Война как свидетельство о жизни

На модерации Отложенный






Много в истории нашего народа было войн. Были глупые, были победные, были проигрышные, были тяжелые и легкие. Разные.

Несколько лет назад я понял для себя, что Великая Отечественная, действительно, отличается от всех. Тут дело не только в жертвах, хотя и они не сравнимы ни с чем.

Дело в том, что каждая война выигрывается бесстрашием перед смертью, героизмом и соборностью народа. Иначе никак.

Советского человека учили, что Бога нет. Нет другого, даже близко стоящего примера в истории, когда страна приложила столько усилий для того, чтобы сделать страх смерти главным мотивом жизни, монотонным фоном быта. Сталин заставлял людей бояться смерти, это была основа советской политики. В тридцатые года жизнь человека была постоянным стоянием перед тем фактом, что ее могут отнять в любой момент. Страх был главной мотивацией советского человека и в этом он оказался, действительно, зверем. Бесстрашие перед смертью, вера в победу над смертью - пусть даже подсознательная - это то, что делает человека человеком, отличает его от зверя. Сталинские годы - это победа смерти в душах многих людей.

Война удивительным образом изменила это. Человек, оказывающийся на фронте, смотрел смерти в глаза, бросал ей вызов. Вдумайтесь в тот факт, что Великая Отечественная война - это единственная тема за время сталинского правления, которая, смешно сказать, воспринимается с интересом и рвением. В ней ищут сюжеты, отыскивают судьбы людей. Про нее снимают сериалы, фильмы. По логике, это должна быть самая сложная тема Сталинского времени. Духовно сложная. А она наоборот, оказывается единственной темой, которую простой обыватель вообще в сталинском правлении воспринимает. Что люди знают про Сталина? То, что он победил в войне. 4 года из, страшно сказать, 29 лет. А почему так? А потому что, как бы странно это не было, Великая Отечественная война - это время духовного подъема, даже духовного возрождения. Все остальное время, особенно тридцатые - это тяжелейшее в духовном плане время. Люди его просто "пропускают", потому что говорить о нем тяжело. Вот такая удивительная вещь. Именно война, в лице ее героев, стала моментом, когда советский человек бросил вызов смерти. И победил ее силой духа. "Баллада о детстве" Высоцкого прекрасно передает послевоенную перемену в людях. После войны и голод и репрессии продолжались, а воспринимались многими уже иначе. Вообще, для всей советской истории война как бы стала моментом духовного сосредоточения, целыми поколениями люди ищут в ней укрепления основ своей жизни, возрождения надежды и веры. Тем более это касается людей пожилых, советских. Для миллионов людей, самое горькое по идее время, стало точкой опоры в жизни на десятки лет вперед. Собственно, жизнь как духовную борьбу, жизнь героическую, жертвенную, жизнь бессмертную советский человек именно в войне и узнал. И конечно, в ней он узнал тайну страданий человека, страданий, которые утверждают жизнь.

Великая Отечественная война - это свидетельство о жизни. Это свидетельство народа, который изжил, уничтожил и извратил себя за двадцать лет до этого. И в ходе этой войны, Ленинградской симфонией, стихами Ахматовой и Симонова, он засвидетельствовал о своей воле к жизни, засвидетельствовал о своей самости и утвердил себя духовно перед Богом и перед самим собой. Он принял наказание за грехи революции и репрессий также, как принимали его те, кто становился к стенке в тридцатые года - и искупил их через страдание. Война - это одна из главных духовных побед над революцией, одна из главных вех на пути к возрождению.

Хотя они нам еще предстоят. И тем не менее, через войну, через страдания и горе, советский человек прошел к победе, действенно обрел свои духовные силы к пусть и частичному, но возрождению.

Нельзя преуменьшать значение победы. Победа - это итог долгой борьбы, не только физической, но и духовной. Итог борьбы со смертью, в превозмогании себя. Важно, как умирает человек. Важно, как умирает народ. Трусость это свидетельство о духовной слабости. Смелость и жертвенность - свидетельство о духовной силе. Советский человек бросил вызов, советский народ боролся с высоко поднятой головой - и победил. Победа - это символ духовного превозмогания. Это отличает жертвы советского союза от жертв очень многих стран. Я не хочу преуменьшать их значение, но на самом деле, уверен, что именно победа советского народа - это свидетельство о силе духа. Победа над смертью не в принятии смерти, а в борьбе. Борьба - это важнейшая категория духовной жизни, без нее человек - не человек. Об этом Высоцкий пел в "Балладе о борьбе", об этом пел Цой во многих своих песнях.

Эта война удивительна и тем, что в ней русский человек явил соборность в то время, когда никакого единства в нем не было. Да что там, единство. Спасибо, если свои же НКВДшники в затылок не стрельнут, да жену не расстреляют, пока ты на фронте. Очень важно осознать тот факт, что русский человек одержал самую тяжелую победу в своей жизни против самого жестокого в истории противника в то время, когда он был больше, чем любой другой народ в истории, разделен. Никогда еще простой человек на фронте не был в ситуации, когда ему надо жертвовать собой в войне против Гитлера, при том, что во главе его страны стоял Сталин. Это тяжело, знаете ли, воевать за советское правительство. И ведь воевали. Русский народ явил уникальное в истории свидетельство о духовном единстве тогда, когда от него ничего не осталось. В обществе, где каждый встречный мог писать доносы, люди оказались готовы друг за друга воевать. А война всегда требует единства и готовности стоять друг за друга, без этого ее выиграть нельзя.

Великая Отечественная - это подвиг веры. Веры людей, которых растили в неверии. В этом ее тайна и в этом ее, хоть и трагическая, но победа.

Послушай, Бог… Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.


Александр Зайцев, рядовой, погибший в 1944 году.
Стихотворение было найдено в шинели.

Вечная память.

Александр Чукавин