Малоизвестная история Бреттон-Вудской аферы
На модерации
Отложенный
Вячеслав
«Когда все умрут, только тогда закончится Большая игра»
Мир, стоящий на грани третьей мировой войны есть прямое следствие Бреттон-Вудса
Июль 1944 года, курорт Бреттон-Вудс (Bretton Woods) штат Нью-Гэмпшир, США. На конференцию, посвящённую развитию международных валютных и финансовых отношений по окончании Второй мировой войны, собрались 730 делегатов из 44 стран со всех континентов, включая все крупнейшие государства: США, СССР, Индия, Филиппины, Индонезия и др.
Напомню, что на тот момент в мире насчитывалось менее 80-ти стран, что говорит о широчайшем представительстве, охватывающем значительно более половины планеты.
До завершения разгрома нацистской Германии оставалось 9 с небольшим месяцев и на международных совещаниях намечались основы послевоенного устройства мира. Приняла участие в Бреттон-Вудской конференции и советская делегация, которую возглавлял заместитель наркома внешней торговли СССР Степанов Михаил Степанович.
Советская делегация в Бреттон-Вудс: руководитель делегации зам. наркома внешней торговли СССР Степанов М. С., зам. наркома финансов СССР Малетин П. А., пом председателя Государственного Банка СССР Чечулин Н. Ф., нач. валютного отдела Наркомата финансов СССР Злобин И. Д., эксперт-консультант Народного комиссариата иностранных дел СССР Арутюнян А. А., нач. валютного отдела Наркомата внешней торговли СССР Морозов А. Н., эксперты Идашкин М. М., Быстров Ф. П., Смирнов А. М. Фото с сайта "Проект экономической летописи"
По итогам конференции были подписаны основополагающие документы, регулирующие мировую финансово-экономическую сферу, включающие принципы работы Всемирного банка и Международного валютного фонда, по которым в значительной степени мир живёт до сих пор.
Для справки: представители Советского Союза подписали все документы, но затем они так и не были ратифицированы, также СССР отказался присоединиться к работе ВБ и МВФ. Почему так произошло, надеюсь, будет ясно из нижеприведённого текста, основанного на документальных свидетельствах, почерпнутых из книг («Battle of Bretton Woods» и «Welt Macht Geld»), содержащих документы, регистрации участников, письма, телеграммы, имеющие прямую связь с этим историческим событием.
Поскольку уже задолго до конференции успехи СССР в войне стали всем очевидны, то политики (будущие победители) заблаговременно начали консультации о послевоенном устройстве мира на основе принципов финансового управления, предложенных на рассмотрение делегатам, прежде всего, руководством США.
Необходимое отступление: уже в ходе войны по захвату Европы, в Германии (исходя из предположения, что она безусловно победит) был разработан план будущей финансовой системы, предполагающей использование немецкой марки в качестве доминирующей валюты, к которой все остальные денежные единицы должны были занимать подчинённое положение через обменный курс. При этом предлагалось марку полностью отвязать от золота…
Возвращаемся к Бреттон-Вудсу.
Работой по подготовке проекта соглашения занимались два человека: выдающийся специалист в области финансов, англичанин Джон Мейнард Кейнс и представитель ФРС, советник министра финансов США Гарри Декстер Уайт. Фактически же всю основную работу сделал именно Кейнс, который продумывал всё до деталей в течении почти двух лет.
То есть, уже в 1942 году американцами предполагалось, что Гитлер войну проиграет и для англосаксов было гораздо важнее не открыть 2-ой фронт, чтобы помочь СССР и ускорить победу, а, прежде всего, возглавить послевоенную финансовую систему и встать во главе управления миром. Прямым подтверждением моего утверждения является то, что только после того, как проект был готов, сразу же состоялась высадка «союзников» в Нормандии (6 июня 1944), а конференция была назначена на 1 июля того же года, всего чуть более, чем через три недели.
При этом, стоит отдать должное Кейнсу: главной своей задачей он поставил создание таких условий, при которых мир стал бы взаимозависимым, что автоматически минимизировало бы поводы для новой мировой войны в силу банальной её невыгодности для всех.
И вот здесь как раз и кроется ключ к детективной истории, участником и фактически главным героем которой, в отличии от Джона Кейнса, был тот самый персонаж из ФРС Гарри Уайт, занимавшийся непосредственно подготовкой конференции и документированием её итогов.
Ещё раз:
- Кейнс непосредственно разработал послевоенный проект соглашения, предусматривающий стабильную, относительно справедливую и сбалансированную модель мировой торговли, позволяющую всем участникам извлекать свою выгоду. В этом проекте все валюты должны были быть жёстко привязаны к золоту, что и предполагалось установить на конференции. Никаких преференций и выгод к каким-либо валютам не предполагалось.
- Уайт не занимался разработкой проекта в силе отсутствия компетенций, он лишь вёл конференцию и отвечал за её итоги.
Вот какую характеристику Уайту дал Кейнс в одном из своих писем от 3 октября 1943 года английскому правительству:
«Гарри Уайт очень некомпетентен, хочет постоянно кого-то обмануть, не имеет ни малейшего представления, как следует вести себя, не принимает простых правил цивилизации. На мой взгляд, он полный болван. Не умеет он даже различать значения терминов должник и кредитор. Он Франкенштейн в костюме»
Когда Бреттон-Вудская конференция закончилась, все главы делегаций подписали рабочий проект итогового соглашения и он поступил в распоряжение Уайта, который единственный, кто не подписал. Формальное объяснение: для того, чтобы отшлифовать, отредактировать, убрать помарки и затем уже готовый документ разослать участвующим странам для его ратификации.
Так вот, в процессе «шлифовки» в соглашение было внесено несколько, с виду несущественных, изменений, главным из которых была «незаметная» вставка: там, где устанавливалось номинирование валют в золоте, стало в «золоте и долларе».
И в таком виде соглашение затем было разослано всем участникам, в том числе и СССР, который, в итоге и в отличии от остальных, отказался его ратифицировать, так как в нём устанавливалась скрытое (на тот момент) и явное (в будущем) доминирование в формирующейся мировой финансовой системе одной валюты. Чистое мошенничество со стороны ФРС, которое, кстати, не было согласовано с автором, ибо всё происходило ночью и без участия Кейнса.
В дальнейшем президент США Никсон, в 1971 году, сделал так, что доллар вообще перестал быть привязанным к золоту, а превратился в то, что мы знаем сегодня как резервная валюта и главное мировое средство платежа, подразумевающее проведение любых транзакций исключительно в американских банках.
Произошло это вследствие одного интересного эпизода.
Поскольку по результатам конференции все мировые валюты обеспечивались долларом, а доллар обеспечивался золотом, президент Франции генерал Шарль де Голь, дабы насолить США, которые на тот момент упорно давили Францию стать её марионеткой (а в то время, и вплоть до развала СССР с Францией было не всё столь однозначно как теперь) решил переиграть американцев в их игре, на их поле:
В начале 1965 года в нью-йоркские порт и аэропорт прибыли грузы долларов, которые Франция прислала для обмена на золото, хранившееся в руках Федеральной резервной системы США. Это действие привело американское руководство в бешенство, однако, оно вынуждено было отдать причитающееся французам золото. Но это привело к финансовому кризису в самих США, что поспособствовало смене правил игры и отвязке доллара от золотого стандарта.
Американцы не простили Де Голю такого унижения, организовали ему внутри Франции мини-цветную революцию, демонстрации, профинансировали опозицию, в результате чего де Голь ушел в отставку и вскоре умер.
Так, путём подлога и мошенничества ФРС, американский доллар стал доминирующей мировой валютой, не имеющей привязки к золоту и также не имеющей эмиссионных ограничителей.
По сути дела, с помощью доллара США изначально попытались взять под контроль всю мировую систему, что им фактически удалось. Такая вот скрытая эксплуатация и мировой рэкет в пользу заокеанской финансовой империи, не ограниченной в средствах в любом рейдерском захвате любого приглянувшегося актива, а часто и целых стран, что позволяет сегодня Америке, производящей товаров и услуг примерно в объёме 20% от мировых, жить безбедно и потреблять 40% мировых богатств. Все «лишние» доллары, поступающие в оборот, быстро стерилизуются и размазываются по всему миру, не приводя к существенной инфляции в США, одновременно экспортируя её на всех остальных. И это при условии, что с 1945 года доллар обесценился на 97% при видимой стабильности, обеспечиваемой инструментами подконтрольных ВБ и МВФ.
Так или иначе, но уже довольно давно мир существует в данных реалиях и не только существует, но и держится двумя руками за иллюзию стабильности. Однако в последнее время крупные мировые игроки перестали соглашаться с правилами, навязанными путём мошенничества, что сразу же вызвало жесточайшее агрессивное сопротивление заокеанской боевой машины, легко превращающей более мелких несогласных в груды развалин. Так поступили они с Ливией, ещё раньше с Югославией, затем с Ираком, попытались уничтожить Сирию, а теперь угрожают России и Китаю. Последние, кстати, наиболее активно из всех предпринимают реальные шаги по выходу из долларовой зависимости, а поэтому и рискуют больше всех.
Возвращаясь к Бреттон-Вудсу, добавлю: и хотя за основу финансово-экономической модели послевоенного мира была взята фактически немецкая модель министра финансов Третьего Рейха Вернера Фанка, автор англосаксонского варианта (Кейнс) был категорически против доминирования какой-либо из валют. О произведённых мошеннических изменениях он узнал уже постфактум, когда был уже в Англии. Кейнс, будучи уверенным, что случилось недоразумение, отправился в США, чтобы получить разъяснения от Уайта, что принесло ему горькое разочарование. Вернувшись на родину, он предупредил английское правительство, что ратификацию итогового варианта соглашения он приравнивает к самоубийству, ибо это окажет в будущем самое негативное влияние на мировую экономику и, рано или поздно, бросит мир в пучину новой мировой войны.
Фактически Декстер Уайт внёс в соглашение идею Гитлера по финансовому порабощению Европы, только распространил её на весь мир, создав предпосылки для долларовой империи.
В дальнейшем, постепенно, все участники, за исключением СССР, ратифицировали соглашение, что особенно ускорилось после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года.
Примечательна история с ратификацией а Англии, которая 13 января 1945 года обратилась к Вашингтону с просьбой о кредите ввиду необходимости закупки продовольствия для голодающего населения. До этого за кредитом обращался сам Кейнс, но ему было отказано. Правительству Англии кредит в размере $3750 млн был одобрен с условием (кто бы мог подумать) непременной ратификации Бреттон-Вудского соглашения, о чём Кейнс был проинформирован министром финансов США Уинсоном. По словам Кейнса американцы «приставили к английской груди пистолет».
Кстати, дебаты в английском парламенте были жаркими, там даже звучали такие слова: «варварское соглашение с США не может считаться помощью для Европы», «в условиях пробуждения российского империализма.., экономическая агрессия Америки ведёт к порабощения Европы» и т.п., но всё было тщетно, особенно на фоне текущей зимы и миллионов голодающих, попавших в зависимость от американского кредита. Результат голосования: 345 «за» и 98 «против» и соглашение было ратифицировано.
P.S.
Джон Мейнард Кейнс, будучи действительно выдающимся экономистом, давшим имя такому направлению в экономической науке, как «кейнсианство», был очень ранимым человеком, умевшим предвидеть далеко идущие фатальные последствия экономических ошибок. Он всего на год пережил свою личную трагедию, связанную с Бреттон-Вудской афёрой и умер в возрасте 62 года 21 апреля 1946 от инфаркта миокарда. Похоронен в Вестминстере.
Комментарии