Действительно ли у животных есть инстинкты?

На модерации Отложенный

В животном мире у разных видов, похоже, есть врожденные инстинкты: только что вылупившиеся морские черепахи знают, как добраться до океана при лунном свете, птицы, которые мигрируют за тысячи километров при смене времен года, и львицы-матери, которые знают, как выхаживать, защищать и обучать своих детенышей. Но действительно ли это инстинкты?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, что такое инстинкт.

"Говорить об инстинкте на самом деле невозможно без другой стороны медали, которая является приобретенным или усвоенным поведением", - рассказывает Роберт Ликлитер, психобиолог развития из Международного университета Флориды.

Другими словами, "инстинкты" на самом деле представляют собой поведение, на которое влияют факторы, которые не очевидны сразу. Например, ученые долгое время думали, что импринтинг — поведение, при котором домашняя птица, включая индюшек, гусят и цыплят, каким-то образом идентифицируют свою мать и следуют за ней, — был инстинктом: врожденной, предопределенной, генетически сформированной тенденцией, которая казалась необъяснимой.

Но в 1963 году психолог по развитию Гилберт Готлиб сделал революционное открытие: детенышей уток привлекает вокализация их матери, потому что они издают свои собственные вокализации внутри яйца в качестве эмбриона, подготавливая свою слуховую систему еще до рождения. Эксперименты Готлиба с утятами позволили по-новому понять, что мы подразумеваем под "инстинктом" и существует ли вообще запрограммированное поведение.

Классические дебаты "природа против воспитания" игнорируют этот нюанс. Способность кошки приземляться на лапы и бабочки-монарха мигрировать на тысячи километров - это то, что нейробиолог-бихевиорист Марк Блумберг называет "типичным для вида поведением".

"Когда люди говорят "инстинкт", они имеют в виду поведение, которое надежно вырабатывается", - поясняет Блумберг.

Контраргументы против этой точки зрения говорят, что существует ряд поведенческих особенностей, характерных только для определенных видов.

И что организмы не получили достаточного опыта при рождении, чтобы определить конкретное поведение. 

Но опыт начинается еще до рождения, как в случае с вокализацией утиных детенышей. Более того, существует множество форм поведения, которые ученые ранее считали инстинктами, пока наука не раскрыла их внутреннюю работу.

Морские черепахи могут ориентироваться в океанах, например, потому, что у них может быть своего рода "магнитный компас", который помогает им следовать по сложным миграционным путям. Это не врожденный инстинкт, потому что на него влияет магнитное поле Земли. Точно так же кошка не знала бы, как приземлиться на лапы, если бы она родилась в космосе (эксперименты с космическими крысами указывают на это). 

Еще один вызывающий недоумение пример - птицы-паразиты, которые обманом заставляют другие виды растить своих птенцов, тайком подкладывая свои собственные яйца в гнездо другой птицы. Как птица, выращенная другим видом, вообще может знать, к какому виду она принадлежит — и, следовательно, с кем спариваться? Некоторые исследователи предполагают, что цыпленок-паразит будет по ночам общаться с представителями своего вида. Но ученые до сих пор не до конца понимают, как это возможно.

"Связь между генами и поведением весьма косвенная, - говорит Блумберг. - И когда у вас появляются разные типы нового поведения, нейроны меняют свои паттерны срабатывания, и это приводит к изменениям в экспрессии генов. Итак, это двунаправленное влияние". Короче говоря, гены не диктуют поведение подобно включателю—выключателю.

Базовым моделям поведения тоже учатся. Всем животным нужно пить воду, чтобы выжить, однако эксперименты показали, что только крысы, выращенные на сухом корме — в отличие от влажного корма, обеспечивающего гидратацию, — научились пить воду, когда испытывали жажду. Именно по этим причинам, как отметили Блумберг, противопоставление природы и воспитания предлагает ложную дихотомию.

"Даже в таких жизненно важных вещах, как вода, - заключает Блумберг, - есть опыт, который важен для того, чтобы научиться ориентироваться в мире".