Пулемет "Максим" - первый образец оружия массового поражения

На модерации Отложенный




Попытки создания скорострельного оружия, способного эффективно бороться с большими массами живой силы противника, неоднократно предпринимались на протяжении средних веков и нового времени. Но первая и действительно удачная конструкция была разработана и воплощена в металле в начале 80-х годов XIX века известным американским изобретателем и предпринимателем Хайремом Стивенсом Максимом.

Попытки создания скорострельного оружия, способного эффективно бороться с большими массами живой силы противника, неоднократно предпринимались на протяжении средних веков и нового времени.
Но первая и действительно удачная конструкция была разработана и воплощена в металле в начале 80-х годов XIX века известным американским изобретателем и предпринимателем Хайремом Стивенсом Максимом. Он предложил свою конструкцию военному ведомству США, но там получил отказ: новое оружие признали чересчур расточительным из-за большого расхода патронов и сочли всего лишь интересной, но бесперспективной механической диковиной.
Однако не в характере конструктора было смиряться с такого рода оценками чиновников. Он отправился через океан в Великобританию. Там изобретение американца получило должную оценку. Максим создает компанию "Максим-Норфельд", которая после объединения в 1897 году с английской оружейной фирмой "Виккерс" преобразуется в корпорацию "Виккерс, сыновья и Максим Лтд" (позднее - "Виккерс лимитед").
Компания Максима начала производить и рекламировать пулеметы, демонстрируя их работу во многих странах. В Россию демонстрационный образец пулемета 45-го калибра был доставлен в 1887 г., где испытывался на полигоне. Некоторые источники утверждают, что 8 марта 1888 г. из него лично стрелял император Александр III.
Скорострельность образец продемонстрировал для того времени потрясающую, "дьявольскую", и она долго обозначалась магическим числом - 666 выстрелов в минуту. Почему "666"? Дело в том, что Максим, кроме того, что был талантливым конструктором, был еще и талантливым менеджером, лично продумывая политику продвижения своих изобретений. Так первые пулеметные ленты для демонстрационных образцов вмещали по 333 патрона. Соединенные вместе, две ленты (666 патронов) выстреливались за время, немногим превышавшее одну минуту, поэтому имидж "дьявольского" оружия был всего лишь хитрым рекламным трюком. Пулеметные ленты к проданным образцам были короче, вмещали 250 патронов, что было гораздо практичнее и не ухудшало боевых характеристик оружия. Самому же Максиму удалось добиться удивительной живучести своего оружия. Так, в ноябре 1899 г. его пулемет под британский патрон калибра 303 произвел 15 тыс. выстрелов без каких-либо серьезных задержек! Показатель впечатляющий и для многих современных образцов.

Боевое применение

На рубеже XIX - XX веков многие европейские пацифисты требовали введения запрета на применение пулемета Максима в боевых действиях, как не гуманного оружия. Вызвано это было прежде всего тем, что Великобритания первой среди колониальных держав оценила возможности этого оружия и активно использовала его в боестолкновениях с туземными повстанцами. В Африке, в 1893 г. отряд из 50 британских солдат, вооруженных винтовками и четырьмя пулеметами, в течение полутора часов отражал атаки туземцев. После боя англичане   насчитали 3 тыс. убитых противников. В Судане 2 сентября 1898 г. в бою при Омдурмане 10-тысячное англо-египетское соединение противостояло 100-тысячной армии мусульман-фанатиков, плохо вооруженной, но отчаянно храброй. Плотными рядами они кидались в атаку на англичан и только благодаря пулеметам эти атаки захлебывались. Английские части понесли небольшие потери, а из 20 тыс. погибших суданцев примерно 15 тыс. пало от огня пулеметов.
Опыт англичан получил подтверждение и во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг. В одном из боев под Мукденом русская батарея (в русской армии пулеметы тогда относились к артиллерийскому ведомству), вооруженная шестнадцатью пулеметами "Максима" отбила череду атак японцев, усеявших мертвыми телами поле боя. Тогда японцы потеряли половину солдат от общего количества наступавших. Без помощи пулеметов отбить эти атаки было бы просто невозможно. Сделав несколько десятков тысяч выстрелов за сравнительно небольшой промежуток времени, русские пулеметы тем не менее остались в отличном техническом состоянии на практике доказав свои исключительные боевые качества.

Их стали закупать сотнями, несмотря на внушительную цену . более 3 000 рублей за пулемет. При этом их уже в войсках снимали с тяжелых лафетов и с целью повышения маневренности устанавливали на самодельные, более легкие и мобильные станки.

 
7,62-мм станковый пулемет системы Максима обр. 1910/30, модернизация 1941 года

Производство в России

Вскоре лицензионный выпуск «максимов» освоил Императорский Тульский оружейный завод. Помимо существенной экономии казне собственное производство позволило оперативно модернизировать пулеметы с учетом практики их боевого применения русской армией.

До Первой мировой войны русская промышленность последовательно освоила выпуск пулеметов двух модификаций  - образцов 1905 и 1910 годов. Производство пулеметов постепенно наращивали и в канун войны, он находился на вооружении пехоты, его устанавливали на бронеавтомобилях, бронепоездах, кораблях и даже на первых тяжелых бомбардировщиках "Илья Муромец", а в годы Гражданской войны - и на тачанках.

Опыт Первой мировой войны показал, что отечественный "Максим" не уступал лучшим иностранным пулеметам того времени (многие из которых были тоже сконструированы на основе пулемета Хайрема Максима). Благодаря хорошей устойчивости при стрельбе, большой емкости патронной ленты и эффективной водяной системе охлаждения ствола он обладал высокой точностью стрельбы и способностью долго вести непрерывный огонь, что сделало его незаменимым оружием стрелковых частей. С 1905-го по 1918 год в России было выпущено 37 345 пулеметов системы Максима.

В 1930 году среди прочих модернизированных артиллерийско-стрелковых систем на вооружение РККА был принят «максим» образца 1910/30 годов. Пулемет переделали под патрон с тяжелой пулей, модернизировали прицел и сделали возможным оснащать его оптическим прицелом и угломер-квадрантом для ведения огня на большие дальности полупрямой и даже непрямой наводкой. Ряд изменений внесли для облегчения эксплуатации. Спусковой механизм получил предохранитель новой конструкции, позволявший выключать его и нажимать спусковой рычаг одной рукой.

Несмотря на все работы по модернизации, «годы» давали о себе знать. Оружие, сконструированное еще в 80-х годах XIX века, не могло удовлетворять всем запросам современной армии. Кроме того, требовалось увеличивать производство станковых пулеметов для насыщения ими стрелковых частей, однако сделать это было не так уж и просто. "Максим" был очень дорогим оружием, крайне не технологичным и требовавшим большого числа рабочих высшей квалификации. Первая попытка заменить "Максим" пулеметом ДС-39 закончилась неудачей. В канун войны он был снят с производства и выпуск "Максимов" срочно пришлось наращивать. И советская промышленность в тяжелых условиях первых месяцев войны и эвакуации предприятий на Восток совершила еще один подвиг. Производство станковых пулеметов за короткий срок выросло в пять раз!


На протяжении всей войны не только конструкторы и производственники пытались повысить боевые возможности «максима». Делалось это и непосредственно в войсках, где, например, часто снимали с пулемета щит - быстрота передвижений и меньшая заметность были лучшей защитой. Для маскировки кроме окраски использовали чехлы на кожух и щит. Зимой "Максим" ставили на лыжи или санки, на лодку-волокушу, с которой и вели огонь. Появилась и своего рода "тачанка" Великой отечественной, когда пулеметы крепились не на конных повозках, а на легких вездеходах "Виллис" и "ГАЗ - 64".
Нельзя не вспомнить и о счетверенных зенитно-пулеметных установках с "Максимами". Эта ЗПУ широко использовалась в качестве стационарной, самоходной, корабельной, устанавливалась в кузовах автомашин, бронепоездах, железнодорожных платформах, на крышах зданий, сделав пулеметные установки "Максима" самым распространенным оружием армейской ПВО.
И все же модернизации не могли ликвидировать главный недостаток "Максима" - большой вес, в среднем на 20 - 24 кг превышавший современные иностранные образцы. Большие трудности вызывало снабжение пулеметов водой. Сложно было действовать с "Максимом" в горах, где бойцам приходилось использовать кустарно изготовленные треноги вместо штатных станков.
В 1943 году на вооружение был принят станковый пулемет системы Петра Горюнова СГ-43 с воздушным охлаждением ствола, который превосходил "Максим" по многим параметрам. Поступать в войска  СГ-43 начал осенью 1943 года. Но и ветеран - "Максим" продолжали выпускать вплоть до конца войны на заводах в Туле и Ижевске, и до ее окончания он сохранил за собой роль основного станкового пулемета Советской армии.
Что же касается "Максима" как конструкции и явления в оружейном мире, то надо отметить, что он оказался не только первым, но и самым "воюющим" пулеметом, пройдя две мировые и множество малых войн, прослужив практически целый век. В разных уголках мира его модификации использовались почти до конца XX века.