Как Сталин обматерил тех, кто рассказал ему о готовящемся нападении на СССР и почему не хотел верить в него

На модерации Отложенный


Советский диктатор Иосиф Сталин

Бытует такое мнение, что Красная армия еще за несколько месяцев (лет) до нападения фашистской Германии на СССР начала готовиться к такой войне. Якобы Сталин знал о готовящемся нападении и предпринял ряд необходимых мер. Ну и нападение не было "внезапным" и "вероломным". Это, конечно же, не так. Об этом существует множество свидетельств.

Вот например воспоминания танкиста Сергея Андреевича Отрощенкова:

Боеготовность гадкая была. Танки наполовину разобраны. Аккумуляторы хранятся в аккумуляторной, приборы стрельбы и наведения — в другом месте, пулемёт — в третьем. Всё это надо получить, принести, установить. Каждый аккумулятор — 62 кг. На танк их нужно четыре штуки. Вот мы с башнером Сафаровым сходили четыре раза. Командир моего танка жил на квартире в Житомире, это 11 километров от части. В полпятого немцы начали нас бомбить, и только к часу дня я увидел в расположении первого офицера. (Я Помню. Iremember. Сергей Андреевич Отрощенков)

Немецкие войска входят на территорию СССРНемецкие войска входят на территорию СССР

Знал ли Сталин о готовящейся против СССР войне? Советские разведчики постоянно слали донесения и предупреждали "вождя". Наиболее известные донесения в этом плане принадлежат разведчику Рихарду Зорге. Пытаясь оправдать ошибки Сталина многие заявляют, что и Зорге и другие разведчики не могли назвать точной даты и не называли никаких точных сведений. Процитируем того же Зорге:

21 мая 1941 года: "Новые германские представители, прибывшие сюда из Берлина, заявляют, что война между Германией и СССР может начаться в конце мая... но они также заявили, что в этом году опасность может и миновать…"
30 мая 1941 года: "Берлин информировал Отт (немецкий посол в Токио), что немецкое выступление против СССР начнется во второй половине июня. Отт на 95% уверен, что война начнется".
20 июня 1941 года: «Германский посол в Токио Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна. Германское военное превосходство дает возможность разгрома последней большой европейской армии… (Из донесений Рихарда Зорге)

Рихард Зорге 1940 годРихард Зорге 1940 год

Таким образом последние донесения Зорге явно свидетельствую о том, что война вот-вот начнется. Зорге не мог назвать точную дату, но не ошибался в главном. Кроме этого советская разведка по показаниям заместителя начальника разведывательного отдела штаба Прибалтийского особого военного округа К.Н. Деревянко уже располагала точными данными обо всем:

Данные о времени начала боевых действий со стороны гитлеровской Германии... За 3–4 дня в них указывалось довольно точно не только о дне, но и о вероятном часе начала боевых действий

Еще 16 июня 1941 года НКГБ отправило сообщение Сталину основываясь на источниках из штаба германской авиации: "Все военные мероприятия Германии по подготовке вооружённого выступления против СССР полностью закончены, и удар можно ожидать в любое время". Что же ответил на это "вождь"?

Товарищу Меркулову. Можете послать ваш «источник» из штаба германской авиации к (нецензурное слово) матери. Это не «источник», а дезинформатор. И.Сталин (АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 415. Л. 50–52. Подлинник)

Иосиф Сталин направляется на парад на Красной площадиИосиф Сталин направляется на парад на Красной площади

Может быть Сталин не доверял именно этому источнику? Сообщение из штаба авиации пришло от некоего Харро Шульце-Бойзена, псевдоним — Старшина. Но на самом деле никакого предвзятого отношения к Старшине у Сталина не было. Вот что вспоминает глава внешней разведки НКГБ Павел Фитин:

Сталин, не поднимая головы, сказал: "Прочитал ваше донесение. Выходит, Германия собирается напасть на Советский Союз?.. Что за человек, сообщивший эти сведения?" Я дал подробную характеристику нашему источнику. У нас нет оснований сомневаться в правдоподобности его информации. После окончания моего доклада вновь наступила длительная пауза. Сталин, подойдя к своему рабочему столу и повернувшись к нам, произнёс: "Дезинформация! Можете быть свободны (Воспоминания главы внешней разведки НКГБ Павла Фитина)

О том, что Сталин не верил в начало войны с Германией говорят множество источников. Вот воспоминания Жукова, из которых следует, что Сталин долгое время не давал привести войска в повышенную боевую готовность:

По свидетельству Г. К. Жукова, 11 июня 1941 г. в ответ на просьбу военных разрешить привести войска западных приграничных округов в полную боевую готовность Сталин заявил, что "для ведения большой войны с нами немцам, во-первых, нужна нефть и они должны сначала завоевать ее, а во-вторых, им необходимо ликвидировать Западный фронт, высадиться в Англии или заключить с ней мир". Для большей убедительности Сталин подошел к карте и, показав на Ближний Восток, заявил; "Вот куда они (немцы) пойдут" (Мельтюхов Михаил Иванович Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941)

Наступление немецких войскНаступление немецких войск

Сталин искренне верил, что Гитлер просто побоится нападать на Советский Союз, о чем прямо и говорил:

Гитлер не такой дурак, чтобы не понять, что Советский Союз — это не Польша, это не Франция и что это даже не Англия и все они вместе взятые (Там же)

Гитлер же не особо сравнивал СССР с Англией и Францией.

Он помнил какие потери понес Советский Союз в Финляндии и считал, что эта страна колосс на глиняных ногах. По мнению Гитлера захватить ее будет проще простого. Даже наши будущие Союзники не особо верили в то, что СССР выстоит против немецкой военной машины:

Британская разведка оценивала время возможного сопротивления СССР Германии в месяцы, американская — в недели. Не существовало западной страны, разведка которой сделала бы предположение, что СССР, в принципе, может выстоять против Германии. Вопрос был только в длительности его неизбежной агонии. (Источник: Журнал Life. "Почему Сталин посылал все донесения о немецком нападении?"

И все же в "защиту" Сталина иногда приводят "Директиву № 1", которую он подписал ночью 21 июня. Там было написано следующее:

В течение 22-23.6.41 г. возможно внезапное нападение немцев... Задача наших войск — не поддаваться ни на какие провокационные действия... Одновременно войскам <...> быть в полной боевой готовности встретить возможный внезапный удар" (Директива № 1 (фрагмент))

Советские граждане слушают сообщение Молотова о начале войныСоветские граждане слушают сообщение Молотова о начале войны

Казалось бы вот оно, подтверждение того, что наконец Сталин приказал готовиться к нападению (за несколько часов до его начала). На самом же деле не совсем так. Исполнение директивы сводилось к главному предписанию "не поддаваться на провокации":

Даже в ночь на 22 июня я лично получил приказание от начальника штаба фронта в весьма категорической форме — к рассвету 22 июня отвести войска от границы, вывести их из окопов, что я категорически отказался сделать, и войска оставались на позициях" (командующий войсками 8-й Армии в Прибалтике). (Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941)

Но многие войска приказ выполнили и от границ отошли:

Войска прикрытия <...> дислоцировались непосредственно у границ... Заблаговременный их выход на подготовленные позиции Генеральным штабом был запрещён, чтобы не дать повода для провоцирования войны со стороны фашистской Германии" (показания начальника штаба Киевского округа. Там же)

Даже когда немцы уже открыто вторглись на территорию СССР и уже вовсю воевали, наши войска все еще не понимали что им делать и боялись вступать в бой:

Пришла машина с командного пункта: "Вы вылетали?" — "Мы вылетали". <...> Командир полка говорит: "Арестовать. Посадить на гауптвахту. Отстранить от полётов. Кто вам разрешал штурмовать? Вы знаете, что это такое? Я тоже не знаю. Это, может быть, какая-то провокация, а вы стреляете. (Из книги "Мы дрались на истребителях" Артем Драбкин)

Политрук объясняет комсомольцам добровольцам задание. Июль 1940 годаПолитрук объясняет комсомольцам добровольцам задание. Июль 1940 года

Так что основной задачей, которую поставил Сталин однозначно можно считать "не поддаваться на провакации". Вождь абсолютно не верил, что Гитлер собирается сейчас воевать с СССР. Но как же появилась эта директива? А появилась она благодаря Жукову. Но из-за вмешательства Сталина в нее были внесены губительные изменения:

Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил: "Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос ещё уладится мирным путём. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение может начаться с провокационных действий... Войска приграничных округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать осложнений (Из воспоминаний Жукова Г.К.)

Даже после нападения Германии на СССР Сталин не верил, что началась война. Он до последнего утверждал, что это провокация.

Сталин недоумевающе сказал:
— Не провокация ли это немецких генералов?..
И, подумав немного, продолжал:
— Гитлер наверняка не знает об этом!..»
(Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова).

Иосиф СталинИосиф Сталин

Когда пришел Молотов и сообщил Сталину, что Германия объявила СССР войну Сталин "молча опустился на стул и глубоко задумался. Наступила длительная, тягостная пауза".

Можно ли считать "вероломным" и "внезапным" нападение, о котором знали в штабе и по донесениям разведки, но в которое до последнего (и даже дольше) не верил один человек? Ошибки этого человека стоили жизни миллионам советских граждан и военнослужащих.

И все же, несмотря на то, что наши Союзники считали, что "СССР не продержится и пары недель". Несмотря на то, что Германия намеревалась молниеносно захватить нашу страну. Все равно советский народ встал на защиту своей Родины, разбил и прогнал захватчиков со своей земли и освободил Мир от фашизма. Приписывать эту Великую Победу решениям Сталина - настоящее кощунство. Победа принадлежит нашему Народу.