Накануне кузбасские полицейские и судебные приставы рассказали, как обстоят дела с расследованием уголовных дел в отношении потребительских кооперативов, которые обманули своих вкладчиков. Хотя из более чем 200 потребительских кооперативов, действующих в Кузбассе, проблемы с законом и возвратом денег имеют всего 13 подобных организаций, сумма, которую они задолжали своим пайщикам весьма внушительная - почти 335 миллионов рублей.
- Главная проблема в том, что сложно доказать хищение денег пайщиков, - пояснила начальник контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере экономики Главного следственного управления МВД по Кемеровской области Татьяна Килина. – Для этого нужно установить, что деньги поступили в карман руководителя, и он купил квартиру, машину и так далее. А, как правило, приобретенная ими недвижимость, регистрируется на других лиц, и в итоге многие подозреваемые по делам получаются «чистые».
Именно потому, что многие руководители лопнувших кредитных кооперативов официально оказались беднее церковной мыши, почти половина уголовных дел были возбуждены не по статьям «Мошенничество», «Присвоение или растрата», а по более мягкой - «Злоупотребление полномочиями», которая предусматривает четыре года лишения свободы вместо шести.
Есть и еще одна сложность возврата средств обманутым вкладчикам. Порой просто невозможно доказать, что люди являлись пайщиками потребительских кооперативов. Кузбассовцы нередко отдавали свои деньги без договоров, получая взамен непонятные бумажки, которые нельзя назвать бухгалтерским документом даже с большой натяжкой. Кроме того, документация во многих кооперативах велась таким образом, что нельзя определить, кому и на какие суммы выдавались кредиты, а некоторые председатели кредитных кооперативов и вовсе уничтожили все бухгалтерские документы. Как, например, директор кооператива «Городской», действовавшего в Новокузнецке, и обманувшая 430 вкладчиков на 70 миллионов рублей.
Женщина увезла все бумаги с собой в неизвестном направлении, покинув территорию России. По словам Татьяны Килиной, ее объявили в международный розыск.
Все эти сложности и привели к тому, что из всех уголовных дел до суда пока доведено только одно - в отношении руководителя печально известного КПК «Гурьянин» Александра Истомина. Приговор ему еще не вынесен. К слову, сказать, в этом случае во время следствия удалось установить и арестовать имущество, приобретенное на похищенные деньги: недвижимость, автомобиль, компьютеры.
- Но сначала деньги по исполнительному производству возвращаются в налоговую службу, Пенсионный и страховой фонды, и только в четвертую очередь — вкладчикам, - рассказала заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области Лена Бессонова. – А у каждого второго кооператива нет никакого имущества, и деньги безвозвратно утрачены.
Тем не менее, пусть маленький, но шанс получить хотя бы часть своих денег обратно у обманутых пайщиков все же есть. На счета многих кооперативов возвращаются деньги, ранее взятые в кредит под высокие проценты, а значит, их вернут и вкладчикам. К слову, с начала года судебные приставы вернули кузбассовцам уже более 11,6 миллионов рублей.
На заметку!
На что обращать внимание вкладчикам?
Под видом кредитных кооперативов часто действуют мошенники. Как же отличить добросовестный кредитный потребительский кооператив от любителей легкой наживы? Узнать возможных преступников вам помогут следующие признаки:
- агрессивная реклама в СМИ;
- завышенные в три и более раз проценты по вкладам;
- отказывают в просьбе ознакомиться с уставом и отчетами о деятельности.
Кроме того, добросовестный потребительский кооператив с 4 августа 2011 года должен состоять в саморегулирующейся организации - аналоге системы страхования вкладов в банках.
Комментарии