Риски и сюжеты

На модерации Отложенный

Наша турбо-патриотическая общественность имеет две заветные мечты, которые она беспрестанно провозглашает — Соединенные Штаты распадутся, Европейский союз разбежится. В чем радость для общественников, не совсем понятно, здесь, видимо, играет роль архетипичная ненависть к зажиточному соседу и радость по поводу пожара в его сарае. При том, что сам живешь в промозглой землянке, где гореть уже нечему.

Однако в определенном смысле я готов согласиться с этой публикой: риски того и другого сценария за последние годы существенно возросли.

Вообще, весь старый мировой порядок идет под снос, и, думаю, лет через 10-15 политическая мировая карта очень и очень изменится. И у этого есть вполне объективные предпосылки.

Соединенные Штаты раздираемы внутренними противоречиями, которые рано или поздно, но перейдут в фазу гражданской войны. В каком именно виде она будет проходить, сейчас не скажет никто, но противоречие между условными яппи и рэднеками (это крайне условное деление, проблема, конечно, носит куда как более сложную структуру) неразрешима. В 2020 году президентские выборы вполне могли запустить эту войну, но система еще недостаточно потеряла свою устойчивость. Однако сейчас она подтачивается буквально со всех сторон, а Байден — явно не тот человек, который должен стоять у руля на переломе.

Европа — это, по сути, очередной, уже Четвертый рейх Германии-Франции, и Германия не менее очевидно не справляется с лидерской ролью. Напротив — именно немецкие политики последних поколений привели и Германию, и Европу в целом к нынешнему катастрофическому положению. Что может случиться с субъектом, чей лидер оказался недостаточно хорош? Либо возникнет новый лидер, либо система распадется. По крайней мере, в текущем формате.

Китай подходит к критической точке своего собственного противоречия, которое он, кстати, ни разу за всю свою историю преодолеть не смог: противоречие между побережьем и глубинкой. Разрывы растут, а кризис принимает формат классического кризиса капитализма — долговой кризис, который уже просто невозможно разрешить в рамках существующей модели развития. Слишком велики долги всех перед всеми, чтобы обнулить их обычным порядком.

Постсоветское пространство повторяет судьбу Европы: лидер этого пространства Россия утратила легитимность как лидер, она находится в шаге от сюжета внутреннего распада, и остановить его уже невозможно. Возможны лишь варианты такого сюжета, но сам по себе он уже неизбежен.

По факту все крупнейшие субъекты мирового политического пространства сегодня находятся в состоянии, близком к сдвигу, причем достаточно начать одному, как за ним немедленно станут подтягиваться и другие. Отсидеться на острове не удастся никому.

Кстати, такая же история происходила по итогам всех предыдущих мировых войн — распадались империи, проходили разломы, на периферии тектонических плит мировой политической географии всплывали одни образования и тонули другие. Процесс всегда носит глобальный характер, и сегодня мы не станем исключением.

Однако нужно понимать и другую сторону разворачивающегося перед нами апокалиптического сценария. Кризис и катастрофа — это всегда рождение чего-то нового. Это возможность встроиться в это новое, управлять им и формировать собственные проекты и сценарии. Можно истратить все силы и ресурсы на борьбу с неизбежным, и в итоге просто утонуть, а можно поднять голову и посмотреть, куда вас несет. И выбрать место, где получится выйти на берег. Нюанс в том, что если кому-то и удастся поднять голову и тем более суметь выбраться из водоворотов — это всегда будут совершенно другие люди, чем те, кто затащил нас всех в этот катаклизм. Они свою роль сыграли.