О евреях.

На модерации Отложенный

 

Как хорошо, что на свете есть евреи. На них всегда можно всё свалить. От мирового господства американского доллара до отсутствия водопроводной воды:). Бывает, что евреев обвиняют за прямо противоположное: за то, что они «насаждают христианство» по всему миру и за то, что «распяли Христа».

За что так ненавидят евреев? Думаю, основная причина – признание их превосходства. Тщательно скрываемое от себя, или вовсе неосознанное. На мировом уровне апофеозом ненависти к евреям стал Холокост.

Конечно, иногда некоторая обособленность евреев в быту и поведении не способствует развитию дружеских отношений, но это легко понять: надменная гордость изгоев. Глубинная память: вавилонское пленение, египетское рабство, худерия, гетто – и неуничтожимая убеждённость в собственной богоизбранности. В «Бабьем Яру» меня больше всего поразило, что многие люди сдавали евреев (своих соседей, коллег, а то и родственников) на смерть безо всяких душевных переживаний. Метафизически я ощущаю себя потомком тех, кто «сдавал» и потому не лезу со своей дружбой, совесть не позволяет.

Когда я родился, после смерти Льва Толстого прошло всего 50 лет. А для среднестатистического жителя России Толстой уже был глубокой древностью, почти как «Слово о полку Игореве». Я очень люблю у Дины Рубиной «Воскресную мессу в Толедо». Когда ей предложили в 1995 г. поехать в Испанию, она на автомате просчитала, что «500 лет прошло, можно ехать» (в 1492 году, после массового изгнания евреев из Испании, некий ребе запретил евреям ступать на землю этой проклятой страны в течение 500 лет). Да что там 15-ый век! - для людей, живущих в Израиле, события и исторические персонажи двух- и даже трёхтысячелетней давности – такая же реальность, как и воспоминания о своей житомирской бабке. Вот Дина встречает на вывеске какой-то мастерской (в Кордове, кажется) фамилию Espinosa и понимает, что этот мастер-чеканщик – её родственник. Как и Барух д'Эспиноза (тот самый). Это особенность еврейской антропонимики: любой однофамилец – скорее всего родственник. Дина испытывает потрясение, но не шок: у евреев время не ослабляет чувства внутренней связи; таково их мироощущение.

Что позволило не исчезнуть еврейскому народу на протяжении тысячелетий ненависти и прямого истребления? Наверное, какая-то генетически неистощимая жизненная сила, историческая память, неукоснительное соблюдение правил, установленных много веков назад, и чувство исторической ответственности, осознание неизбежности своей Миссии. Может, всё вместе это и называется – «жестоковыйность». Мне кажется, если бы перед Б-гом стоял сегодня вопрос об избрании народа для хранения своих заветов, то Он не нашёл бы лучшего кандидата. Да, похоже, такой выбор уже сделан, и давно. И неплохо бы иногда некоторым вспоминать, что «всё происходит по воле Божьей» и «на всё воля Аллаха».

Ощущение собственной ущербности перед евреями свойственно почти всем народам Европы. Время от времени это проявляется в антисемитских истериках, лозунгах о самостийности и "собственном пути". Забавно это наблюдать после тысячелетних благотворных инъекций еврейской крови в науку, живопись, музыку и литературу Европы.

Я давно заметил: чем содержательнее сам по себе человек, чем увереннее в себе и независимее – тем спокойнее он относится к евреям. Но люди не вольны в своих чувствах, и тут уж как сложится.

У меня сложилось так:

по степени своих симпатий я бы расположил народы (из тех, с кем общался, кого представляю по книжкам и рассказам друзей) следующим образом -

- не интересны хохлы, итальянцы, испанцы, французы, поляки;

- равнодушен к грекам, американцам;

- симпатичны англичане, немцы, белорусы;

- люблю русских, ирландцев;

- евреи стоят особняком: глубоко уважаю и сочувствую.

Люди, живите в мире.

Представьте, что пролетающий ангел – это Вы:))