После экранизации «Лолиты» Стэнли Кубриком стал богат: Кому досталось наследство Владимира Набокова

На модерации Отложенный


ТРИ ТОННЫ ВЕЩЕЙ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ

У будущего всемирно известного писателя Набокова в Петербурге было все: роскошный особняк на Большой Морской, 47, лучшие педагоги, а в 1916-м дядя подарил еще и родовое гнездо семьи - усадьбу в селе Рождествено. Однако многообещающие планы на жизнь рухнули, как только в стране запахло революцией. Отец Владимира Владимировича был ярым противником большевиков, поэтому в 1917 году семья уехала, тогда казалось, что на время, в Крым, но больше никогда не вернулась. В 1919 году Набоковы эмигрировали в Европу, и домом писателя становился то Берлин, то Париж, то Америка, где в 1955 году опубликовали его самое известное произведение «Лолита». Закончил свой путь Владимир Набоков в Швейцарии, где последние 16 лет жил с женой Верой Евсеевной.


Супруги снимали апартаменты в отеле Монтре, и сейчас их бывшая квартира - один из номеров гостиницы, куда может заселиться любой желающий. Нужно только понимать, что Набоковского там ничего, кроме столика, не осталось - как оказалось, важнейший писатель XX века, исследователь мировой литературы жил достаточно скромно. Доказательство тому и уникальный швейцарский архив, который вернулся в Петербург, в Пушкинский музей, в 2021 году. Милые семейные портреты, пишущая машинка, дорожные чемоданы, газеты и журналы и особая гордость - громадная библиотека - заняли 300 коробок весом 3 тонны. Ни золотых ручек (Набоков вообще часто делал наброски будущих произведений карандашом), ни антикварных предметов интерьера или солидного гардероба в этой коллекции нет.

- Последние 15 лет Набоков с женой жили за счет его известности. Достаточно комфортно жили, но в бытовом смысле богатыми не были, - рассказывает ведущий Набоковед России, сотрудник ФГБУН Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Татьяна Пономарева. - В то время его активно публиковали, но даже этих гонораров ему не хватило бы, чтобы несколько лет посуточно оплачивать отель. Так что надо понимать, что в гостинице Монтре он снимал все же квартиру, а не номер, как некоторые считают. Более того, в то время у отеля была акция: они давали огромные скидки знаменитым людям, чтобы потом в качестве рекламы упоминать их громкие фамилии. Набоков был одним из таких постояльцев.

Номера журналов, письма и библиотека - тоже часть вернувшейся коллекции Набокова. Фото: СЗТУ

Номера журналов, письма и библиотека - тоже часть вернувшейся коллекции Набокова. Фото: СЗТУ

ЭКРАНИЗАЦИЯ «ЛОЛИТЫ» ПОДАРИЛА СВОБОДУ


«Лолита», кстати, тоже не превратила Набокова в миллионера. Ощутимый гонорар пришел только с фильмом Стэнли Кубрика. К экранизации романа Набоков лично писал сценарий и получил немыслимые 150 тысяч долларов. Этого вознаграждения хватило, чтобы уволиться из университета и наконец посвятить себя исключительно творчеству.

- Он жил довольно замкнуто, не особо тратил на что-то, уже не путешествовал, лишь выбирался в швейцарские горы ловить бабочек. Помогал сыну, - добавляет Пономарева. - Был увлечен писательством: ему было уже 60 лет, сформировалось понимание того, что хотелось бы написать. Торопился исполнить задуманное, не растрачивая время на что-то другое.

Произведения Набокова, по сути, и есть главное наследие, которое планировал оставить и оставил миру писатель. Хотя вещи, принадлежащие ему лично, все же есть в той самой швейцарской коллекции. Исследователи его жизни и творчества подчеркивают, что она действительно имеет огромную ценность и не поддается никакой конвертации в деньги.

- Мы получили и архив с многочисленными переписками Набокова и его жены, а также вещи, принадлежавшие им. Например, среди прочего есть сумка, с которой ходила Вера Набокова, видимо, уже в последние годы жизни, - описывает Набоковед Татьяна Пономарева. - Есть уникальная семейная коллекция фотографий - снимки они бережно хранили и возили с собой из города в город, из страны в страну. Многие подписаны. Полагаю, это делала жена Набокова, чтобы, когда она уйдет, можно было идентифицировать людей в кадре. Каких-то неизвестных снимков самого Набокова, кстати, немного - все-таки о нем еще при жизни часто писали, и он, судя по всему, делился домашним архивом.

Из неопубликованного запомнились трогательные фото с сыном. Видно, как нежно он к нему относится.

Берлинская песочница. Владимир Набоков с сыном Дмитрием. Фото: из книги Брайана Бойда.

Берлинская песочница. Владимир Набоков с сыном Дмитрием. Фото: из книги Брайана Бойда.

НАСЛЕДНИК НЕ ЧЕЛОВЕК, А ФОНД

У Владимира и Веры был один ребенок - Дмитрий Набоков, талантливый оперный певец, получивший музыкальное образование в Италии, блестящий переводчик с русского на английский произведений отца. Он скончался в 2012 году там же, в Швейцарии, заблаговременно позаботившись о том, чтобы швейцарское наследие писателя Набокова вернулось на родину. Туда, куда сам Владимир Владимирович так и не вернулся, но делал это от лица героев своих романов.

- Согласно американским законам, а Дмитрий Владимирович был гражданином США, он при жизни сделал наследником свой благотворительный фонд, - поясняет Пономарева. - Других прямых наследников у Владимира Набокова нет. Так что многочисленные родственники (только у отца Набокова было восемь сестер и братьев. - Прим. ред.), которые также покинули Россию из-за революции и сейчас живут в Канаде, Западной Европе, Америке, не имели прав претендовать на наследие Набокова.



При жизни Дмитрий Набоков в память об отце поддерживал довольно тесные отношения с музеями Петербурга. В 2004 году даже побывал в той самой усадьбе Рождествено, где юный Набоков проводил летние каникулы и впервые влюбился.

- Он с большим интересом всегда относился ко всему, что происходит в России, помогал музею. Дарил какие-то семейные вещи. Однажды через Брайана Бойда, биографа Набокова, передал туфли и пиджак, в котором Набоков часто фотографировался. Это было очень ценно.

Пока же увидеть всю швейцарскую коллекцию не представляется возможным. Отдельная экспозиция, посвященная Набокову в Пушкинском Доме, только продумывается.

Разбирать, классифицировать коллекцию из Швейцарии взялись специалисты Пушкинского музея. Фото: СЗТУ

Разбирать, классифицировать коллекцию из Швейцарии взялись специалисты Пушкинского музея. Фото: СЗТУ

КСТАТИ

Что касается американской стороны, которая считает Набокова таким же своим писателем, как и мы своим, им из наследия писателя досталась не менее ценная часть - рукописи романов. В том числе «Лолиты». Произошло это еще при жизни самого Владимира Владимировича. Правда, отдельного музея Набокова в США до сих пор нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Набоковед Татьяна Пономарева: “Лолиту” лучше читать после русских романов

Татьяна Пономарева, ведущий набоковед России.

Татьяна Пономарева, ведущий Набоковед России.

- Этот роман он любил, но, я думаю, понимал, что его обычно читают поверхностно, просто перелистывая, ища там наиболее пикантные сцены. Но для него это было важное произведение, потому что он многое там сказал. Но чтобы понять, что, нужно принять, что это криминальный роман о преступнике и жертве, а не о любви. Читайте внимательно. И не советую начинать знакомство с творчеством писателя именно с этого рассказа. Оставьте американские (переведенные на русский язык) произведения на конец. Есть русские романы – “Машенька“, “Защита Лужина” и другие, – чтобы насладиться стилем и языком автора, обратитесь сначала к ним.

НЕ ПРОПУСТИ!

С 21 по 23 апреля в Петербурге и Рождествено проходит Набоковский фестиваль.