Грани Агни-Йоги

На модерации Отложенный

Том VIII

 

1967 г. 174. (Апр. 1) Человек очень часто отождествляет себя со своим физическим телом, считая, что это и есть он сам. Но мертвое тело, из которого ушел его хозяин, являет пример того, что тело само по себе, без владельца, – ничто. Это просто инструмент, или орудие духа, пока дух обитает в нем или пользуется им как футляром. Как часто эту временную оболочку принимают за внутреннего человека. Но можно представить себе, и довольно легко, что в данную оболочку вместо ее настоящего обитателя вошел дух какого-нибудь другого, выдающегося человека, героя, преобразователя, реформатора или ученого и как бы изменилось все поведение данного лица. Это показывает чисто служебную и исполнительную роль физического тела и зависимость его от того, кто в нем находится. Это также указывает и на то, что, оставляя тело, человек уносит с собою всего себя, за исключением низшей триады, то есть самого тела, его физической энергии и энергии эфирного тела. Сам же внутренний человек, состоящий из оставшихся четырех принципов, покидает свое земное жилище, или вместилище. Это смерть первая, за ней следует смерть вторая, когда дух сбрасывает вторую оболочку, состоящую из четвертого и пятого принципов, унося дальше с собою часть пятого, то есть свое «Я», освобожденное от астральной шелухи, чтобы в соединении с шестым и седьмым принципами составить Высшую Триаду, или свою Бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность, освобожденную от всех временных и смертных оболочек. Степень сознательности этой Триады зависит от того материала, который личность последнего земного воплощения собрала для Нее за земную жизнь плюс прочие накопления жизней, предшествовавших данной. Без таких накоплений ей нечем жить в Мире Высшем. Отсюда явствует, что смысл и цель земных воплощений не в том, в чем их обычно полагают люди, что они важны не сами по себе, но как средство и возможность собирания элементов бессмертия для духа, для его сознательного пребывания в Мире Надземном. Обо всем этом Говорилось не раз, но, несмотря на это, очевидность все еще заслоняет собою действительность и заставляет принимать за реальность преходящие видения Майи земной. Сменяя старую, изношенную одежду на новую, человек о ней, о старой, не думает и не жалеет, а, наоборот, радуется. Точно так же знающий не горюет о старом, больном и изношенном теле, которое покидает, но радуется освобождению. Не горюет он и о шелухе тонкого тела, сбрасывая его для жизни в более высоких сферах пространства. Знание дает спокойствие и радость встречать явление смерти, как смерти первой, так и второй.

 

1967 г. 176. (Апр. 2) Материя есть вещество, в котором скрыты беспредельные возможности новых нахождений. Материя обнимает собою все явления видимого и Невидимого миров. Младенческий материализм стучал рукой по столу и говорил: «Я это ощущаю, чувствую на ощупь, вижу своими собственными глазами, следовательно, это есть, это существует». Наука шагнула далеко за пределы этого положения, открыв при помощи аппаратов то, о чем не снилось прежним материалистам; откроет она и то, что не снится и современным. Надо лишь только понять, что все, даже самые высочайшие, духовные явления материальны. Материален Мир Тонкий, материален ментальный, материален Мир Огненный. Вне материи не может существовать ничего. Если нечто не материально, значит, его нет. Значит, это ничто, фикция, и даже не воображение, ибо продукты воображения тоже материальны и могут быть видимы при некоторых условиях.

Материальна и мысль. Придет время, и мысль будут запечатлевать на особо чувствительных пленках. Мир этот и тот сольются в едином понимании, и сотрется граница видимого и Невидимого миров. Ведь «невидимый» совсем не означает нематериальный, но просто «не видимый» физическому глазу, но видимый при помощи аппаратов, как видимы Х-лучи. Будут делаться снимки ауры, снимки астрального тела и снимки астрального мира. Просто раздвинутся границы материального мира и будут все время потом раздвигаться и углубляться. Само понятие «идеализм» – нелепость. Нельзя противопоставлять видимый и Невидимый миры, относя последний в область идеалистических, то есть не существующих в действительности представлений. Спорить будет уже не о чем, так как единый мир выявленной материи нельзя уже будет разделить на области явлений естественных и сверхъестественных (ибо естественно все), но можно делить на область, познанную человеком, и на еще подлежащую познанию и изучению. Научному познанию подлежат все явления всех Миров. Но придется отказаться от младенческого материализма, отрицаний, самомнительной и невежественной позиции, что изучено все и все открыто. Открыта и изучена только малая часть того, что еще надлежит изучить. Уже не остановить поступательного и победного шествия науки в область еще не познанных явлений. Все открыто, все доступно, надо только предвзятость убрать и забыть отрицания. Факты – упрямая вещь, с ними придется считаться даже официальной науке. Сперва признают мысль, потом – ее передачу, потом – воздействие мысли на близкие и дальние расстояния, ее пространственное существование и ее неуничтожаемость. Многое придется признать. Жизнь заставит признать действительность и беспредельность возможностей человеческого духа.

 

1967 г. 180. (Апр. 4) История человечества учит тому, что внешние формы жизни народов постоянно меняются и возникают другие, улучшаясь или деградируя. Формы меняются, жизнь остается: как бы два потока – внешний и внутренний. Формы подлежат уничтожению во времени, жизнь продолжает существовать. Сознание, прикованное к форме, умирает вместе с нею. Сознание, связавшее себя с неумирающей жизнью, бессмертно. Сущность жизни не заключается в форме. Форма – это только ее внешнее выражение. Физическая, астральная и ментальная формы суть только временные выражения жизни. Сама жизнь заключена в зерне духа. Это есть пламя вечной жизни. Сознание может подняться до отождествления себя с нею, то есть до осознания бессмертия духа. Нелепо полагать, что она может и будет существовать в Вечности, облеченная во все недостатки и ограничения своего времени, народности и эпохи, ограниченная условиями рождения, воспитанием, образованием, способностями и всем прочим. Не следует сознание свое привязывать слишком крепко к своей личности. Лучше жить жизнью сверхличной, жизнью коллектива, общества, народа, планеты, всего человечества, приобщаясь тем к планетному потоку космической жизни. Личность умирает, но не умирает народ. Тайна бессмертия заключается в жизни сверхличной. Давно уже Сказано было: «Отвергнись от себя», то есть от своей личности малой, «и следуй за Мною». «Потерявший душу свою», то есть свое личное малое «я», «ее обретает», то есть находит свое высшее «Я», свою Бессмертную Индивидуальность. Это и будет бессмертием духа.