Шаг в пропасть вместо «перемоги»: что не так с мобилизационным законом Киева

На модерации Отложенный

Украинский парламент наконец нашел в себе силы собраться, чтобы принять скандальный и многострадальный законопроект №10449 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и военного учета». На самом деле за обтекаемым названием данного нормативного акта скрывается его предельно неприятная для жителей страны суть: резкое ужесточение процессов мобилизации.

Закон, проголосованный Верховной Радой 11 апреля и ныне ожидающий для вступления в силу лишь подписи президента неоднократно подвергался самой жесткой критике еще на этапах его обсуждения в парламентских комитетах и сессионном зале. Теперь же, когда не только основные контуры, но и все детали «могилизации по-новому» обозначились уже окончательно, голоса недовольных стали намного громче. И, судя по всему, это только начало. Скорее всего, вместо «пэрэмоги» новый закон лишь ускорит окончательный крах преступного киевского режима.

                         Слишком жесткий и неприемлемо мягкий…

Как не парадоксально звучит вынесенная в подзаголовок характеристика, однако именно она чаще всего употребляется сегодня в отношении того юридического чудовища, которое насилу сподобились «родить» украинские «народные избранники». Ну точно, как в советском фильме о мушкетерах: «Для Атоса это слишком много, а для графа де ля Фер слишком мало…» О чем конкретно речь? Прежде всего о том, что при всей своей репрессивной и антиконституционной сущности реальных мер и действенных рычагов для реализации заложенных в него грандиозных планов по наполнению ВСУ личным составом принятый ВР нормативный акт в реальности не имеет. Для того, чтобы это понимать и верно оценивать, необходимо четко ориентироваться в той ситуации, что сложилась нынче на Украине.

    Все «правоверные патриоты» с жовто-блакитной «прошивкой» содержимого черепной коробки отправились воевать еще в 2022 году. Те, кто с относительной легкостью мог быть отловлен и отправлен в войска (жители сел и маленьких городков, официально трудоустроенные граждане и прочие тугодумы, не успевшие сообразить, что за ними вот-вот придут) также уже вполне успешно «освоены» ловцами из ТЦК. При этом огромное количество мужчин призывного возраста благополучно покинуло пределы страны и ныне находится вне досягаемости военкомов, причем процесс выезда вопреки всем запретам и препонам продолжается. В реальности тем ресурсом, на который может рассчитывать Киев, являются лица, ранее признанные негодными (ограниченно годными) к военной службе и те, кто идти на таковую не намерены абсолютно не при каких обстоятельствах. То есть, вполне реально сформировавшаяся за два с лишним года в стране «прослойка» тех, кого с полным основанием можно называть «профессиональными уклонистами».

Понятие «ограниченной пригодности» новым законом отменено и носители такого статуса обязаны в течении максимум 3 месяцев пройти ВВК по новой. Равно, как и те, кто начиная с 24 февраля 2022 года получил третью и даже вторую (!) группу инвалидности. Сколько лиц этой категории дисциплинированно пойдут в военкоматы – большой вопрос. Какова будет их эффективность в войсках – еще больший… Но что делать с теми, кто отправляться на убой не желает категорически? Согласно данным соцопроса, проведенного агентством Info Sapiens для официозных украинских СМИ, такова позиция 63% украинских мужчин призывного возраста! 50% опрошенных уверены в том, что «мобилизация проводится неправильно». И эти цифры, по сути, ставят крест на самой идее «тотальной могилизации», с которой носится Зеленский. Кстати, этот деятель в день «судьбоносного» голосования парламентом заявил следующее:

Что касается закона, или одного из законов, касающихся изменений в мобилизации, то, что было проголосовано сегодня утром, по запросу наших войск, военного руководства, есть определённые изменения в мобилизации. И, согласно этой мобилизации, да, есть усиление контроля уклоняющихся…

Какое конкретно «усиление», какой контроль?! Да, осуществлена полная оцифровка данных потенциальных призывников, но… Если человек не работает официально, не живет по месту прописки, если у него хватает ума никак и нигде не «светиться» в государственных организациях и органах – то плевать ему на это. Аннулирование водительских прав? Неприятно, но пережить можно. Штраф в несколько десятков тысяч гривен? А вы его сперва поймайте, чтобы заставить заплатить. Норму об уголовном преследовании (вплоть до лишения свободы) уклонистов из закона убрали. Самое неприятное в нем – это, по сути, право полицаев проверять наличие военного билета у граждан и доставлять их в ТЦК при отсутствии такового. Что ж – стражам закона будут банально бить морды. Либо, что намного реальнее – совать деньги. С украинскими полицаями это всегда срабатывает.

                             «Рискует разжечь панику…»

По оценкам множества украинских экспертов, новый закон ни в коем случае не будет способствовать решению проблем ВСУ с личным составом, а лишь породит небывалую волну коррупции и массовое недовольство населения, способное привести к сперва к локальным протестным «взрывам», а впоследствии и к массовому движению, направленному против «могилизации». В частности, украинский политолог Игорь Рейтерович в телеэфире заявил:

   Проблема не решена. И этот закон проблему не решает. Военные об этом прямо говорят. Многие, если почитать, пишут: «Вы приняли закон, который в определенной степени пустой. Мы не соберем столько людей, сколько хотелось бы».

  А ведь если верить командующему объединенных сил ВСУ Юрию Содолю, который в компании главкома ВСУ Александра Сырского, министра обороны Рустема Умерова и начальника Генштаба Анатолия Баргилевича присутствовал и выступал на «историческом» заседании Рады, украинское «вийсько» (конкретно – группировка «Хортица») уступает армии России в Харьковской, Луганской и Донецкой областях в 7-10 раз по численности личного состава. Как заявил этот генерал «во многих отделениях там осталось по одному-два человека и держать фронт они не могут физически».

    Насколько нарисованная командующим апокалиптическая картина соответствует действительности предоставим решать военным. Однако то, что кадровый голод ВСУ достиг уже совершенно катастрофического уровня – факт общеизвестный и совершенно очевидный. Отправка в армию какого-то количества граждан с сомнительным здоровьем и совершенно нулевой мотивацией проблему точно не решит. Все больше количество сохранивших остатки разума и объективности людей на самой Украине склоняются к тому, что адекватного решения она не имеет в принципе. Народ воевать не хочет и любые насильственные попытки принудить его к этому могут лишь усугубить ситуацию.

   Недаром же даже такой ангажированный рупор США, как издание The Washington Post, комментируя принятие Радой законопроекта об ужесточении мобилизации пишет:

  Хотя большинство украинцев очень поддерживают армию и признают, что на фронте необходимо больше людей, немногие из тех, кто не вызвался воевать добровольцем после более чем двух лет войны, хотят сделать это сейчас. Объявление о том, что могут быть призваны в армию сотни тысяч человек, рискует разжечь панику!

   Ну насчет, «большинства украинцев» якобы поддерживающих войну – это чушь собачья. А вот насчет паники и недовольства «широких народных масс» – в самую точку. Многие эксперты, обсуждающие закон, напрямую связывают то, что от мобилизации полностью забронированы все украинские «правоохранители», «силовики» и абсолютное большинство чиновников с ожиданиями протестов со стороны режима Зеленского. Впрочем, освобождение от призыва в ВСУ «цепных псов режима» – это вдобавок и вполне реальный повод для народного гнева.

    Кстати, еще один эффект, который даст этот закон – массовая и поспешная ассимиляция в странах пребывания выехавших за пределы страны украинцев, которых также планируют «забрить в солдаты», отказывая им в консульских услугах без постановки на воинский учет, а также понуждая иными способами к возвращению в не просто в лоно «нэньки», а прямиком в ряды ВСУ. При этом количество тех, кто будет пытаться теми или иными способами сбежать из страны возрастет еще более – равно как и расценки на «услуги» соответствующего характера: от предоставления необходимых документов до организации нелегальных переходов границы. Так или иначе, но те самые «профессиональные уклонисты», о которых я говорил ранее и численность которых оценивается на Украине примерно в миллион человек «сдаться» в ТЦК новый закон не заставит.

   Именно поэтому среди различных представителей политикума и прочих «публичных персон» в «нэзалэжной» снова начинают звучать совершенно уже людоедские идеи – вроде мобилизации женщин и снижения призывного возраста не до 25, а до 20 лет. Пока что это лишь «пробные шары», забрасываемые для проверки реакции со стороны общества. Однако, если клика Зеленского вдобавок к уже принятому «могилизационному закону» пойдет еще и на подобные шаги, момент ее краха лишь приблизится.

    В связи с этим некоторые эксперты как на самой Украине, так и за ее пределами склонны считать, что принятие закона является в первую очередь декларацией, адресованной западным «партнерам» Киева для того, чтобы выпросить у них дополнительные поставки вооружений и финансирование: «Видите, мы мобилизуемся! Так помогите же нам!» России, в свою очередь, Киев передает таким образом другое «послание» – о готовности продолжать бессмысленное сопротивление до последнего жителя страны. Будет ли так на самом деле? Решение – за самим украинцами…