Дневник Московского международного кинофестиваля — день 5

На модерации Отложенный Фото: архивы пресс-служб Дмитрий Евстратов

Главное событие пятого дня ММКФ — премьера российского фильма «Пришелец» из основной конкурсной программы. Об этой и других картинах в своей заметке рассказывает редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов.

Основной конкурс

Просмотрено:

«Пришелец», Россия

«Меж псом и волком», Турция

Журналисты, активно следящие за конкурсной программой, ждали пятого дня ММКФ как манны небесной: 23 апреля состоялась премьера «Пришельца» Ивана Соснина — единственного российского фильма из основного конкурса. Надежд было немало: все-таки Иван Соснин хоть и молодой режиссер, но уже с приличным бэкграундом. Особенно это касается короткометражных фильмов: просто загляните на «Кинопоиск» и посмотрите, как высоко зрители оценивают его работы. 

В последние годы Соснин все чаще снимает полнометражное кино. В «Пришельце» режиссер обратился к социальной фантастике, зайдя на территорию Анны Меликян («Чувства Анны»), но так и не смог на ней ужиться. За 80 минут хронометража лента прошлась по обществу, неспособному принимать инаковых, каким оказался герой Максима Стоянова — человек «не с этой планеты», за которым прибыл пришелец, обернувшийся в тело девочки. Фильму, к сожалению, не хватает ни оригинальных фантастических придумок, ни социального накала «Айты» (раз уж сюжетная схожесть у картин есть), ни яркой истории. Зато есть душевность, и для успешного проката этого будет достаточно. 

Совсем другое настроение задал турецкий фильм «Меж псом и волком» — своеобразная версия «Преступления и наказания» Достоевского, в которой главный герой на протяжении полутора часов страдает от депрессии, пытается переосмыслить свою жизнь и наконец признается во взятом на душу грехе. 

Картина медленная, разговорная — за это в турецком кино обычно отвечает каннский лауреат Нури Бильге Джейлан.

Но ММКФ все-таки не Канны, поэтому и кинематографического таланта здесь поменьше: в сравнении с лентами Джейлана «Меж псом и волком» значительно уступает. А вот приз за лучшую актерскую игру вполне может отойти Али Сечкинеру Алыджи. До моральных скитаний Раскольникова его герою далековато, но актер выжал максимум из образа и сценарного материала.

Внеконкурсные программы

Просмотрено:

«Другая форма», Бразилия, Колумбия (программа «Мультвселенная»)

В этом году программа «Мультвселенная» представлена не только короткометражными мультфильмами, но и полнометражной анимацией. О самой громкой премьере, французском киберпанке «Марс Экспресс», мы рассказывали в одном из прошлых выпусков дневников ММКФ. Фильм доберется до проката уже 8 мая. Картине «Другая форма» повезло чуть меньше: отечественные прокатчики пока не приобрели права на ее показ и, по всей видимости, так и не приобретут. 

Это южноамериканский геометрический сай-фай о людях причудливых форм, которые будто обитают в мире «Майнкрафта» и хотят стать частью чего-то большего, почти как герой Итана Хоука в «Гаттаке». Они пытаются выискивать для себя новую форму (удачная метафора о внутренних поисках) и всякий раз сталкиваются с общественными стандартами и стереотипами, которые указывают на то, какими нужно становиться и оставаться. 

Мультфильм бодрый и креативный, но смотреть его нужно на свежую голову. В череде бесконечных фестивальных показов такое состояние — огромная редкость. Да и подобным оригинальным идеям, в частности и визуальным, гораздо проще уживаться в рамках короткометражных мультфильмов. Здесь же действие растянуто на полтора часа — такой хронометраж мешает получить от ленты удовольствие. Разве что эстетическое — без него зритель точно не останется.