Большая национализация началась. Какие оборонные предприятия уже вернули государству?

На модерации Отложенный

23 .2.24.Процесс «мягкой» национализации начался еще в феврале 2022 года, но только спустя два года СВО власти решились на более жесткие меры.

Процесс «мягкой» национализации начался еще в феврале 2022 года, но только спустя два года СВО власти решились на более жесткие меры. На днях стало известно, что Владимир Путин подписал указ о переводе Ульяновского станкостроительного завода в государственную собственность.

Несмотря на тот факт, что решение является временным, мы же прекрасно понимаем, что завод будет выполнять оборонные заказы вплоть до окончания СВО. Но это был не первый и явно не последний иностранный бизнес.

Какие заводы переходят в госсобственность

Стоит отметить, что завод в Ульяновске являлся высокотехнологичным производством. Предприятие заработало в 2015 году и принадлежало германо-японскому концерну DMG Mori. На его базе проектировали и выпускали отличные фрезерные и токарные станки. Правда, не особо понятно, что будет производить завод после ухода иностранных собственников. Дело в том, что такие предприятия нельзя запустить по указу или щелчку пальцев.

В целом с начала 2022 года Генеральная прокуратура ведет около 50 дел, связанных с крупным бизнесом. То есть практически все они связаны со стратегическими предприятиями, которые должны перейти в госсобственность.

1. Национализация трех заводов в Челябинске

Странно, что эта новость обошла стороной федеральные СМИ, ведь речь идет о громком деле и национализации крупного бизнеса. Сразу три завода «Кузнецкие ферросплавы, «Серовский завод ферросплавов» и АО «ЧЭМК» должны вернуться в государственную собственность.

Интересно, что Генпрокуратура использовала хитрую формулировку для решения вопроса – «неправильная» приватизация. В данном случае предприятия были проданы за копейки еще в 1995 году. Контрольный пакет акций принадлежал олигарху Юрию Антипову, а стоимость всех ценных бумаг оценивают в 168 млрд рублей по состоянию на 2022 год.

Деприватизацию бизнеса в Челябинске провели очень быстро. Понадобилось всего лишь направить иск в суд и дело в шляпе. В начале февраля 2024 года Арбитражный суд наложил арест на все имущество.

2. Ульяновский станкостроительный завод

Состоявшийся факт «временной» национализации. Предприятие действительно является стратегическим и было переведено в госсобственность 19 февраля. На заводе осталось все оборудование, необходимое для полного цикла сборки станков.

Однако эксперты считают, что быстро запустить завод не получится. Процесс может занять несколько месяцев, но никто не гарантирует, что предприятие будет работать на полную мощность.

Многие заводы и предприятия сейчас находятся под пристальным вниманием. Так, в сети появился список компаний, которые могут национализировать:

· Воронежский «Оргсинтез» производит сероводород.

· Дальнегорский ГОК занимается производство борной кислоты.

· Соликамский завод по производству магния.

· Энергосбытовая компания в Коми и многие другие.

Конечно, официально никто не говорил о начале «большой приватизации». Однако факты намекают, что уже многие предприятия готовы вернуть в государственную собственность.

Процесс «мягкой» национализации начался еще в феврале 2022 года, но только спустя два года СВО власти решились на более жесткие меры.-2

Все пойдет на нужды ОПК?

В Генпрокуратуре прошел слух, что они получили указание возвращать в госсобственность только оборонно-промышленные компании. И это вполне логично с учетом того, что СВО рискует затянуться на неопределенный срок. В таких условиях бизнес не готов делиться своими мощностями с военными или предприятиями ОПК.

С другой стороны, экономисты считают, что для контроля военно-промышленного комплекса необязательно забирать фабрики и заводы. Проблемы могут возникнуть на этапе запуска этих предприятий. Все же мы живем не в 30-е годы, поэтому никто не будет работать бесплатно на благо страны, да и специалистов придется искать среди местного населения.

Судя по тенденциям, сейчас активно работают над деприватизацией компаний, которые продавали за бесценок в 90-е годы. Главное, чтобы под шумок в частные руки не начал переходить смежный бизнес, как это часто бывает во время больших переделов собственности.

Процесс «мягкой» национализации начался еще в феврале 2022 года, но только спустя два года СВО власти решились на более жесткие меры.-3

Грядет большое раскулачивание бизнеса

Юристы беспокоятся, что под эгидой благих намерений в пользу ВПК могут устроить настоящее раскулачивание. Дело в том, что Генпрокуратура фактически отменила сроки давности по приватизации собственности. Проще говоря, даже если бизнесмен купил условный завод в 2000-х годах от другого собственника и вложил в него деньги – этот факт его не защитит.

Конечно, сейчас остро стоит вопрос производственных мощностей под СВО, но ситуация начинает приобретать массовый характер. Причем не все заводы уходят в пользу государства.

Такие решения нужно принимать аккуратно, иначе бизнес начнет лихорадить, а от этого будет хуже всем. Не стоит забывать, что мы до сих пор живем в капиталистическом обществе. Если забрать все «заводы-пароходы», то они не станут работать лучше, но могут полностью остановиться.

Посмотрим, что в итоге получится из этого большого процесса. Возможно, предприятия действительно станут работать в пользу ОПК РФ.