В деревне богатым не станешь - только горбатым

На модерации Отложенный


Сергей Протасов родился и вырос в селе ирбейском Усть-Яруль. Здесь окончил школу, отсюда ушёл служить в армию и сюда же вернулся после увольнения. Устроился работать скотником в Ярульский совхоз, завёл семью.

Сибирский фермер Сергей Владимирович Протасов

Всё вроде бы шло путём, но однажды так обрыдла Сергею Владимировичу тяжёлая крестьянская жизнь, что он уволился из совхоза и в солнечный Казахстан, устроился работать на завод.

Наверное, не случись в стране перестройка, так бы и остался бывший крестьянин на чужбине. Но кардинальные перемены в общественном строе привели к тому, что враз ушла куда-то в небытие дружба народов, и русскоязычное население в бывшей республике СССР в одночасье стало оккупантами. Пришлось Сергею срочно собирать манатки и бежать из ставшей ему чужой страны в родную Сибирь.

В Усть-Яруле его в предательстве малой родины, как и большой, не обвиняли, а наоборот, директор совхоза Николай Дергунов назначил выпускника Рыбинского сельхозтехникума заведующим убойным цехом. А когда Николай Алексеевич стал председателем Ирбейского райисполкома, предложил своему земляку возглавить Тальский совхоз.

Съездил Сергей Владимирович в тайгу за Кан, посмотрел, как идут дела в отстающем хозяйстве, и отказался от «заманчивого» предложения, поскольку сразу понял, что дни совхоза сочтены.

Опытному селянину тогда и в страшном сне не могло присниться, что пройдёт совсем немного времени, и вычеркнут из реестра действующих ирбейских хозяйств и его родное ЗАО «Ярульское». А вместе с бывшим совхозом исчезнут с карты района отделения — деревни Петропавловка и Ракитовка.

Слава Богу, что хоть центральная усадьба осталась жить-поживать да добра наживать. На южной окраине этого старинного сибирского села и решил Протасов в 2003 году завести крестьянско-фермерское хозяйство. В этом его поддержали сын Владимир, дочь Наталья, зять Андрей и невестка Елена, которые и стали главной опорой и основными работниками.

Своими силами отремонтировади бывший коровник, в котором разместили несколько сот свиней, на краевые и собственные средства закупили нетелей и бычков мясной породы герефорд. Обзавелось хозяйство и собственной пашней в 500 гектаров, из которых 250 ежегодно оставляют под пары и столько же засевают зерновыми культурами.

Из техники в хозяйстве сначала были три зерноуборочных комбайна «Енисей» 1991-1993 года выпуска, три таких же древних гусеничных трактора Т-4, два колёсника МТЗ и один ДТ-75 с ножом для очистки территории от навоза и снега.

Несколько лет назад по настойчивому предложению начальника райсельхозуправления Виктора Приза приобрёл фермер два Т-150. И до сих пор не может нарадоваться, ведь колёса есть колёса: техника стала намного мобильнее, значит, и дела пошли куда быстрее.

А два года назад Сергей Владимирович получил краевой и районный гранты на ремонт коровника. На эти деньги не только привёл его в божеский вид, приспособив под склад дроблёнки, мастерскую и гараж, но и построил три тепляка, где сегодня нагуливают вес 220 герефордов.

Впрочем, тепляк — это очень условное обозначение крытых помещений, обшитых железом. Герефорды — очень неприхотливые животные, им даже сильный мороз не страшен, главное, чтобы было укрытие от ветра, к которому они очень чувствительны.

Главное богатство крестьянина

Когда я узнал о добрых делах Сергея Протасова, захотел увидеть его и хозяйство в целом. Но оказалось, что Сергей Владимирович находится в районной больнице. Из-за тяжёлого крестьянского труда без отпусков и выходных у 65-летнего фермера стали сильно болеть ноги. Вот и решил он немного поправить здоровье, оставив на хозяйстве сына Владимира.

Правда, услышав от Виктора Приза, что его хочет видеть журналист, незамедлительно приехал к администрации района.

А через пару десятков минут мы уже были в Усть-Яруле.

На первый взгляд, гордиться Сергею Протасову особо нечем. Вся территория у бывшего коровника уставлена устаревшей до неприличия техникой. Тракторам, комбайнам, плугам, культиваторам и сеялкам не менее трёх десятков лет.

Только умелые руки Протасовых каждый год продлевают им жизнь. Даже УАЗ, стоявший в мастерских, по всему было видно, проехал по земле не одну сотню тысяч километров. Но к севу он опять будет на ходу.

— А что вы хотели увидеть,- горестно сказал Сергей Владимирович, перехватив мой удивлённый взгляд.- В деревне богатым не будешь, только горбатым станешь. Погоду нам делают перекупщики. Именно они, а не мы, крестьяне, дают цену на зерно и мясо. Поэтому подсчитаешь в конце года итоги работы — и плакать хочется: снова денег на покупку техники нет. Хорошо, что ещё район и край помогают, а то бы давно пошли по миру.

Выясняется также, что не только перекупщики определяют жизнь крестьянина, но и многочисленные контролирующие органы. Они буквально терроризируют многочисленными проверками, которые заканчиваются солидными штрафами. Только по этой причине Сергею Протасову пришлось избавиться от поголовья свиней, поскольку внимание к ним было такое, словно на ферме не поросята набирали вес, а установлен мини-реактор.

Единственно, что радует крестьянина и даёт пусть малую, но всё-таки уверенность в завтрашнем дне, так это то, что к содержанию крупного рогатого скота проверяющие пока относятся лояльно. Хотя и на этом поприще Сергей Владимирович успел схлопотать штраф в 8 тысяч рублей.

А всё из-за того, что нынче он решил установить на пастбище электропастуха. Огородил землю проволокой под небольшим напряжением — от фермы до урочища Яшкино, которое заканчивается речкой Урькой. Получилась идеально: животные пасутся вольно, не разбредаются кто куда.

Здесь раздельные участки, и пока бычки подъедают траву на одном месте, в другом она идёт в рост. И так на протяжении всего лета и до глубокой осени. Когда начинается стойловый период, герефордов кормят сеном и дроблёнкой собственного изготовления. Они сыты — я сам видел недоеденную дроблёнку в кормушках.

Но вот беда, когда огораживали пастбище, пришлось срезать несколько берёзок. В селе нашлись люди, которые заметили это безобразие и донесли кому следует. Как итог: штраф и конфискация мотопилы «Дружба».

Интересно, правда? Нынче в Красноярском крае сгорели несколько миллионов гектаров леса, а виновные так и не наказаны, словно их нет. А тут за пару берёзок дело сразу до суда дошло. Но Сергей Владимирович перечить не стал, заплатил штраф. Впредь умнее будет. Хотя отдавать даром «Дружбу» жалко очень.

Но жизнь продолжается. И вся надежда у крестьянина — на свою семью и герефордов. Животные разделены по группам. У первого тепляка мы увидели тёлочек. Они все большие, кучерявые и лобастые. Во втором живут бычки. Они ещё крупнее. А третий тепляк и большая территория отданы взрослым животным.

Что интересно, несмотря на солидные размеры, герефорды очень пугливые. К ним подойти, чтобы сфотографировать, невозможно. Уходят и всё. И лишь огромный бык-производитель дал себя погладить. Да и то только потому, что на днях пропорол переднюю ногу, поэтому не то что убегать — ему ходить больно.

Посмотрел я на эту крестьянскую идиллию и задал Протасову единственный вопрос — о том, как он видит будущее своего хозяйства.

— Ещё два года поработаю, а там передам его сыну Владимиру,- ответил Сергей Владимирович.- Он нынче приобрёл 500 гектаров земли в урочище Яшкино, прибавит мою землю, и тогда получится у него крупное и сильное крестьянско-фермерское хозяйство. А я буду молодым помогать советом, а если нужно будет, то и делом.

Скажу честно, такой ответ мне очень понравился. Значит, ещё крепко стоит на земле крестьянский род Протасовых и его новая родня. Так тому и быть.