Горизонт», добивались признания его аварийного статуса. Долгое время он был стянут стяжками, шёл трещинами, проседал. Крыша прохудилась, покрывалась в летнее время растительностью, подвал регулярно подтапливало прорвавшейся канализацией, размывая фундамент. Граждане своими силами латали прохудившееся строение, заказывали за свой счёт экспертизы. После многолетних обращений во властные структуры обитатели разрушающейся пятиэтажки добились в 2020 году, чтобы её признали аварийной. Но расселять опасное для жизни здание власть имущие не торопились, в результате едва не похоронив его жильцов под обломками.

Избежавших гибели ростовчан городская администрация разместила в маневренном фонде в удалённом микрорайоне Суворовском. Предложила мизерную денежную компенсацию за жильё — порядка 85 тысяч рублей за квадратный метр, рассчитанную, по словам пострадавших, «с нарушениями, без учёта земельного участка, придомовой территории» при средней цене ростовского квадрата в 140 тысяч рублей.

Мудрецы от власти посоветовали тем, кто платит ипотеку за потерянное жильё в обвалившемся доме, погасить её за счёт 100-тысячной компенсационной выплаты и... взять новый банковский кредит.

Не раз за последние месяцы наримановцы пикетировали городскую администрацию с целью добиться получения полноценных квадратных метров, справедливой денежной компенсации, разрешения забрать из аварийного здания своё имущество. При обрушении они в спешке покидали родные стены, выбегали на улицу кто в чём был, не успев захватить даже самое необходимое, оставив под руинами документы, семейные фотографии, ценные вещи. Всё это время ждали положительных peзультaтов экcпepтизы для получения официального разрешения войти в дом.

Не получив помощи, 9 мая, в День Победы, люди предприняли попытку проникнуть в опечатанное здание на улице Нариманова, чтобы забрать своё добро, в том числе медали родственников — ветеранов Великой Отечественной войны. Попав внутрь, они были потрясены увиденным: несмотря на полицейскую охрану и ограждения, в строении успели похозяйничать мародёры, часть квартир были разграблены, вещи разбросаны, на полу валялась разбитая посуда.

Спустя десять дней у оставшихся без крыши над головой обитателей дома на улице Нариманова снова сдали нервы, и они устроили очередной набег на свои квартиры. В тот же день ростовский градоначальник огласил результаты проведённой экспертизы, которые «подтвердили опасность пребывания в доме». Но, по мнению депутата фракции КПРФ Ростовской городской думы Натальи Оськиной, заключение не помогло атакующим решить их главную проблему — вернуться в свой дом.

Документ отразил только два вопроса: о характеристиках эксплуатации дома и о безопасности проживания в нём в настоящее время. Экспертиза, по словам депутата-коммуниста, проводилась «с использованием штангенциркуля, линейки, компьютера, учебной литературы и специального прибора для измерения прочности бетона». Вопрос о бетонной твёрдости в их здании возникал ещё около десяти лет назад, но администрация предпочитала не обращать на это внимания. Кроме того, экспертиза не указала, что следует предпринять для предотвращения дальнейшего обрушения.

— За четыре месяца была возможность решить проблему эвакуации жителями своих вещей из аварийного жилья. Можно было бы провести укрепительные работы. Например, в Сызрани, Кемерове, Саратове, Иркутске такие вопросы решаются в течение недели. Администрация и МЧС укрепляют конструкции и на 30 минут позволяют жильцам по одному вернуться в квартиры, чтобы люди смогли забрать самое необходимое. То, что в доме на улице Нариманова заварили двери и не пускают людей в квартиры, никоим образом не относится к защите прав и интересов горожан, — отметила представительница Компартии.

Ночью после штурма горемычная пятиэтажка была обнесена высоким железным забором, металлическими ограждениями, все окна на первом этаже были заколочены. Удивительно, что на эти запретительные действия у властей находятся силы и средства, а вот на то, чтобы обеспечить жильцам временный безопасный доступ в дом для эвакуации вещей, — нет.

Выжившие в январском камнепаде наримановцы заявляют, что защитные меры их не остановят. Обездоленные люди готовы бороться с бездействием городских властей, продолжат добиваться своего. Они уверены, что если б не их настойчивость, то не удалось бы спасти из каменного плена домашних питомцев, оставшихся взаперти после обрушения пятиэтажки.

Много дней хозяева животных умоляли чиновников вызволить своих любимцев, находившихся в неотапливаемых помещениях без воды и пищи на грани жизни и смерти. И всё-таки добились проведения спасательной операции, которую осуществили сотрудники МЧС и волонтёры центра «Забытые сердца», помогающие вызволять пострадавших животных из прифронтовых районов, в частности, из разрушенного Мариуполя.

Жильцы заявляют о готовности развернуть палаточный городок у рухнувшего дома, если власть в Ростове не прекратит воздвигать между собой и обществом барьеры.

Наталья КРЮКОВА, 
соб. корр. «Правды». г. Ростов-на-Дону.