Чем левый либерализм отличается от правого?
На модерации
Отложенный
Предвижу вопли моих "оппонентов" - ага! Он все-таки либераст !!! А мы, что говорили?!
Материал дискуссионный. Он не о либерастах или педриотах. Он о либерализме. Нет у нас либералов. И не было. Были рвачи и воры оравшие о свободе и тащившие под шумок все, что плохо лежит. Впрочем, на мой взгляд либерализм как и коммунизм зашел в тупик.
Философ Кирилл Мартынов о позитивной дискриминации, системах налогообложения и принципах честного рынка
Левые и правые в политике часто определяются в зависимости от своего отношения к государственному вмешательству в экономику. Правые, как правило, хотят, чтобы правительство имело как можно меньше возможностей влиять на их жизнь. Левые отстаивают право государства на защиту социальной справедливости и приветствуют прогрессивные социальные изменения.
В реальной политической жизни левые и правые либералы могут довольно сильно отличаться друг от друга. Единственная причина, по которой их можно путать сегодня, связана с тем, что они исторически обозначаются одним и тем же термином, а это, в свою очередь, связано со сложной историей либерализма в XIX и XX веках. Все либералы ценят индивидуальную свободу, но пути достижения этой цели они видят очень по-разному. И если бы мы придумывали более разнообразные названия для своих политических идеологий, путаницы стало бы меньше.
Правый либерализм
Правые либералы выступают за свободу контрактов в широком смысле слова. С их точки зрения, любой разговор о человеческой свободе и других ценностях должен начинаться со статуса частной собственности, с ее неприкосновенности и возможности собственника распоряжаться своими активами, приобретенными законным образом. Эта традиция в предельном случае предполагает, что единственно достойная цель, которая может стоять перед обществом, — максимальное дерегулирование всех честных и свободных контрактов. Мир рыночных отношений в этой логике — это всегда наилучшее общество из тех, к которым можно стремиться.
Правый либерализм называют также классическим либерализмом. Эта традиция достигает расцвета в середине XIX века. В течение большей части следующего столетия эта идеология не получала существенной поддержки граждан в западных демократиях. Это объясняется «провалами рынка», многочисленным кризисами капиталистической экономики и, в частности, Великой депрессией, ответом на которую стало кейнсианство. В конце 1970-х наступил второй расцвет классического либерализма, хотя и в других исторических декорациях.
В этот момент появляется термин «неолиберализм». Правые либералы никогда так себя не называли, зато их критики слева поспешили прилепить этот ярлык. Сами себя неолибералы видели консерваторами, борцами за американские ценности, сторонниками здравого смысла и свободного рынка. Неолибералы хотели дерегулировать рынки и снизить влияние государства на все сферы экономики. Основным инструментом для них стала массовая приватизация: транспорт, здравоохранение, образование были массово приватизированы в 1980-х годах. Типичными примерами такой политики были правительства Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании.
Либертарианство
Либертарианство можно считать ветвью классического либерализма, развивающейся в XX веке, причем скорее в качестве теоретической идеи, чем в качестве реального политического проекта. Хотя часто основоположницей этой политической философии называют популярную писательницу Айн Рэнд, я бы сказал, что она скорее стала вдохновительницей для симпатизирующей публики, а настоящие интеллектуальные корни либертарианства связаны с австрийской экономической школой: Фридрихом фон Хайеком, Людвигом Мизесом, Мюрреем Ротбардом. Либертарианцы считают, что наилучшее общество может быть описано при помощи простейшего набора правил: все свободные контракты разрешены, любое неспровоцированное насилие должно пресекаться.
При этом либертарианцы могут занимать более радикальную позицию, чем их предшественники. Так, критики классического либерализма в XIX веке обвинили его в том, что для либерала государство не более чем ночной сторож. Философам вроде Джона Стюарта Милля это сравнение понравилось. Действительно, зачем же еще нужно государство, если не для нашей безопасности? И разве разумные люди будут передавать правительству дополнительные функции сверх этого необходимого минимума? Однако в современной либертарианской традиции идет дискуссия о целесообразности государства как такового, в любом виде. Сторонники минимального государства спорят с анархо-капиталистами: последние считают, что и сферу безопасности может регулировать рынок (подробный анализ этого сюжета представлен в работе Роберта Нозика «Анархия, государство и утопия»).
Классические либералы никогда не видели в государстве смертельного врага: оно должно быть ограничено и сбалансировано, но не более того. В классическом либерализме государство рассматривается как защитник прав собственности, который обеспечивает физическую безопасность и защиту от внешних угроз с помощью институтов полиции и армии. Также государство выполняет важную функцию обеспечения контрактов и безопасности сделок: когда одна сторона, заключив контракт на честных условиях и добровольно, осознанно его не выполняет, государство должно иметь возможность вмешаться и вынудить сторону исполнить контракт.
Левый либерализм
Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.
Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными».
Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.
Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).
Основной спор
Полемику между левыми и правыми либералами можно свести к двум измерениям: вопросам о налоговой системе и позитивной дискриминации. Левые либералы исторически выступают за прогрессивную шкалу налогообложения и разумно высокий уровень налогов для тех, кто зарабатывает очень много или у кого очень много собственности. Эта дискуссия вновь актуализировалась сейчас, в частности, под влиянием работы Томаса Пикетти «Капитализм в XXI веке», в которой показано, что вместе с замедлением темпов глобального экономического роста уровень неравенства растет по всему миру. Правые либералы отвечают, что любые налоги, которые люди платят сверх тех услуг, которые им оказывает государство, — это грабеж. Я могу платить высокие налоги при условии, что понимаю, что мне государство возвращает взамен, — например, в виде современной армии или эффективной полиции. Но идея перераспределения доходов от богатых к бедным при помощи бесплатного здравоохранения, образования и каких-то других систем, с точки зрения правых либералов, является аморальной. Мы можем помогать другим людям, если сами этого хотим. Но это не должно быть принуждением со стороны государства.
Правые либералы утверждают: если вы выступаете за честный рынок, вы полагаете, что у всех индивидов на старте одинаковые условия. А больше ничего для свободы и справедливости не нужно — любое вмешательство сделает только хуже. Поэтому правые либералы выступают против разных форм позитивной дискриминации: специальные условия никому не нужны. Талантливый человек из плохого района все равно сможет многого добиться в жизни, если у всех равные возможности. Даже если это будет тяжелее, чем его богатому сверстнику. При этом для правых либералов всегда очень важна тема благотворительности. Если ты богатый человек и хочешь поделиться своими деньгами, никто этого не запрещает. Это твой частный выбор, и ты как разумный рыночный агент можешь распоряжаться своими деньгами по собственному усмотрению.
У леволибералов универсального ответа на все проблемы в стиле «рынок все отрегулирует» нет, они считают, что нужно каждый раз искать баланс индивидуальных свобод и общественного блага. Когда мы принимаем решение относительно, например, квоты для женщин в парламенте, нужно думать о том, как эти квоты должны быть устроены, действительно ли они нужны, действительно ли так будет лучше. Из леволиберальной перспективы проще критиковать социальные практики, которые нас окружают. Когда леволибералы выступают за ограничение оборота оружия, они апеллируют к тому, что государство должно это регулировать ради общей безопасности. Правые либералы будут говорить, что это просто рынок и вмешиваться не надо: если пистолет может купить каждый, мы в равных условиях.
Особенности американской политической системы
Путаница в разновидностях либералов возникает из особенностей американской политической системы, где исторически сложилась двухпартийная система. В нынешнем виде она стабилизировалась в 60-х годах XX века, и в ней либералы — это те, кто выступает, с одной стороны, за личные свободы, а с другой — за вмешательство государства в экономическую и общественную жизнь ради установления справедливости. Американские консерваторы — это те, кто выступает за набор «традиционных американских ценностей», куда включается частная собственность и свобода предпринимательства, но также право на владение оружием, запрет на аборты и разрешение смертной казни для преступников. В США под либералами имеются в виду леволибералы, а правые либералы называются консерваторами.
Американская политическая система до такого состояния дошла в результате очень специфической истории: европейские политические системы складывались иначе. В США была проблема черного меньшинства, и, если государство оставалось в стороне, черное меньшинство даже после отмены рабства все равно оказывалось дискриминированным. Поэтому государство вмешивалось в дела особенно южных штатов, чтобы устанавливать единые правила в отношении меньшинств и представителей этнического большинства. Республиканцы, бывшая партия Линкольна, выступала за невмешательство государства в дела штатов и крупного бизнеса и постепенно начала отождествлять себя с консервативными ценностями. Демократическая партия стала партией «большого государства». Получилось, что партийная система развернулась: в XIX веке республиканская партия была прогрессивной, а в середине 1950-х годов из-за спора о том, где кончаются полномочия государства, ситуация поменялась. В силу исторического пути, который проделали республиканцы и демократы, праволибералы в США оказываются одновременно еще и культурными консерваторами.
Заключение: истоки либерализма
У обеих ветвей либерализма общий источник — французская и американская революции. Это антиавторитарные и эгалитарные идеологии, которые не приемлют насилия. Обе идеологии считают, что свобода человека — это очень важно. Но у праволибералов очень четкая причинно-следственная связь: нет собственности — нет свободы, нет свободы — нет справедливости. Как только вы начинаете изымать у кого-то собственность, социальная жизнь разваливается. Леволибералы считают, что, если, условно говоря, ваша свобода заключается в том, что 1% людей владеет всей собственностью на планете, на самом деле никто не будет ни свободен, ни счастлив.
Комментарии
«Талантливый человек из плохого района все равно сможет многого добиться в жизни, если у всех равные возможности. Даже если это будет тяжелее, чем его богатому сверстнику. »
Так всё таки: «равные возможности» или «тяжелее»?
Alex Zh, Социализм это условное равенство в нищете. Равенство возможностей это капитализм.
Олег Модестов, А назовете 10 русских олигархов иэ сотни, действительно русских,да и кто поднял свой бизнес с нуля тоже 10 из олигархов
михаил михаил, Все они выходцы из номенклатуры.
Олег Модестов, если доступ к развитию определяется деньгами, то как при разном наличии денег появляются равные возможности?
Alex Zh, Деньги это единицы измерения. Как килограммы, метры или литры. Всеобщий эквивалент стоимости. Вы сторонник натурального хозяйства?
Олег Модестов, А Вы сторонник расслоения по доступу к "базовым" потребностям на основе количества денежных "единиц измерения"?
Alex Zh, Я сторонник самореализации. Деньги не получают а зарабатывают. И не по труду а по результатам труда.
Олег Модестов, А вот обсирание социалистического прошлого - это самореализация или зарабатывание денег? Получая пенсию явно не за обсерание прошлого, вы её получаете не за самореализацию в прошлом? Интересно, а какой период своего трудового стажа Вы взяли для начисления пенсии?
Alex Zh, А что такое "обсирание" национал-социалистического прошлого Германии?
Alex Zh, А вы считаете что справедливость это "отнять и поделить?
Олег Модестов, "А что такое "обсирание" национал-социалистического прошлого Германии?"
Хотелось бы верить, что это вместо ответа Вы пытаетесь юморить, а не альцгеймер.
Олег Модестов, т.е. Россия с 91-года в Вашем понимании - это справедливость: общественную собственность отняли у общества и поделили между собой. Большеики делали : забрать и обобществить, поставив на службу обществу, а не "делителям".
Alex Zh, "Государство существует не для того, чтобы создать Царствие Божие на Земле. Оно существует для того, чтобы на Земле не было ада".Это первое. И второе. Социализм не справедлив. После 91 года Россия нормально развивается. Без социальных экспериментов . И никогда "общественная" собственность обществу не служила. /то ложь
Alex Zh, О прошлом Третьего Рейха говорить можно а о прошлом большевистского режима нельзя?
Олег Модестов, "..Царствие Божие на Земле...Без социальных экспериментов" - в таком понимании вся жизнь человечества - социальный эксперимент или же постоянный набор экспериментов - "так угодно Богу" - не это ли регулярное оправдание событиям?
Alex Zh, Рассматривай это как хочешь. Дело твоё. Так и быть поясню. "Господь есть Путь, Истина и Жизнь". А эксперименты выдумывает человек. "Познай Истину и Истина сделает тебя свободным".
Всё закончится многочисленным разветвлением этих течений либерастов - так уже случилось в их "гендерном многообразии" ( для нормального человека безобразии) и раз уж деление началось ,то остановить его будет трудно и только финансовыми потоками ( на этом их идеи мироустройства быстро скукоживаются и обретают новые черты).
Михаил Лебедев
Во-первых конец истории не состоялся и не состоится. А социализм это равенство в нищете. Равенство возможностей это капитализм. А комментирование из ЧС это трусость.
Либерализм это произвол олигархов, паразитов, воров и прочей нелюди!
Либерализм ничего общего со свободой населения не имеет!
Олигархи, паразиты, воры и прочая нелюдь хочет править(не путайте с управлением) и не просто править, а творить произвол!
Владимир Васильевич Мозжилин, Социализм это стихия чиновничьего произвола. Сам по себе либерализм ориентирован на каждую отдельно взятую личность а не на класс, нацию, конфессию и т.д Это прекрасная идея. Общество равных возможностей. Вот только в комплекте со свободой должна быть ответственность. Ее нет.Ее не было у нас в 90-е, когда мы ударились в преступность. Ее нет у украинцев, ударившихся в национал-социализм. Советский человек привык к тому, что за все отвечает государство. У него были "ум, честь и совесть нашей эпохи" Зачем ему свои ум, честь и совесть? Впрочем и на Западе та же история, Фукуяма такой же утопист как и коммунисты.
Чем левый либерализм отличается от правого?....
НИЧЕМ, и тот и другой есть ублюдочный, пещерный - ИНДИВИДУАЛИЗМ....
Александр Козин, Больше всего его ненавидят люди, лишенные хоть ваой-то индивидуальности. Граждане мышиного цвета.