Россия стремительно краснеет на фоне роста неравенства

На модерации Отложенный


Симпатии к Владимиру Ленину достигли максимальных с советских времен 67%. Особенно его чтят люди старше 55 лет и младше 24 лет. Большая часть россиян уже против выноса тела Ленина из Мавзолея.

Все больше граждан за плановую экономику (62% в 2021 г.), нежели капитализм (24%). Советскую систему считают лучшей 49%, нынешнюю – 18%, а западную демократию – 16%.

К концу 2023 г. желающих жить при социализме стали рекордные 48%, а капитализм предпочли 5%, показал опрос ИСПИ РАН. Также:

— 80% положительно оценивают советскую эпоху, а 63% сожалеют о разрушении СССР;

— 59% считают, что при коммунизме больше плюсов (обратное полагают 18%);

— 50% положительно относились в 2023 г. к Октябрьской революции 1917 г. (отрицательно – 21%);

— 43% хотели бы организации общества по идеям коммунизма (против – 38%).

Оговоримся, что не все хорошо осведомлены о реалиях СССР. И далеко не все считают себя социалистами: среди молодежи их 28%, еще 20% – либералы, 13% – консерваторы. Симпатии к Советскому союзу сочетаются у большинства с поддержкой власти, не скрывающей свой антисоветизм.

Такие противоречия во взглядах закономерны, учитывая содержание почти 40 лет пропаганды. Но кризис и рост неравенства дали импульс левым идеям. По данным WID, в 2022 г. 1% самых состоятельных семей РФ владели 47,65% чистых богатств. А 50% бедной части россиян — всего 3,1%. Разница накопленных богатств выросла уже до 764 раз, тогда как при СССР была около 50.

Экономика и доходы населения 10 лет стагнировали. Зависимость от Китая, ставшего первой экономикой мира, заставила задуматься, как могла развиваться страна, не будь перестройки и реставрации капитализма. Господство олигархов стало полным разочарованием и привело к потерям большим, чем ВОВ. А противостояние с Западом поставило вопрос: зачем нам модель экономики, заранее запрограммированная на обслуживание чужих интересов, а не своих.

 

Комментарий: Анатолий Несмиян

Вряд ли стоит увязывать эти данные с неким «покраснением» общества. Речь идет о запросе на справедливость, которую не видят в нынешнем строе и хотели бы видеть при каком-то другом. При этом значительная часть желающих справедливости вряд ли даже на уровне базовых знаний понимает суть левой идеологии, так как она тоже не является волшебной таблеткой и панацеей от всего. 
 По сути, опрос показывает негативистскую тенденцию неприятия нынешнего положения вещей, повестку «против». С повесткой «за» всегда сложнее, так как она требует общественного консенсуса по образу будущего, на базе которого можно построить новый проект развития.
 
 Проблема в том, что нет ни консенсуса, ни образа будущего, есть только смутные пожелания к нему, не оформленные в понятные массам и воспринимаемые ими достаточно однозначно лозунги и идеи. Поэтому пока вместе с неприятием нынешнего порядка создается мифология о чем-то противоположном ему, и образ Ленина наделяется теми чертами, которые соответствуют этому неприятию реальности. 
 Это и хорошо, и плохо. Так как миф - это всегда необходимое начало чего-то нового. Миф - это всегда мечта. Но за мечтой обязательно должны приходить техники и практики ее воплощения. Иррациональное должно уступать место рациональному. Вера и мифология должны отходить в сторону и давать проход практическому воплощению их в реальную жизнь. И вот пока с этим не просто плохо, а никак.