Колониальный гнет царизма в таджикских учебниках истории

На модерации Отложенный

Никита Михалков в своей популярной программе «Бесогон» возмущается современными учебниками истории Таджикистана и других республик бывшего СССР, в которых период нахождения в составе российской империи трактуется как колониальный гнет. По убеждению Михалкова, это способствует воспитанию ненависти к России.

Он не знает, видимо, что в Европе живут миллионы выходцев из бывших колоний, которые вовсе не испытывают ненависти к своей новой Родине (как, возможно, Михалкову бы хотелось), что мэр Лондона – пакистанец, а премьер-министр Великобритании – индиец. И что учили в школах при СССР, Михалков не помнит.

А мне попался текст, явно из учебников истории советского времени, трактующий историю Таджикистана при царизме.

«В 1860-х гг. началось систематическое наступление царизма на Бухарское ханство. Поражение бухарских войск в 1866 под Ирд-жаром, на левом берегу Сыр-дарьи, открыло царским войскам путь к таджикским городам-крепостям — Ходженту и Ура-Тюбе. Ходжент упорно оборонялся от царских отрядов, но после 4-дневной бомбардировки и штурма пал. (25/V 1866). 2/Х 1866 был захвачен после 8-дневной осады Ура-Тюбе. В мае 1868, под натиском войск ген. Кауфмана, сдался Самарканд. Кауфман повел войска далее к городу Бухаре и разбил эмира в сражении на Зерабулакских высотах, но принужден был вернуться в Самарканд из-за вспыхнувшего там народного восстания. Население Самарканда и окрестных кишлаков и городов, в т. ч. таджикское население района гор. Пенджикента, восстало против царских захватчиков. Восстание было жестоко подавлено генералом Кауфманом, город предан разграблению и разрушению, множество жителей расстреляно. В 1868 эмир бухарский Музаффар-хан заключил с генералом Кауфманом договор, по которому Бухара становилась в вассальные отношения к России. После заключения договора царские генералы помогли эмиру усмирить вспыхнувшие против него народные восстания. В 1870 состоялась т. н. Искандеркульская экспедиция в верховья Зеравшана, во время которой были захвачены мелкие горные бекства с таджикским населением: Матча, Киггут, Магиан и др. Таджики героически защищались, преградив в Кштутском ущельи дорогу отряду ген. Абрамова; последовала расправа, во время которой ген. Абрамов приказал сжечь и уничтожить шесть селений. В 90-х гг. царизм направил свои войска на Памир. Англия, обеспокоенная продвижением русских, вступила в переговоры с Россией о разграничении сфер влияния на Памире. Согласно договору, заключенному в 1895, к Афганистану отошли бухарские владения на левом берегу Пянджа — часть Дарваза, взамен к Бухаре были присоединены Рошан, Шугнан и часть Вахана (области с таджикским населением). Южная часть Вахана оставлена была за Афганистаном для отделения границ России от Индии полосой афганской территории. Таким образом проведенная из стратегических соображений соперничающих империалистических держав граница искусственно разорвала таджикский народ, значит, часть которого оказалась в пределах Афганистана.

Царизм, сохранив Бухарскому ханству, в составе которого была и значительная часть Таджикистана, из дипломатических соображений (во избежание вмешательства Англии) номинальную самостоятельность, фактически превратил его в свою колонию. Таджикский народ оказался под тройным гнетом — царизма, эмирата и байства. В конце 19 в. Бухарское ханство беспрерывно сотрясалось от бурных восстаний против эмирата и царизма. В 1885 в Вост. Бухаре (Таджикистане) возникло грандиозное восстание таджиков, которым руководил дехканин Васи. Восстание продолжалось почти год, в нем принимало участие ок. 3000 дехкан, преимущественно бедняков. Целый ряд восстаний происходил в Вост. Бухаре и в нач. 20 в. (в 1901 — в Денауском бекство, в 1902 — в Курган-Тюбинском, в 1909 — в Кулябском и т. д.). Восстания беспощадно подавлялись царскими войсками. Население районов современного Северного Таджикистана в составе бывшего Ходжентского уезда Самаркандской области входило непосредственно в Туркестанское генерал-губернаторство, разделяя с другими народами колониального Туркестана участь бесправия и нищеты. Во время восстания народов Средней Азии в 1916 таджики участвовали в крупных волнениях в Ходженте, Ура-Тюбе и Пенджикенте.»

Почему это не мешало интернациональному воспитанию, дружбе и восприятию русской культуры?

Потому что в СССР, как и в странах Запада сегодня, история трактовалась как процесс прогресса – от дикости, варварства, войн, гнета, ненависти – к просвещению, миру, дружбе, жвачке, от соперничества – к сотрудничеству. Сегодня Михалков и его коллеги по агитпропу пропагандируют тысячелетнюю русскую цивилизацию, противостоящую всему остальному миру, вечную войну и национальное сплочение. Прогресс, интернационализм – запрещенные слова. Свобода – это независимость вождя от всех и всего, особенно здравого смысла. И если ты против царя – ты против русских. Просто и четко.