Зоопсихолог Татьяна Бирюкова: «Мы помогаем владельцам понять своих питомцев»
О чем думают домашние животные? Любят ли они нас? Зачем портят мебель и рвут поводок на улице? Можно ли изменить характер домашнего любимца, сделать его послушным и добрым? На эти и миллион других вопросов может ответить зоопсихолог Татьяна Бирюкова. Выйдя за пределы частной практики, она открыла в Сосновом Бору центр помощи владельцам домашних животных «Familliar», где рассказывает, как наладить контакт со своим питомцем и жить с ним в гармонии.
Фото: Газета 'Маяк' / Людмила Цупко
— Татьяна, расскажите, чем зоопсихолог отличается от кинолога?
— С точки зрения науки, зоопсихолог — это человек, который изучает поведение и психику животных. Если мы говорим про кинологов, то это люди, которые изучают науку о собаках. Такой человек знает все о собаках: как их кормить, как их чесать, как работает их генетика. Это более углубленные знания о собаках в целом. Зоопсихолог же знает и понимает психику животных — любых. В том числе и кошек. Практическая составляющая зоопсихологии — это работа с домашними животными, это то, где мы можем применить на практике знания. А научная база — это полное изучение психики животных, как выстраивается их поведение, как мир отображается в животном, и что между нами общего и в чем различия.
— Насколько вообще работа зоопсихолога востребована?
— Это направление, которое в нашей стране находится в начале своего развития. Мы только недавно начали воспринимать другое живое существо, помимо человека, как самостоятельную единицу. И часто бывает, что эта самостоятельная единица ведет себя не так, как нам хочется. Тут и подключается зоопсихолог. Я сталкиваюсь пока еще с таким стереотипом. Люди представляют себе кошечку или собачку на кушетке, и я, как психолог, у них спрашиваю: «Ну что, рассказывай, как твои дела? Почему ты так себя ведешь?». Но это не так работает, конечно. Мы имеем определенный набор инструментов и навыков, которые помогают изменить поведение животного и дать устойчивый результат.
На фото: «Мы не помогаем животным — мы помогаем именно владельцам понять своих питомцев», — говорит Татьяна Бирюкова. / Газета «Маяк» / Людмила Цупко

— Если говорить более конкретно, какие задачи вы помогаете решить своей работой?
— Да любые задачи. Царапание мебели, натягивание поводка, подбирание всего подряд на улице, общее непослушание, агрессия, нечистоплотность, разрушающее поведение, сепарационная тревога — в общем, все, что беспокоит хозяина или чему он хочет научить. Дело в том, что у животного есть определенная картина мира. И очень часто эта картина мира не совпадает с нашей. Возникает поведение, которое мы, люди, называем нежелательным, но оно, на самом деле, естественно для животного. Поэтому мы при помощи определенных методов работы переносим поведение животного в нужное нам русло.
— Как вам удается это сделать, если животное нельзя, как человека, просто спросить?
— Понимая потребность животного, мы влияем на его поведение. Мы никогда не забираем подчистую — всегда что-то даем взамен, чтобы перенаправить поведение. Понять, что думают животные — это утопия. Мы сами, даже имея очень высокий эволюционный статус, хороший набор навыков и умений, не всегда понимаем, что происходит у нас в голове. А что происходит в голове у другого живого существа, мы можем только догадываться.
Но у нас есть определенные вероятности, выработанные наукой, из-за каких причин возникает то или иное поведение, механика движения или стереотип действия. И есть набор эффективных методов работы по их коррекции. Я всегда говорю, что делю свою работу на воспитание, обучение и коррекцию поведения. Лучше всего начинать с воспитания, плавно перетекающего в обучение, чтобы не приходилось корректировать.
Еще важный момент: работа с животным не может быть вырвана из контекста. Мы не можем работать с одним только нежелательным поведением. У поведения всегда есть причина. Например, человек говорит: моя собака лает на людей. Мы не работаем с лаем как таковым, а разбираемся, почему она лает. Мы разбираемся с источником проблемы и работаем с ним — только тогда можно достичь устойчивого результата.
На фото: Татьяна Бирюкова уверена, что проще всего сразу воспитать собаку правильно, чем корректировать поведение уже взрослого питомца. / Газета «Маяк» / Людмила Цупко

— Вы называетесь центром помощи владельцам животных. Какова роль хозяев в работе с домашними питомцами?
— Исключительная работа с животным приносит некоторые плоды, но обычно не те, которые хочется владельцу. И часто даже хорошо отработанные навыки у животного, которое попадает к необученному владельцу, быстро пропадают, и поведение возвращается в привычное русло.
Ответственность владельца очень высока. Поэтому мы и называемся центром помощи владельцам. Мы не помогаем животным — мы помогаем именно владельцам понять своих питомцев и понять, как сделать так, чтобы их поведение устраивало владельца. На самом деле, научить животное — не проблема. А вот с тем, чтобы научить хозяина, зачастую возникают определенные сложности.
— Как происходит работа в центре? Вот к вам привели кошку или собаку — и что дальше?
— Любая программа индивидуальна. Мы работаем с психикой в зависимости от задачи — снизить активность, повысить интеллект, повысить уверенность и так далее. На первом занятии мы определяемся с тем, какие есть запросы, и по желанию владельца назначаем занятия. Если один раз в неделю могут прийти — хорошо, если получается чаще — можем чаще. Тренировки с животным могут проходить без владельца. В этом одна из причин, почему этот центр был создан — чтобы люди, у которых не хватает времени на воспитание домашнего питомца, все равно имели возможность дать животному необходимые навыки.
Я провожу не более четырех занятий в день, потому что иначе я не успеваю отдыхать — а уставшим нельзя работать с животным. Занятия с владельцем тоже обязательны, если владельцу хочется самому освоить какой-то навык. У нас будет также йога — с животными, с нашими или с собственными животными клиентов. И без животных тоже.
На фото: преподаватель дог-йоги Алина Королева и зоопсихолог Татьяна Бирюкова вместе открыли центр помощи хозяевам домашних питомцев. / Газета «Маяк» / Людмила Цупко

Еще у нас есть специальная авторская программа раннего развития для животных до 6 месяцев. Мы помогаем владельцу или заводчику адаптировать своих животных к миру с раннего возраста. В плане воспитания животных это идеальный вариант — всегда проще сразу заложить в животном правильное поведение, чем потом его исправлять.
Комментарии
Милая девушка.
Она полагает, что понимает животных.
Paulius, Ну, пока лицо не сгрызли, значит что-то да понимает)