Дед
На модерации
Отложенный
Есть у Жуковского четверостишье:
«О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но, с благодарностию: были».
Я расскажу об одном из самых главных людей в моей жизни. Дед. Он меня вырастил. Пропадал у него всё своё детство – все выходные, каникулы, без изъятия. Сколько я прослушал перед сном его рассказов… и малой доли уже не упомнить. Но какие-то вещи ничто не сотрёт из памяти.
Дед родился в 14-ом. Отца убило в Империалистическую, он так называл ту войну, то ли ещё до его рождения, то ли сразу после. Когда война закончилась, мать сошлась с мужчиной, у которого тоже был сын. А затем родился общий сын, и дед стал лишним ртом. Когда ему было 6 лет, его выгнали, и он беспризорничал. Что с ним происходило до самой войны – неизвестно, не захотел рассказывать, упомянул лишь о том, что в сталинском лагере побывать таки довелось. Скорее всего, что-то по уголовке. Это лишь предположения, но как ещё мог загреметь оборванный беспризорник, спрашивается? Выросший на Молдаванке?
Перед самой войной призвали. В сентябре 1941-го, под Харьковом, попал в окружение, и до самого конца войны, пока не пришли американцы – в концлагере. «Небольшом», по его рассказам – тысяч на 100-150 лагерников. Ройтлинген, это под Мюнхеном.
Здесь уже дед совсем скупым на слова становился. Знаю с его слов, что Ремарк писал правду, в частности, когда рассказывал о «мусульманах», так называли категорию тех, кто напрочь терял волю к жизни, закостеневал на последние несколько дней, затем – конец. Были такие. Знаю, что действительно здоровяки не выдерживали первыми.
Деду с его беспризорным детством «повезло», он всю жизнь оставался невысоким, худым да жилистым.
Ещё как-то дед упомянул о тех, кто поддавался на уговоры да приманки пойти во власовцы. Тогда я впервые услышал слово «тёмная», как правило, успевали справиться до их перевода из барака.
Под конец харчи совсем перестали выдавать. Спасло то, что лагерников выводили в город на разборку завалов после бомбёжек. Уж не знаю как, но там они умудрялись разжиться харчами, местные подбрасывали. А, может, меняли на что-то, не говорил. Буряк – вот что дало им продержаться.
Им – это примерно сотне. Столько осталось советских военнопленных. Сколько было вначале – напоминать не стану. Его не пустили в родной для него город – в Одессу, но на том все репрессии для него прекратились. Деда отправили в Запорожье, где он сошёлся с бабушкой, вместе воспитали мою мать. Потом – мой черёд. Был обычным рабочим.
Напоследок скажу две вещи.
Существует почти что аксиома: кровь гуще воды. Так оно и есть, знаю, не мальчик.
Вот только… Мы с дедом вовсе и не кровные.
И, пожалуй, самое поразительное в дедовой истории. Я очень и очень мало кого знаю, кто был бы столь же добр к людям вообще. И ко мне в частности. Сейчас именно ЭТО считаю его самой большой силой. Почти что тайной. Которую нужно открыть каждому. В себе.
Саченко Григорий Парфилович, так его зовут.
Его история со мной не закончится. Уже моя дочь всё это знает. Я рассказываю о нём друзьям. Теперь здесь. Стесняться нечего. Пусть дед ещё поживёт. Так правильно.
Комментарии
Наверное, жалели нас, старались, чтобы не омрачили нашу жизнь их воспоминания... Если б видели, что сегодня в триллерах нашим детям показывают - ... эх, добрые души. Хотели, чтобы мы прожили жизнь счастливую, без грязи.
А теперь пришло наше время. Соскрести всю голливудскую и прочую грязь с самих себя, затем с детей да внуков, а позже - вообще со всех, до кого дотянуться успеем.
Именно в такой последовательности. Сказано же: возлюби ближнего своего, как самого себя. За простой инверсией спрятан именно этот алгоритм - с себя начни, что называется, набей руку, а затем за окружающих принимайся.
Тогда, глядишь, не стыдно будет в глаза посмотреть нашим старикам, когда придёт время свидеться.
Да что там... Я об этом всём говорил раньше, ты знаешь.
Ты прав - начинать нужно с себя и дальше.
Ну, что, если начнёт проект срастаться - Запорожье будет с нами?
А для продуцирования свободных ассоциаций у собеседника - вообще никакие расстояния не помеха, раз уж железные друзья есть под рукой. Низкий поклон за них братьям-китайцам.
Так что, думаю, сдюжим, чего уж там )))
Вы получили столько любви деда, что её хватит и на Вашу дочь, а в будущем и на внуков. Главное, чтобы цепочка памяти не прерывалалсь.Вот на таких простых людях, как Ваш дед, держалась и держится ЖИЗНЬ.
Молодухой она каждый день ходила на строительство Днепрогэса. Через весь город, как коренной запорожанин могу сказать - это километров 18 в одну сторону. В 5 утра подъём, "лёгкая" такая себе прогулочка, затем весь день ногами бетон месили, быки плотинные утрамбовывали и - часам к 11-ти дома. Такие вот "дискотеки" были в её молодости. Они туда сами ходили, не гнал никто. Потом, с 4-х летней матерью на руках - оккупация. До осени 43-го. Затем послевоенный голод, макуха тогда стала деликатесом. Мать часто это вспоминала. Уже подросла, и тот страх голода остался для неё самым сильным. На всю жизнь.
Как там у Макаревича, что-то в таком смысле: я думаю, нам есть что сказать друг другу.
И убеждён: такие вещи НАДО говорить вслух, не стесняясь.
Прошу, не расстраивайтесь от того, что добро не срабатывает, как хотелось бы. Берите паузу, не ждите немедленного результата. Попробуйте абстрагироваться от результата своего действия, просто делайте, что считаете нужным и правильным. И ВСЕГДА останетесь в выигрыше. Хоть так, хоть эдак Вы получите свои плюшки (подцепил это словечко от дочки). Мы с ней годами воевали в своё время - пух и перья летели во все стороны. Месяцами не разговаривали - вот до чего доходило. Теперь, когда она подросла (я тоже) - роднее нет. Умолкаю, а то начну беззастенчиво хвастаться - не остановишь потом.
Как мог старался не сбиться на поучающий тон, простите, если таки засбоил.
Комментарий удален модератором
Важнее - придти к ним подготовленными, не с пустыми руками. Как-то так.
Комментарий удален модератором