Крещение Руси: сознательный выбор или рука Провидения

Сегодня мы переживем еще одну официальную памятную дату российского календаря, изобретенную в постсоветскую эпоху - 28 июля объявлено днем Крещения Руси при князе Владимире.

День выбран, конечно, условно - зимой не стал бы князь свой народ в Почайне купать. Но само событие, безусловно, является одним из самых важных в нашей истории и даже только поэтому обросло рядом легенд и мифов. А то, что Русская Православная Церковь возвела князя Владимира в ранг святых, и вовсе вывело бывшего язычника, гуляку и женолюбца не только из-под критики, но и просто рассуждений.

Но мне кажется, что официальная версия принятия христианства Владимиром не только оставляет много вопросов, но и принижает достоинство самого святого князя, а заодно и нас с вами как христиан.



Считается, что Владимир, задумавшийся как незаурядный политический деятель о путях укрепления княжеской власти на Руси, отказался от попыток реформирования язычества как слишком ненадежного инструмента в этом деле. В итоге он выбрал византийскую версию христианства, отвергнув иудаизм, мусульманство и христианство латинского образца.

Конечно, по сравнению со множеством племенных божков или даже с пантеоном Перун-Стрибог-Мокошь и прочие (кстати, были ли они действительно общими для восточных славян богами, не может утверждать никто), единобожие было гораздо более мощным элементом в становлении государственности. Веруя в одного Бога, было легче подчиняться и одному на всех князю. Да и пышность византийского двора, торговые и иные связи с империей склоняли Владимира сделать этот шаг. Только приняв христианство, он мог приблизиться к этой древней культуре, стать, по его мнению, едва ли не равным восточноримским цезарям.

Но выбор веры для князя не был делом лишь политического расчета. Безусловно, его собственный духовно-нравственный поиск сыграл в этом важнейшую роль, и именно за эти метания и их итог Церковь, учитывая глубину метаморфозы от "сквернейшего" язычника, приносившего человеческие жертвы, до благоверного князя, и признала Владимира святым.

В попытках объяснить этот путь церковники начинают запинаться и, в конечном счете, все сводится к роли Божественного Провидения, озарившего бедного князя, да так, что тот вмиг стал праведным. Правда, для прозрения понадобилось и нечто более весомое. Согласно этой версии, Владимир после взятия Херсонеса, форпоста греков в Причерноморье, вдруг по-настоящему ослеп и прозрел лишь тогда, когда принял Крещение.



Для меня такая версия принижает роль христианства как боговдохновленной религии. На мой взгляд, князь Владимир был прежде всего живым человеком и христианство принимал вполне сознательно и добровольно. Именно это обстоятельство, как мне кажется, как раз и доказывает, что христианство Богом вдохновленная религия, потому что в нем есть главное – свобода выбора человека.

Да, переплетаются всякие чисто житейские и политические вещи, но факт остается фактом.

В тоже время я не отрицаю существования чудес и сам в них верю, но не в данном случае. Признать, что князь Владимир принял христианство, чтобы излечиться от насланной на него болезни, означает, что он не был свободен и действовал вынужденно в силу обстоятельств. Но о какой же свободе воли тогда можно говорить? Получается, что мы не творения Божьи, а какие-то марионетки. Этой мысли применительно к христианству я никак не могу допустить.


Но есть и другая версия. Ее предложили известные историки Церкви Приселков и Карташев. Принцесса Анна не могла быть отдана язычнику, это было невозможно. И Владимир, желая породниться с Византией, принимает Крещение не в Херсонесе, а дома в Киеве (около 987 г.), потом посылает свою дружину на помощь будущим родственникам, трон которых в то время зашатался под натиском узурпатора Варды Фоки.

После победы над ним Владимир-христианин справедливо требует обещанную жену. А императоры мнутся: уж больно известен буйный русский князь, да и боязно отсылать сестру так далеко от роскоши Константинополя, в деревянный Киев. Владимир оскорблен: теперь он считает себя ровней цезарям, никаких препятствий к браку нет, и он идет войной на Херсонес (989 г.), по понятиям того времени силой заставляя себя уважать.
Рыдая, Анна садится на корабль, увозивший ее от братьев. Но по прибытии в Херсонес принцесса была торжественно встречена женихом, а для подтвердждения своей серьезности Владимир тут же крестил свою дружину. Будем думать, что это успокоило девушку, во всяком случае, больше Анна на судьбу в летописях не жалуется.

Только по возвращении из Херсонеса состоялось Крещение киевлян в реке Почайне. Значит, оно никак не могло быть в 988 г., а как минимум на год-два позже. Но даже не в датах дело. По этой версии Владимир сам, осознанно принимает христианство, желая приобщиться к византийской культуре и власти, получить в жены высокородную принцессу и править с ней своим единым государством - Киевской Русью. И получилось это у него неплохо.

Правда, совсем уж аскетическую жизнь князь не вел - все помнят о пирах, да о победах былинных богатырей. Но гарем был распущен, церкви строились, милостыня подавалась, государство крепло и народ, сообразив со временем, что все это пошло на пользу, наградил своего князя ласковым прозвищем Красно Солнышко. Просто так такое имя не дадут, потом будут все Грозные да Великие.

Я не против Божественного Провидения и чудес. Но давайте отдадим должное и человеку, его добровольному выбору. Ведь так яркий образ князя Владимира станет только мудрее и дальновиднее, а его решение осознанным.