Сегодня очередная годовщина победы Красных Кхмеров в Камбодже — 17 апреля 1975 года взят Пномпень

На модерации Отложенный



Сегодня очередная годовщина вхождения Красных Кхмеров в Пномпень. Пол Пот, конечно, это своеобразный Великий Темный коммунистического движения, который неизменно будет привлекать романтиков, желающих зачистить капитализм под корень. Однако, честно говоря, его история кажется отталкивающей и жалкой.


В принципе, во всем движении Красных Кхмеров самым ярким и крутым днем был как раз 17 апреля 1975 года - восставшие бедняки входят в столицу, откуда сбежали янки. Красота! Это примерно как Фидель и Че, вошедшие в Гавану. Революция против сильных мира сего - это красиво.


Собственно говоря, на этом вся крутизна кхмерской революции и заканчивается. Речь не только о первобытной дикой жестокости репрессий Пол Пота. А еще это крестьянский архаичный коммунизм, возвращение в каменный век. Единственное доброе дело Пол Пота - в том, что он пощадил храмовый комплекс Ангкор Ват, все же признав его достоянием нации, а не буржуазным пережитком. На этом всё.

Характерно, что когда вьетнамцы вторглись в Камбожду, обнаружилось, что полпотовцы запретили телефонную связь, в результате чего в кхмерской армии донесения на фронт перевозили велосипедисты. Не удивительно, что вьетнамцы, разогретые победой над США и поддерживаемые СССР, смогли победить менее развитую Камбоджу, но все же профукать страну за несколько дней - это надо "постараться". Пол Пот смог.

Соседний Китай успешен куда больше. Пока по стране действовали хунвейбины, китайские ученые разрабатывали атомную бомбу и запускали спутники. Ничего подобного за Красными Кхмерами не числится, просто тупое разрушение.

Кстати, два дня назад была еще одна годовщина. 15 апреля 1998 года Пол Пот - кровавый ужас Кампучии, Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Кампучии, премьер-министр Кампучии, лидер движения Красных кхмеров окончил свой кровавый путь на Земле. Он погубил миллионы людей, но так и не был осужден за свои злодеяния.

В биографии Пол Пота по сей день есть много белых пятен, поскольку сам он скрывал подробности своей жизни. Известно, что Салот Сар родился, как принято считать, в 1925 году в деревне Прексбаув в зажиточной кхмерской крестьянской семье Пек Салота и Сок Нем, был 8-м из 9 детей. Но точная дата рождения неизвестна. С четырёх лет научился грамоте. Его двоюродная сестра Меак занимала при королевском дворе статус кхун преаб ме неанг (буквально «дама, ответственная за женщин») и являлась наложницей наследного принца Сисовата Монивонга, от которого родила сына Коссарака. Один из старших братьев Салот Сара, Лот Суонг, тоже служил во дворце, а их сестра Салот Роёнг танцевала в королевском балете и также стала наложницей короля Монивонга.

В возрасте 9 лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма.

Напрашиваются аналогии с одним грузинским семинаристом…

В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме, получил профессию столяра-краснодеревщика. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене.

В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Прибыв в 1949 г. во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику.

Вспоминая первый год своей студенческой жизни в Парижском университете, Сар утверждал, что много работал и был хорошим студентом. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара — Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ был «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом «кхмер Даом» выступает со своим первым политическим произведением — в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно, в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета, пробыв во Франции 3 года.

15 декабря 1952 года он покинул Францию.

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он попытался установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) — Фам Ван Ба.

В августе 1953 года Салот Сар вступил в ряды Народно-революционной партии Камбоджи. Вначале он стал работать в отделе массовой пропаганды, а затем посещал школу для партийных кадров. По словам Фан Ван Ба, сказанным впоследствии, Салот Сар «был молодым человеком средних способностей, но с амбициями и жаждой власти».


К псевдониму «Пол» Салот Сар начал прибегать ещё в 1950-е годы, псевдоним «Пол Пот» он начал использовать в 1976 году. Этимология псевдонима «Пол» — вероятнее всего, Салот Сар использовал название малой народности на северо-востоке Камбоджи (фр. Pols, регион Khmers Leu), а вторая часть (Пот) появилась для благозвучности.

C февраля 1963 года Салот Сар — Генсек Компартии Кампучии. С середины 1960-х годов группа Салот Сара в партии пошла на установление тесных контактов с КНР и перестройку деятельности партии на маоистский лад. Значительную роль в партии стала играть «банда шестерых» — Салот Сар (Пол Пот), Иенг Сари, Сон Сен и их жёны — Кхиеу Поннари, Иенг Тирит, Юн Ят.

Когда американский Конгресс приостановил военную помощь правительству Лон Нола в 1973 году, красные кхмеры (выходцы из красных земель — горных районов Кампучии) стали правящей партией в Камбодже. Руководство жизнью страны осуществляла «Ангка лоэу» — «Верховная организация», во главе которой стояли семейные кланы — Пол Пот, Иенг Сари, Кхиеу Самфан, Сон Сен и их жёны.

Пол Пот сам себя относил к последователям марксизма-ленинизма в сталинском варианте реализации, считал себя учеником Сталина, на трудах которого Пол Пот сформировался как государственный деятель. По этой же причине критиковал послесталинское руководство СССР за «ревизионизм и отступление от истинного марксизма-ленинизма». Вследствие этого отношения Красных кхмеров с СССР и большинством других стран соцлагеря были враждебными, во внешней политике его режим опирался на поддержку Китая.

17 апреля 1975 года красные кхмеры вступили в Пномпень. Одновременно северовьетнамские войска в ходе масштабного наступления разбили южновьетнамцев и 30 апреля заняли Сайгон, воссоединив две части страны и завершив таким образом многолетнюю Вьетнамскую войну. После победы вьетнамских коммунистов политика Китая по отношению к своему южному соседу стала меняться. Практически сразу начавшиеся между Кампучией и Вьетнамом вооружённые столкновения рассматривались среди американских чиновников в контексте советско-китайского раскола. Советник президента США Збигнев Бжезинский 8 января 1978 года назвал этот конфликт «войной через посредников» («proxy war») между СССР и Китаем.

Ко всему прочему Китай считался внешнеполитическим союзником Кампучии, в то время как Вьетнам являлся просоветски ориентированным государством.


Под руководством Пол Пота была предпринята попытка радикальной перестройки общества с целью построения коммунизма, что сопровождалось массовыми репрессиями, этническими чистками и голодом. Были проведены массовые чистки среди интеллигенции, реакционного духовенства, лиц, служившие в государственном аппарате, армии прежних режимов (все как было в СССР).

Объявлен запрет на деньги. Запрещены коммерция, промышленность, банки, никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство «красных кхмеров».

Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с «перевоспитанием» в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев, сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма.

Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». Остальные шесть с лишним миллионов жителей подлежали жёстким ограничениям с перевоспитанием или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Например, из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (ныне музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили — по счастливому стечению обстоятельств их просто не успели расстрелять.


События его правления, в ходе которых, по разным оценкам, погибло до 3 миллионов человек, впоследствии стали известны как геноцид в Камбодже.


Многие лидеры красных кхмеров до конца жизни отрицали факт геноцида либо не признавали огромность числа погибших людей; рядовые члены порой утверждали, что им было неизвестно о том, что происходило в стране.

Ссылаясь на партийные проблемы, Пол Пот впоследствии обвинял в произошедшем вьетнамцев и их агентов — людей с «телом камбоджийца и умом вьетнамца», предавших революцию. В официальной брошюре 1987 года Кхиэу Сампхан уточнял, что 3000 жертв стали результатом «ошибок», ещё 11 000 казнённых были «вьетнамскими агентами» и 30 000 — «проникшими к нам вьетнамскими агентами». Там же говорилось, что вьетнамские оккупанты якобы убили в 1979—1980 годах «примерно полтора миллиона человек». Более того, среди дошедших до нас письменных материалов не известен ни один уцелевший документ, который был бы лично подписан Пол Потом.

В 1995 году военный, присутствовавший на организованной Пол Потом учебно-подготовительной встрече, рассказал в интервью Дэвиду Эшли:

«Однажды во время недельных занятий в Таиланде... я спросил о 1975—78 годах, потому что у меня всегда спрашивали, почему он убил так много людей. Он сказал, что ситуация тогда была очень запутанная, у нас ещё не было законов и порядка, мы были как дети, которые только учились ходить... Он сказал: «Я отвечал за всё, так что вина лежит на мне, но, товарищ, покажи мне хотя бы один документ, доказывающий, что лично я был ответственен за эти смерти».


В протоколе Комиссии по расследованию преступлений от 25 июля 1983 года сказано, что за период между 1975 и 1978 гг. погибло 2 746 105 человек, из которых 1 927 061 крестьян, 305 417 рабочих, служащих и представителей иных профессий, 48 359 представителей национальных меньшинств, 25 168 монахов, около 100 писателей и журналистов, а также несколько иностранцев. Ещё 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях или похоронены в массовых захоронениях. Количество убитых оценивается в 3 374 768 человек. Кроме того, более 200 000 детей стали сиротами.

«Полпотовцы мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление „лекарств“;

используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку — чтобы убивать как можно больше за раз;

они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;

они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья;

они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе…».


Наверное, Пол Пот так и продолжал бы вырезать своих подданных, пока мировая общественность охала и ахала. Но у диктатора улетела кукушка, и он решил устроить «маленькую победоносную войну» с Вьетнамом. Взяв на вооружение националистическую риторику, руководство страны пыталось решить внутренние проблемы, обвиняя во всём Вьетнам и вьетнамцев. Пол Пот даже заявил, что Вьетнам — это «наш враг номер один, наш традиционный враг и он должен быть разгромлен любой ценой».

Пол Пот в своих публичных выступлениях апеллировал к историческому прошлому истории Камбоджи, к периоду существования Ангкорской империи, охватывавшей территории нынешних Камбоджи, Вьетнама, Таиланда и Лаоса. Он призывал к борьбе за возрождение этого государства «в её былых границах». В одном из документов того периода в качество одной из первоочередных задач ставится необходимость «организовать провокации и вторгнуться на территорию кхмер-кромов и в Сайгон, а затем - оккупировать эти районы».

22 декабря 1978 года кампучийская армия при поддержке танков и артиллерии атаковала вьетнамский город Беншой с целью овладеть административным центром провинции и проложить себе путь в глубь территории Вьетнама.


Вьетнамское руководство, рассматривавшее Кампучию как угрозу своей национальной безопасности, начало подготовку к вторжению на территорию соседней страны.

25 декабря мотострелковые и танковые части Вьетнамской народной армии перешли кхмерскую границу и, не встречая серьёзного сопротивления, при поддержке артиллерии и авиации стали быстро продвигаться по территории Камбоджи.

Пол Пот скрылся в джунглях Камбоджи и в последующие годы оставался лидером движения красных кхмеров после их поражения и вытеснения в 1979 году из большинства районов Камбоджи. Его представители входили в «Коалиционное правительство Демократической Кампучии», признававшееся ООН до начала 1990-х гг. как законное правительство Камбоджи.

В 1998 г. Пол Пот был помещён собственными соратниками под домашний арест, в присутствии корреспондентов над ним был проведён суд, в ходе которого его публично обвинили в предательстве.

Со слов соратников, Пол Пот скончался 15 апреля 1998 года от сердечной недостаточности. Медэкспертиза, однако, впоследствии показала, что смерть наступила в результате отравления. Также есть версия, что он погиб в джунглях от болезни либо покончил с собой.

Несмотря на требования правительства предоставить тело для детального обследования и подтверждения факта, что смерть не является инсценировкой, оно было кремировано с личными вещами (тростью и бумажным веером) спустя несколько дней в Анлонгвэнге. Позже на место кремации Пол Пота приходили неоднократно паломники, молившиеся за упокой души покойного лидера Камбоджи.

Режим Пол Пота признаётся в Камбодже виновным в совершении массовых преступлений против человечности, в том числе в преследовании инакомыслящих и массовых казнях противников режима. Тем не менее в современной Камбодже значительная часть населения всё ещё считает Пол Пота выдающимся государственным и политическим деятелем: так, в 2008/2009 учебном году около 1/3 студентов Пномпеньского университета включили Пол Пота в число величайших камбоджийцев. Для некоторых камбоджийцев ностальгия по временам Пол Пота считается своеобразной формой протеста против разрухи, нищеты и гражданской войны, с которыми противники Пол Пота так и не смогли покончить; вместе с тем многие из сторонников признают, что их родственники также были замучены при «красных кхмерах».

В РФ тоже ведь до сих пор есть поклонники Сталина…

К судебной ответственности Пол Пот привлечён не был, хотя созданный при поддержке ООН суд позже осудил ряд его соратников по обвинению в геноциде.