Моя жизнь в торговле 8. Вендор

На модерации Отложенный

В роковом 2013-м году мои матримониальные планы рухнули вместе с надеждами обрести семью и вернуться в Самару. Требовалось как-то устраивать свою жизнь дальше и не впадать в депрессию. Бизнес в нашей маленькой торговой конторке тогда шел на удивление хорошо, появилась возможность тратиться на себя и даже откладывать. Когда же я упаковался по своим меркам неплохо, то малость заскучал. Появилась мысль влезть в ипотеку, но показалось еще рано, мне требовался хотя бы первоначальный взнос. Копить в кубышку я не привык, тратя все свободные средства на женщин и детей. Да и от нашего любимого государства можно ожидать неприятные сюрпризы в любой момент. Поэтому предпочел активный и перспективный, но трудный и рискованный путь.


Как писал ранее, в свое время я успел попробовать себя в самых разных бизнес-ипостасях. Служил торговым агентом, наемным бегунком, небольшим начальником и даже самостоятельным предпринимателем. Сам шил и перешивал одежду, продавал и перепродавал различные чужие товары, но моя душа созидателя-архитектора всегда ощущала некую неудовлетворенность этим, стремясь к большему креативу и свободе. Хотелось сделать новое и полезное самому, увидеть свое творение, приносящее пользу людям. Словом, решил я опять заняться собственным деловым проектом. Предыдущие опыты в предпринимательстве не увенчались потрясающим успехом, но это не останавливало. Я снова настроился испытать злодейку-судьбу и наконец обеспечить себе безбедную старость.

Хотелось найти плодотворную дебютную идею, не требующую больших начальных вложений, но масштабируемую в случае успеха до массового производства. И тут я вспомнил про хорошо забытую почему-то в последнее время очень симпатичную мне и полезную вещичку, которой я раньше долго и с удовольствием пользовался, но давно не видел на прилавках. Всегда раздражала скапливающая и западающая в дырки подкладки карманов и гремящая на бегу мелочь. Она требовалась постоянно для поездок на маршрутках и походов на рынок, но мужчины не носят больших кошельков. Рассчитываться в переполненном транспорте иногда приходится в темноте и тесноте наощупь, выбирая монетки по весу, толщине и диаметру, но часто роняя, ошибаясь и чертыхаясь.

В советское время выпускались так называемые монетницы - небольшие, но увесистые копилки-диспенсеры из металла с круглыми отверстиями, из которых пружинками выталкивались при необходимости нужные монетки. Они позволяли легко доставать мелочь даже вслепую. Однако в девяностые деньги несколько раз обновлялись. Менялись размеры и номиналы. А потому прежние модели не подходили, и о них успели забыть. Это огорчало и…обнадеживало. Я подумывал про то все нулевые, но не решался, и тут, как мне показалось, настал удачный момент использовать свой шанс. После очередного кризиса наступило затишье и стабилизация, новой денежной реформой не пахло. Ну, и мне жгли ляжку недавно появившиеся свободные средства, которые хотелось пустить в новую затею.

Для начала прочесал рынок в Интернете и не нашел там никаких аналогов, хотя конструкций разных насмотрелся немало и у нас, и за бугром. Копировать готовый шаблон не вышло, да и не хотелось. Требовался оригинальный продукт, как по форме, так и идее, легкий, прочный и недорогой. По части цены критерий прост - упаковка не должна стоить дороже содержимого. Металл сильно подорожал, но без пластиковых вкладышей все равно не обойтись, так почему бы не сделать из него и корпус?! Кроме пружинок, конечно. Я замерил диаметры и рассчитал новую конструкцию. Ради ее облегчения, уменьшения и упрощения отказался от совсем низких номиналов в 1 и 2 копейки, практически вышедших из обращения к тому моменту. 10 оставил для внушительности, удобства и дизайна, а зря...

Саму конструкцию пришлось тоже существенно переделать, исходя из возможностей материала, и сделав защелкивающиеся пластиковые дно и крышку. Накидав эскиз, попросил свою хорошую знакомую вычертить рабочие чертежи. Она же любезно создала и 3D модель. На мониторе все выглядело весьма недурно и убедительно. Теперь предстояло выбрать производителя. Первоначально я предполагал заказать комплектующие по отдельно, собирать и паковать все в гараже своими руками. Это позволяло избежать огласки, хищений и сбыта налево, но существенно усложняло логистику и сам процесс. Я быстро понял, что один не потяну это физически даже по времени и нужно отдавать изготовление продукции на аутсорсинг, а самому становиться вендором - разработчиком.

Необходимо делиться не только нагрузкой, но и прибылью, как ни обидно. В разумных пределах, чтоб не прогореть и никого не обидеть. Я тогда жил под Москвой, и в столице казалось будет нетрудно решить вопрос с производством. Однако это оказалось несколько сложнее. Дело в том, что для штамповки даже легоньких пластиковых деталей потребовались массивные стальные пресс-формы. Помог, как всегда, Интернет. Но не сразу. Найденные партнеры выставили заоблачные расценки, следующие предложили помощь китайских друзей. Меня не устроили сроки, да и терять контроль за процессом мне чревато. На выставке в Экспоцентре познакомился с представителем завода из соседней области.

Три часа пути в один конец не испугали, бывало и хуже. Съездил, посмотрел, договорился.

Являясь обычным физическим лицом, приходилось блефовать, выдавая себя за представителя существенной структуры, но наличные в качестве задатка сомнения не вызвали. Хотя их размер не позволял включать заднюю. Теперь требовалось найти изготовителей пружинок и коробок. С ними получилось проще, эти затраты не смущали, и вопрос решился быстрее в Московской области. Оставались формальности, я снова обрел статус индивидуального предпринимателя, заказал штрих-коды на этикетки. Времени это заняло не слишком много. Без отрыва от основной работы управлялся с телефонными переговорами в обеденный перерыв. Для длительных поездок всегда находился предлог посещения потенциального или проблемного клиента.

Когда после длительных просрочек прессформы пришли, и завод выпустил пробную партию, обнаружилось, что они нуждаются в доработке. Тактильно не нравились острые грани. Пластмассовые защелки не выдерживали давления пружинок, крышки прогибались и продавливались. Пришлось придумывать новую технологию с мертвой склейкой специальным едким клеем и конструктив с ребрами жесткости. Грани скруглили за счет фасок. Прочная пленка для запечатки 10 штук оказалась слишком толстой и не обеспечивала хороший внешний вид. Пленку заменили на пищевую из магазина, но та легко рвалась. Сборка шла медленно и нетехнологично. Потребовалось новая доводка прессформ, время для совершенствования процесса сборки и обучения рабочих.

После всех переделок и калькуляций мне выставили счет с ценой, втрое превышающий предварительно оговоренную. Я понимал, как сложно все предусмотреть, но в своих расчетах цены на полке исходил из, как мне представлялось, должного запаса прочности. Поверил на слово, не стал настаивать на подписании протокола согласования цены и в итоге получил цену на грани рентабельности. Отказываться поздно, пришлось продолжить игру. Тестовые 100 штук удалось пристроить на реализацию по знакомству в небольшую сеть киосков в нашем райцентре. Торговля начиналась вяло, но потом один киоск в центре сумел сбыть значительную часть. Это обнадежило, но через месяц остатки пришлось забрать. Среди них обнаружилось много брака, расклеенных и сломанных.

Усовершенствованная продукция выглядела лучше, я заказал несколько тысяч, но тут вышла заминка с заводом, получившим выгодный заказ. Когда она наконец приехала, обнаружил, что распечатанные мной на самоклейке этикетки со штрихкодами, горе-изготовители где-то якобы потеряли и прислали мне товар без них.  Мне пришлось разобрать всю партию, распечатывать и самому оклеивать каждую штуку, запечатку и коробку. Предполагались расцветки шести видов – желтые, красные, синие, зеленые, серебристые, розовые, дабы комбинировать корпуса и вкладыши разных цветов, но пришло только из двух. Софт-пластик заменили на обычный, а он выглядел и ощущался в руке не так приятно. Я радовался тогда и этому, не стал выдвигать претензии, а зря.

Доставку компонентов на сборку и готовой продукции ко мне я договорился обеспечить силами самих производителей. К потребителям она уезжала почтой или через транспортные компании. 1-2 коробки в 3,5 кг почта отправляла по божеским расценкам. Пока здоровье позволяло, 3-6 коробок я мог дотащить до ТК и сам, большее количество возил с маленькой помощью своих друзей-автомобилистов или просто на такси. Иногда приятели экспедировали и инкассировали сами за малую толику кэша. Особенно они выручили, когда возникли проблемы с имплантированным протезом тазобедренного сустава левой ноги. Несколько месяцев я передвигался на костылях, а перед операцией вообще не мог встать с кровати, но как-то обошлось и дела не остановились.

Шло второе десятилетие нового тысячелетия, но в памяти еще жили воспоминания лихих 90х годов прошлого века с бандитским беспределом, дворовой шпаной и рэкетом. Они миновали, с но с ментовским уличным вымогательством мне тогда приходилось сталкиваться. Обошлось тогда легкими испугом и убытками, но повторять их совсем не хотелось, а потому я всячески пытался не отсвечивать по месту жительства и в иных ситуациях, по возможности шифруясь и избегая лишних глаз. Конечно, несколько самых близких товарищей знали в целом, чем я занимаюсь и даже иногда мне помогали в некоторых сложных ситуациях, но я старался этим не злоупотреблять и не подставлять их под какие-либо неприятности, обеспечивая доверенностями, документами и деньгами.

Поскольку почти все проходило официально, приходилось готовить документы тщательно, как полагается. Еще с прошлого предпринимательства имелась лицензионная 1С 8.0 и лазерный принтер. На обслуживание и обновления я не тратился, но сошло и так, не вызвав нареканий ни у кого из клиентов.  Я работал по упрощенной схеме и платил лишь 6% налога с оборота, считая это логичнее и проще по сравнению с высчитыванием разницы между доходами и расходами.  Квартальные отчеты и декларации мне аккуратно готовила знакомая бухгалтерша за символическое вознаграждение. Налоговая несколько раз высасывала из пальца недоимки, но в итоге оказалась должна мне сама. Впрочем, судиться с ней мне в голову не пришло. Но до этого еще далеко…