Магистраль в будущее. Последняя стройка коммунизма

На модерации Отложенный

петр гаринМагистраль в будущее.

Полувековой юбилей празднует БАМ. Изучение материалов с 10-ти разных сайтов, выданных Google по запросу "Байкало-Амурская магистраль история строительство" и занимающих места по индексу цитирования примерно с 1-го по 50-е, наводит на одну и ту же мысль: вот строили мы строили и наконец построили... И что же нам теперь со всем этим делать?



Предложений по использованию БАМа масса. Но вот что интересно: зачем же его все-таки начали строить, если до сих пор не могут решить к чему бы его приспособить? На этот вопрос ответ как правило один и тот же: что вы хотите, это же была стройка века! Главное было построить, а зачем - это уже другой вопрос! Однако давайте попробуем исходить из другого принципа, озвученного А. де Сент-Экзюпери в "Маленьком принце": "если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". Пусть сейчас эти цели потеряли актуальность, но все-таки: для чего Сталин и Брежнев строили Байкало-Амурскую магистраль? Примем за аксиому, что цель у них все-таки была и посмотрим, что же у нас из этого получится.



Для меня эта тема тем более актуальна, что я в 1989-1991 годах сам проходил действительную срочную службу на БАМе. Для тех, кому интересно: служил я во Внутренних войсках специального назначения по охране железнодорожных объектов: мостов и тоннелей Байкало-Амурской магистрали.


Для начала я хочу обратить ваше внимание на некоторые даты.


Итак, в 1906 году (сразу после русско-японской войны) в России обсуждается (и не в первый раз!) идея второго Транссиба и даже проводятся изыскательские работы.

Далее все стихает до 1924 года. В этом году в перспективном плане строительства железных дорог уже "обозначен контур" второго Транссиба.


В 1930 году Далькрайком ВКП(б) выходит в СНК СССР с предложением о начале проектирования и строительства второй транссибирской магистрали с выходом ее к Тихому океану. В этом документе дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью.


В 1933 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о строительстве БАМа. На самом деле в этом году только начинаются изыскательские и проектные работы по трассе будущей дороги.


В 1937 году принимается решение о начале строительства участка Тайшет-Советская гавань. Оба названия - ключевые. Тайшет - это та развилка, откуда Трассиб и БАМ идут каждый по своему пути, а Советская гавань - это край земли: берег Тихого океана.


В 1938-1940 годах идут работы (неизвестно какие) на участке Байкал-Чара-Тындинский.


В 1940 году завершено первое проектное задание всей магистрали. Однако сквозные поезда по БАМу еще не ходят и начнут ходить не скоро - до этого момента пройдет не один десяток лет.

После этого строительство не прекращается совсем, но идет небольшими участками и не очень быстро. Оно и понятно - война и послевоенная разруха не дают возможности вести полномасштабные работы.


По сути сталинский БАМ оканчивается 1951 годом, когда поезда стали доходить до станции Лена (г.Усть-кут) на западе, а на востоке были построены ветки: Комсомольск-на-Амуре-Советская гавань и Известковая-Ургал. Оба участка в то время были больше похожи на ответвления Транссиба, чем на самостоятельную железную дорогу.


Далее по самый 1967 год ничего сверхестественного не происходит. Какие-то работы ведутся, в основном местного значения, но серьезных денег не вкладывается. И вдруг в 1967-м начинаются (внимание!) "широкомасштабные проектно-изыскательские работы по всей трассе БАМа."


В 1974 году разворачиваются строительные работы по всей трассе. 15 марта 1974 года Леонид Ильич Брежнев назвал БАМ "важнейшей стройкой IX пятилетки". 26 апреля создается первый ударный комсомольский отряд, 27 июля "Правда" печатает передовую статью "От Байкала до Амура" - первую передовую статью о БАМе. Тогда же в июле 1974-го создается постоянно действующая комиссия по строительству и освоению БАМа.



С этого момента стройка, что называется, понеслась. Темпы и масштабы строительства просто потрясают. Причем об этой стройке очевидцы рассказывают легенды!.. И не только про героизм и ударный труд. Так, например, мне рассказывали, что техники на строительство нагнали - море. И почти вся она была японской(!). С одной стороны ближе везти, чем из Европы, а с другой - это сколько ж должно стоить? Бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, что там еще у них было. Причем технику эту никто не ремонтировал и даже не обслуживал: работала сколько проработает. Сломалась - ее в сторону и пригоняют новую. Забавный эпизод: у японцев к каждому такому агрегату прилагался комплект одежды для рабочего.

Комбинезон, куртка, кепка - все из джинсовой ткани. Это в Сибири-то!.. Само собой, что все это никто не носил - продавали на Большой земле. Сами знаете, чего тогда джинса стоила. А тут, как рассказывают, вполне стильная одежда была, не "ливайс", конечно, но все же...


Видел я возле поселка Холодный (хорошее название, правда? Как-то греет...) и остатки БАМлага еще сталинских времен. К сожалению не имел возможности расспросить местных на эту тему. А жаль...


Но мы отвлеклись. Короче говоря, я лично в конце 1989 года в составе полкового оркестра встречал первый сквозной поезд, прошедший по БАМу. Собственно, это был бы конец истории строительства, но оставался еще Северо-Муйский тоннель. Он был сдан в эксплуатацию (еще раз внимание!) лишь в декабре 2001(!) года. Дело все в том, что изначально этот тоннель хотели сделать самым длинным не то в мире, не то в Европе, а все никак не получалось. Если я ничего не путаю, вначале он должен был стать самым длинным в мире, потом, после нескольких неудач и аварий, планку опустили до Европы (хотя я не понимаю, как можно быть самым длинным тоннелем в Европе, находясь при этом в глубокой Азии), но и то - провозились с ним бог знает сколько лет. Да и что говорить, если даже при строительстве тоннеля "Байкальский", который я охранял и который всего каких-то 7 километров, за несколько сот метров до смычки проходчики наткнулись на подземную реку. Произошла авария, обвал, говорят были жертвы, после чего до смычки сразу стало почти полтора километра. Вот так.



Что же мы в результате имеем? А имеем мы, по сути, три, если так можно выразиться, всплеска интереса к строительству БАМа со стороны общества и правительства. Первый из них в начале XX-го века, второй - в 30-40 годы и третий - в конце 60-х и до победного конца.

Вы еще не догадались? А ведь я даже подсказку в самом начале дал!


Потребность в строительстве Байкало-Амурской магистрали всерьез возникала тогда и только тогда, когда на наших восточных границах начиналась война или существовала угроза ее начала.


Судите сами:

1. Начало XX-го века - русско-японская война. Сразу после нее вдруг начинаются изыскательские работы. Собственно, уже тогда соответствующим министерствам и ведомствам стали понятны два момента:

Во-первых, Япония перестала быть вещью в себе, она стремится вырваться из островных тисков и мало того, с ней теперь придется считаться, как со страной, обладающей вполне реальной силой.

Во вторых, в случае возникновения военных действий в районе Дальнего Востока или же Восточной Сибири со стороны Японии или Китая, Россия (а впоследствии СССР) будет испытывать серьезнейшие проблемы именно с железными дорогами, ибо Транссиб проходит слишком близко к государственной границе (а в те времена Транссиб еще только строился и часть Транссиба, если мне не изменяет память, вообще шла по территории Китая).

Думается мне, что и опыт Гражданской войны в Сибири показал то же самое: наличие второй транссибирской магистрали крайне желательно. Именно поэтому уже в 1924-м году она включается в перспективный план строительства железных дорог.


2. 30-е годы - Хасан (1936) и Халхин-Гол (1939) у всех на слуху. А ведь это только два самых известных эпизода советско-японского противостояния. По сути Советский Союз все это время находился в состоянии необъявленной войны с Японией. С другой стороны, примерно в одно время с окончанием первой очереди БАМа СССР подписывает с Японией договор о ненападении. И строительство ведется уже далеко не такими темпами. Хотя ведется. Несмотря на войну. Сталин знал, что разбираться с Японией после Германии все равно придется и, насколько позволяли обстоятельства, готовился к этому.


Ну и 60-70-е годы - противостояние с Китаем. Остров Даманский (см., например, газету "Советская Россия" от 1 апреля 1969 года у нас на сайте) и тому подобное. Да я и сам помню в детстве разговоры матерей, у которых сыновья уходили в Армию: боже, только бы не на китайскую границу!.. И вот тут уже под угрозой оказался весь Транссиб, а у нашего правительства (и соответствующих министерств и ведомств) наконец лопнуло терпение и решено было все-таки достроить, наконец, рокадную железную дорогу в глубине территории. Хоть одноколейную, хоть какую угодно, но любая дорога будет лучше, чем если не будет никакой.



Это и есть та главная мысль, которую я хочу донести до вас в этой статье: БАМ прежде всего есть стратегическая рокадная железная дорога! И именно с этой целью он строился на протяжении всего XX века. Именно в этом его главное назначение - просто быть. В мирное время, согласен, ему до сих пор не могут найти толкового применения, но случись не дай Бог что в тех краях - и именно БАМ станет главной артерией дальневосточной войны.


Мысль эта наверняка не новая, мало того, я не настаиваю на том, что это единственная причина из-за которой было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали.