Россия и Путин после выборов: беспрецедентные вызовы
На модерации
Отложенный
В истории нашей страны никогда еще не было модернизации без западного технологического ресурса
Очередной президентский срок Владимира Путина пройдет в напряженном поиске новой модели развития. Новой и по сравнению с предыдущими, включая три постсоветских десятилетия, и даже по сравнению с двумя годами после начала СВО.
Развитие страны с момента распада СССР постепенно раскрывало возможности экспортной ориентации с конвертацией валютной выручки в потребительские товары для населения, машины, оборудование, технологии, управленческие практики для бизнеса. Чем больше были экспортные цены на сырье, тем разнообразнее становились ввозимые в Россию иностранные диковинки – от стройматериалов и бытовой техники до стадионов и тоннельной опалубки, частных самолетов и сложнейшего медицинского высокотехнологичного оборудования. Формировался новый стандарт качества товаров и услуг в области производства и досуга.
Теперь, когда разрыв с Западом носит исторически длительный характер, а разворот на Восток – противоречивый и извилистый, Россия оказалась перед необходимостью решать технико-технологические и финансовые задачи самостоятельно.
Пример с разворотом на Индию продаж нефти и возникшие сложности с конвертацией вырученных рупий в нечто полезное для России стал показательным при иллюстрации извилистости пути.
Нарастает санкционное давление Минфина США на российских партнеров в Эмиратах, Турции, Китае и странах СНГ (Казахстан) на предмет запрета поставок в РФ микроэлектроники, полупроводников, программного оборудования, компьютерной техники и товаров двойного назначения. Более жестко пресекаются финансовые потоки от экспорта нефти и нефтепродуктов, отслеживаются компании и суда танкерного флота, блокируются их разгрузочные операции в перевалочных портах.
Как известно, весь 2024 год будет посвящен Западом ужесточению режима имплементации уже введенных санкций, воспрепятствованию их обхода. Вводится уголовное наказание (до пяти лет) для граждан европейских стран, содействующих нарушению санкционного режима. Надо полагать, что за год-два «железный санкционный занавес» вокруг России будет выстроен в своих основных конструкциях.
В таких условиях Путин будет вынужден требовать от правительства ускоренного возведения выпадающих конструкций воспроизводственной цепочки создания национального продукта. Следует учесть, что многие сложные товары, самолеты например, должны быть обеспечены отечественными комплектующими на 100%.
Уже создано 30 инжиниринговых центров, еще 20 откроются в текущем году. Иная роль, нежели прежде, в этом деле отводится крупным частным корпоративным университетам: теперь от них скорее всего потребуется выпуск кадров для всей экономики, а не только для своих нужд.
Ориентация на собственные силы в XXI веке выглядит экзотично. Это следствие реального вырезания России из прежних цепочек поставок. Своего рода – революция.
Даже в 1930-е годы индустриализация в СССР проходила при массированном технологическом и техническом содействии развитых стран.
После того, как товарищ Сталин сказал на совещании хозяйственников в начале 1931 года: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», привлечение иностранного капитала к созданию советской промышленности превратилось в приоритет работы правительства.
К 1940 году иностранцы, прежде всего американцы, содействовали созданию в СССР химической, авиационной, электротехнической, нефтяной, горнодобывающей, угольной, металлургической промышленности, крупнейших в Европе заводов для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод построили в США, размонтировали, на 100 судах перевезли – и собрали в СССР. ДнепроГЭС был построен при заметном участии американской фирмы Cooper Engineering Company и германской компании Siemens. Горьковский автозавод запустили при помощи Форда, Московский автосборочный завод им. КИМ – тоже. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала 500 советских предприятий. Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. К нам приехали около 200 тыс. американских инженеров и техников. За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Советскому Союзу в 2 млрд долл. (по нынешнему курсу – почти 250 млрд долл.)
Сегодня такая модель индустриализации невозможна по геополитическим соображениям. Нужна новая.
И это беспрецедентный вызов и для России, и для Владимира Путина лично. Требуется сочетание совокупности разнообразных факторов: государственных и частных инвестиционных денег, талантливых старых и еще более талантливых новых менеджеров, науки – и особенно внедрения ее достижений, мотивации морального и материального плана, гражданского энтузиазма и оптимизма народа, качества товаров и услуг на потребительском рынке, наличия реально работающих социальных лифтов, восстанавливающего досуга, крепкой национальной валюты и достойной покупательной способности рубля.
Причем желательно, чтобы все происходило синхронно. Таково условие успеха.
Комментарии