Артели в сталинское время и их роль в советской экономике

На модерации Отложенный




Артель представляет собой собрание людей, объединенных добровольным желанием совместно трудиться, при этом подразумевая равную ответственность, участие в управлении трудовым процессом и справедливое распределение доходов.

Кооператив, в свою очередь, является более развитой формой артели, включающей не только производственные, но и сбытовые аспекты.

На момент смерти Иосифа Сталина в СССР функционировало 114 000 мастерских и предприятий различных отраслей - от пищевой промышленности до металлообработки, а также от ювелирного дела до химической промышленности. В этих предприятиях трудились около двух миллионов человек, производящих почти 6% общей продукции промышленности Советского Союза. Артели и промкооперации, доминировали в сфере производства, они были ответственны за 40% производства мебели, 70% металлической посуды, более трети трикотажа и практически за все производство детских игрушек. В предпринимательском секторе также существовали около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лабораторий и даже два научно-исследовательских института.

Кроме того, в этом секторе действовала собственная частная пенсионная система. Важно отметить, что артели предоставляли своим членам ссуды для приобретения скота, инструментов, оборудования, а также для строительства жилья. Эта система продолжала существовать до 1956 года, когда артельная деятельность была официально запрещена и разгромлена в течение нескольких лет.

Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые радиолы в СССР (1935 г.) и первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) были произведены ленинградской артелью "Прогресс-Радио". В брежневскую эпоху одной из наиболее заметных особенностей социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. Причиной этого дефицита было то, что советская промышленность была государственной, плановой и не обладала гибкостью в реагировании на изменения спроса. Все товары, предлагаемые в СССР, производились либо государственной промышленностью, либо импортировались из-за границы.

Артель представляет собой собрание людей, объединенных добровольным желанием совместно трудиться, при этом подразумевая равную ответственность, участие в управлении трудовым процессом и справедливое-2

Совершенно иная ситуация была в период сталинизма. Тысячи промышленных кооперативов и сотни тысяч ремесленников работали по всей стране. Все производственные артели и ремесленники принадлежали к так называемой "местной промышленности", а не государственной.

Например, в брежневские годы, если в каком-то городке не хватало конфет, чтобы удовлетворить спрос, необходимо было вносить изменения в пятилетние планы. В период сталинской эпохи подобные вопросы решались самостоятельно на местном уровне. В течение месяца появлялись торговцы, производящие конфеты методом ручной работы, а через два месяца к ним присоединялись производственные артели.

Артели давали всего 6-10% от общего производства, но зато по разным подсчётам артели давали до 80-90% разнообразия ассортимента. Помните 90-е, когда многие отказались от СССР ради 10 видов колбасы? Так вот отсутствие этих 10 видов колбас, сыров и прочего — частично результат уничтожения артелей. Кооперативы пытались вернуть, но было уже поздно.

В первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В 1941 году принято решение по которому новые артели на два года освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием. Государство ставило одно условие — цены на продукцию не должны превышать более чем на 10% от цены на аналогичную продукцию гос. предприятий.

Артель представляет собой собрание людей, объединенных добровольным желанием совместно трудиться, при этом подразумевая равную ответственность, участие в управлении трудовым процессом и справедливое-3

Однако некая «уравниловка» все же была. В сталинские годы в СССР существовал «прогрессивный налог наоборот». Как известно, прогрессивный налог – это когда чем выше доход, тем выше процент налога.

В СССР у этого налога была своя особенность – он не имел нижней планки. Т.е. не просто «чем больше зарабатываешь – тем больше платишь», но и «чем меньше зарабатываешь – тем меньше платишь».

Многие деятели выступали за уничтожение артелей, но Сталин, Косыгин, Шепилов твёрдо стояли на необходимости их сохранения.

Для предотвращения злоупотреблений бюрократов были установлены ограничения на стоимость сырья, транспорта и т.д. для артелей. Во время войны многие артели переключились на производство оружия и других необходимых товаров для фронта. После войны для артелей, состоящих из инвалидов, введены дополнительные льготы, что предоставило многим пострадавшим на фронте возможность трудиться, получать пропитание и получать медицинскую помощь.

Кустари, например, чей годовой доход не превышал 600 рублей, не платили ничего. Не платили налог и рабочие и служащие, месячная зарплата которых не превышала 150 рублей (1500 рублей в год). Подоходный налог с частнопрактикующих врачей, учителей, адвокатов, зарабатывающих всего 1000 рублей в год, взимался в размере 1%. Кустарь при доходе 1200 рублей в год платил подоходный налог 4%. Литератор, зарабатывающий 1800 рублей в год, должен был уплатить государству 0,8% подоходного налога.

Помимо льгот, была очень простой процедура регистрации и бухучёта.

Из воспоминаний современника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике:
Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью – он стал «начальником транспортного цеха» А.К. Трубицын.