Зачем фазану беседка?

В Краснодаре третий месяц гремит «лесной» скандал. ЗАО «Гримел» с помощью топора и бульдозера стремится «облагородить» арендуемую им особо охраняемую природную территорию Краснодарского лесопарка, а горожане пытаются его остановить. (См. «Болит голова у дятла…», газета «Правда», №33 (31526) от 29 марта — 1 апреля 2024 года).
«На сегодняшний день такое чувство, что арендатор расчищает себе место под беседки и, возможно, даже под строительство. Есть подозрения, что там готовятся прокладывать подземный кабель большой мощности. Лес также засыпан толстым слоем мульчи, через который никогда ничего не прорастёт», — возмущаются краснодарцы в социальных сетях.
Жители города обратились за помощью в министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Его сотрудники переслали их обращение в министерство природных ресурсов Краснодарского края, откуда активистке Миле Дмитриевой пришёл ответ за подписью заместителя министра Геннадия Сагайдакова. Замминистр сообщает о том, что Краснодарский лесопарк был объявлен особо охраняемой природной территорией (ООПТ) постановлением губернатора Краснодарского края №103 от 21 декабря 2017 года. «Цель создания этой особо охраняемой рекреационной зоны, — пишет Геннадий Сагайдаков, — сохранение экосистемы пойменного леса долинно-плавневого комплекса реки Кубань, ландшафтного и биологического разнообразия региона, а также редких видов животных».
Но вот что удивительно: статус ООПТ Краснодарский лесопарк получил спустя 5 лет после того, как его в 2012 году взяло в аренду ЗАО «Гримел». То есть лес вначале на 49 лет отдали в распоряжение частной фирмы, а уже потом признали, что он требует особой защиты.
Зачем же ЗАО «Гримел», абсолютно не связанное с естественными науками, почти на полвека взяло в аренду этот уникальный лес?
«ЗАО «Гримел» осуществляет хозяйственную деятельность согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, — объясняет в своём письме замминистра министерства природы Краснодарского края Геннадий Сагайдаков. — Арендатором запланировано возведение сооружения попутно-бытового обслуживания площадью 250 кв. метров, а также беседок».
Местные жители подозревают, что «попутно-бытовые сооружения» — это ларьки с шаурмой и пивом. Да и беседки, говорят они, понятно для каких «бесед». Экозащитники очень хотели бы заполучить проект, согласно которому ЗАО «Гримел» осваивает Краснодарский лесопарк, приказ министерства природы от 16.01.2022 г. № 46, которым этот проект был утверждён, и заключение госэкспертизы, но пока им это не удаётся.
«Министерством согласованы санитарно-оздоровительные мероприятия (санитарные вырубки. — Авт.) в выделах 3, 6, 19 квартала 14А и выделах 4, 12, 13, 14, 22 квартала 15А Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества, — разъясняет далее Геннадий Сагайдаков. — Основанием для согласования работ является заключение на основании актов лесопатологического обследования, подготовленных филиалом ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Ставропольского края». По результатам лесопатологического обследования назначены меры по улучшению санитарного состояния насаждений».
Здесь необходимо сделать ремарку: защитники Краснодарского лесопарка, мягко говоря, не доверяют лесопатологическому обследованию, проведённому филиалом ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Ставропольского края». Ведь они собственными глазами видят спиленные в лесопарке деревья, которые совсем не похожи на «сухостой 5-й категории». Общественные активисты знают, что леса Краснодарского края относятся к защитным лесам, где не допускается тех сплошных вырубок, которые проводит ЗАО «Гримел», а также владеют информацией о том, что лесопатологическое обследование Краснодарского лесопарка проводилось дважды: в 2019 и 2021 годах. И в его актах указано: срок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий составляет всего один год, а ЗАО «Гримел» даже в 2024 году продолжает «санитарную вырубку» леса.
Но возвратимся к письму замминистра Геннадия Сагайдакова. Он сообщает, что с января 2024 года министерством природы Краснодарского края организован еженедельный мониторинг состояния территории ООПТ и контроль проводимых мероприятий по санитарной рубке ЗАО «Гримел».
Мне удалось посмотреть подобное видео — правда, снимали его не сотрудники министерства, а неравнодушные жители Гидростроя. Отснятые кадры комментирует активная защитница Краснодарского лесопарка Галина Смородинова:
— 18 марта 2024 года. С сегодняшнего дня министерство природных ресурсов рекомендовало арендатору Краснодарского лесопарка не рубить деревья. Но на практике люди с утра не могут остановить работающий здесь бульдозер. Неужели уничтожение молодых деревьев входит в их «план освоения леса»? Работники ЗАО «Гримел» зачищают подлесок Краснодарского лесопарка. Даже не стесняясь того, что мы рядом. Им, похоже, всё равно, они бы и нас, наверное, передавили. Трактор, который вы здесь видите, мульчирует деревья. Он ездит кругами и везде уничтожает подлесок. Вот юный тополёк, вернее то, что от него осталось… Я его фотографировала буквально полчаса назад — он тянулся ввысь. А теперь здесь только мульча и остатки этого тополька, который мог бы стать прекрасным, сильным деревом. И так по всему лесу. Мы просили: уберите мульчу, мы поможем посадить новые деревья, но древесина опять разбрасывается, а то, что выросло за прошлые годы, уничтожается. Почему так происходит? Объясните! Вот тоже мог бы вырасти тополь, кусочек от него остался. Это место прошлогодней рубки, здесь на 1,5 метра поднялись уже новые деревца, но арендатор их тоже снёс.
Варварское уничтожение юных топольков происходит именно в пойменном лесу. Поэтому учёные Кубанского государственного университета сегодня бьют тревогу: площадь естественных пойменных ивово-тополевых лесов занимает уже менее 10% территории лесопарка.
25 марта на сайте общественной организации «Спасём Краснодарский лесопарк!» снова появилась тревожная запись:
— Рубка в лесопарке продолжается. Нашему арендатору не терпится срубить как можно больше деревьев до начала гнездования птиц (1 апреля). Но птиц в лесу уже не слышно. Из прокуратуры пришла отписка, что всё законно, что вырубаются только аварийные деревья. На самом деле вместе с аварийными вырубаются молодые и здоровые деревья, попавшие в зону зачистки земли. Уничтожается весь подлесок для гнездования птиц. Сегодня арендатор обвинил граждан в том, что они бросались под бульдозер, и вызвал наряд полиции.
Очевидно, что под бульдозеры ЗАО «Гримел» попала и 92-я статья Лесного кодекса Российской Федерации, которая запрещает деятельность, оказывающую негативное воздействие на растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий.
Но замминистра Г. Сагайдаков в своём ответе пишет: «По информации Краснодарского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет по лесу», нарушений лесного законодательства на арендованном участке не зафиксировано. В действиях арендатора ЗАО «Гримел» нарушений лесного законодательства не установлено».
А на днях в подъезд примыкающей к лесу многоэтажки забежал тощий, голодный фазан. Забежал и там… умер. Ибо ЗАО «Гримел», в действиях которого «нарушений лесного законодательства не установлено», своим уничтожением подлеска лишило обитателей леса кормовой базы. Вот зачем этому фазану беседка?
Постскриптум. Вечером 31 марта, когда данная статья была уже написана, со мной связалась активистка Галина Смородинова. Она рассказала, что 30 марта в Краснодарском лесопарке были замечены три группы людей — около ста человек. Они проводили какой-то квест или соревнования, а ближе к 18 часам там вспыхнул пожар. Горели часть леса и камыши, их прибыли спасать две пожарные машины.
Любовь ЯРМОШ,
соб. корр. «Правды». г. Краснодар.
Комментарии
шо, опять "не могу молчать"????
когда ж вы накритикуетесь??
под вопли таких как ты СССР развалили.
доволен?