Станет ли святым Завиша Чёрный Белой России ген. Владимир Оскарович Каппель?

На модерации Отложенный

После перезахоронения в Донском монастыре останков генерала В. О. Каппеля, 28 июля в день его небесного покровителя — св. князя Владимира, возродилась традиция собираться на его могиле всем тем, кто чтит его память, следует его заветам. Это очень важное дело, так создается преемственность между новым поколением и старой Россией (значение этого явления отметил и епископ Егорьевский Марк). Ведь с момента захоронения генерала Каппеля в 1920 году и до разрушения памятника каппелевцы собирались во Владимиров день в Харбине на его могиле у гранитного креста, служили панихиду по погибшему воину Владимиру, отдавшему свою чистую душу «за други своя». Ныне связь времен восстановлена.

27 июля 2010г. после вечернего богослужения, с наступлением церковного дня святого равноапостольного князя Владимира, Небесного покровителя Владимира Оскаровича Каппеля, в Донском монастыре по благословению председателя Синодального отдела по работе с казачеством, наместника обители епископа Павлово-Посадского Кирилла состоялось заупокойное богослужение по легендарному Белому генералу.       

 Завиша Чёрный - рыцарь и дипломат 15-го века. Герой романов «Крестоносцы» Г. Сенкевича и "Narrenturm" Анджея Сапковского. Для поляков символ рыцарства и благородства, надёжности и героизма. Eсть пословица - "Можешь на меня надеяться как на Завишу". Она значит 110% уверенности выполнения своего долга. Любой ценой.

    Все эти черты чётко подходят превосходнейшему герою Гражданской войны в России 1917-21 гг. генералу Владимиру Оскаровичу Каппелю.

Что такое было в Нём, если через 90 лет после Его смерти, после 70 лет советского наплевательского отношения к нему, извращения его идей и замалчивания его заслуг перед Отечеством, Он уже в свободной России стал героем, которого чтят и уважают многие? Похоронен уже в третий раз, теперь в почетном Донском монастыре в Москве.

Владимир Оскарoвич был офицером с высокими этическими и патриотическими стандартами. Выл верующим христианином, верным мужем и любящим отцом. Был монархистом по причине убеждения в том, что монархия единственный для России гарант стабильности и единства. Февральскую революцию и свержение царя принял неохотно, но спокойно. Зато большевистский переворот, фальшиво названный потом октябрьской революцией – с отвращением и враждой.

Как только появилась возможность военного выступления против коммунистической власти – поднял эту перчатку без колебания и последовательно боролся с красной заразой до самого конца своей жизни. Нет, значительно дольше.

А так началась эта борьба: 8 июля 1918 вскоре по изгнанию большевиков из Самары восставшим Чехословацким корпусом, русские офицеры организовали первые отряды молодых добровольцев, можно сказать повстанцев, для защиты от контратакующих красных. Так как силы их были невелики – несколько рот пехоты, эскадрон кавалерии и 2 пушки – никто из офицеров не спешил взять на себя ответственность командования этой "армией". Шансы её против большевистких частей были всем ясны. Все офицеры молчали, потупившись … Внезапно поднялся скромный на вид, почти никому неизвестный молодой, 36-летний, неброский подполковник и тихо сказал:

- Раз нет желающих, то временно, пока не найдется старший, разрешите мне повести части против большевиков…

В первый бой подполковник Каппель двинулся с 350-численным отрядом добровольцев на Сызрань. В этом городе было 2 тысячи красноармейцев. Благодаря хитрому, хотя и рискованному манёвру - удар очень малочисленными силами с двух сторон - невероятное свершилось - город был освобождён, разбитые красные бежали, оставив победителям в качестве трофеев много военного имущества. На его базе добровольцы "конструируют" "бронепоезд" и сразу гонят его на Ставрополь (ныне Тольятти - в честь, итальянского коммуниста), отстоящий в 90 км от Сызрани.

Появляются там так неожиданно, что враг попадает врасплох и бежит. Затем "каппелевцы" (так начинают называть себя солдаты бригады Народной Армии) освобождают ряд городов Поволжья, (среди которых и Бузулук, в котором в 1941-42 гг. находился штаб польской армии ген. Андерса. В районе Бузулука Каппель получил потом, осенью 1918 г., из Омска производство в генералы. Так история сплотила в этом месте двух георгиевских генералов с балтийскими корнями). Оттуда они срочно возвращаются  в место своего "боевого крещения" - в Сызрань, где местным добровольцам не удается сдержать нажим Красной Армии, которой командует лично Лейб Троцкий-Бернштеин. Молниеносно перемещаясь на Волге-реке, Каппель попадает в Сызрань, громит там красных, и едва не пленит самого дьявола - Троцкого. Белые разъезды успели захватить шофера с автомобилем. Оказалось, что только что убежавшими были сам Троцкий и его адъютант. Но не может даже порадоваться победой, т. к. уже срочно нужен под Симбирском (ныне Ульяновск). Капель меняет транспортное средство - с судна на лошадь, и летит 200 км под Симбирск, который защищали 2 тыс. хорошо вооруженных большевиков под командованием комкора Гая (в 1920 г. командира 2-ого Конного Корпуса, который в Польше зверски убил ок.1000 пленных поляков. Потом после поражения под Варшавой в августе, окруженный Войском Польским, вынужден был с остатками своих убийц спасаться в Германии, в Восточной Пруссии, где в лагерях для интернированных красноармейцев умерла от ран и болезни их немалая часть). Гай получил приказ от Главнокомандующего Красной Армией латыша Вацетиса: "Симбирск оборонять до последней капли крови".

Но неожиданное наступление, да еще и не с той стороны, откуда его ожидали (большевистская разведка доложила, что Каппель перемещается по Волге), застала красных врасплох. Когда каппелевцы пошли в штыковую атаку, они не выдержали и бежали, оставляя свое оружие и амуницию, не успевая расстрелять приготовленных к расправе  "врагов народа". Успех был ошеломляющим. Владимир Оскарович впервые публично выступил в городском театре, обращаясь к жителям Симбирска за поддержкой в борьбе за Отчизну. После этого спича его отряд стал быстро пополняться добровольцами.

Владимира Оскаровича самарский КОМУЧ повысил на полного полковника, а Бронштейн-Троцкий назначил денежную премию - пятьдесят тысяч рублей. Читая этот приказ, Каппель рассмеялся:

- Я очень недоволен - большевики очень дешево нас оценили, - и добавил угрожающе: - Ну да скоро им придется увеличить эту цену…"

      Случай появился очень быстро. Вопреки указаниям КОМУЧА, который стал завидовать славе полководца среди населения, молодой вождь решил  ударить по большевикам в отстоящей в 200 км Казани. Имея 3 тыс. людей и 4 орудия он сначала разбил 10-тысячный отряд красных, затем на судах переместил часть своей пехоты (чехословаков) южнее города, а сам с остальными частями высадился севернее Казани. Силы обороняющие Казань были в 3 раза силнее и к тому же еще усиленные "ленинской гвардией" - 5-ым латышским полком, который прислали в качестве надёжнейшей революционной силы. Но использованные Каппелём суворовских принципов - «быстрота и натиск», неожиданность и разные направления атак (с юга, с севера, плюс действия заговорщиков внутри города) привела мультинациональные силы красных (латыши, Интернациональный батальон имени Карла Маркса составленный из австрийцев и венгров, татарские части, 1-й мусульманский социалистический полк, 1-й татаро-башкирский батальон, отряд во главе с Муллануром Вахитовым и другие «интернациональные» формирования) к отчаянному положению. Судьбу битвы решила фланговая атака сербского батальона майора Блатовича на 5-тый латышский полк, который в последствии сдался. Это был единственный раз, когда латышская "красная гвардия" сдалась в таком значительном количестве, обычно её бойцы дрались до конца, не ожидая для себя пощады после зверств против русского населения.

 В освобожденной, 144-тысячной Казани, были захвачены огромные склады с вооружением, боеприпасами, медикаментами, амуницией, а также с золотым запасом России (650 млн золотых рублей в монетах, 100 млн рублей кредитными знаками, слитки золота (500 тонн!), платины и другие ценности).

Это сокровище повлияло в значительной степени на дальнейших ход гражданской войны, - Белая армия оплачивала им (скромные) поставки от предательских союзников из Антанты. Но после военных неудач армии Колчака золото стало обоюдоострым мечом - причиной, соблазном для чехословацкой мрази ген. Сырового, которая за часть этого золота (48 тонн = 4 полных вагона – а по данным колчаковского министра финансов В. Новицкого, кроме того еще: 32 вагона железнодорожных шин, 4 вагона гвоздей, 80.000 кос, 5376 пудов (86 тонн) подков, 100 жаток, 80 сноповязалок, 50 плугов, 24 км канатной дороги (пригодилась им им потом в горных курортах), 29 ящиков мануфактуры, 30 ящиков обуви, 40 больших рулонов драгоценной кожи, 5 моторов) и другое наворованное в России  имущество (нп. ) согласилась предать, арестовать и выдать большевикам своего Главнокомандующего - адмирала А.В. Колчака.

Против молодого, но уже прославленного полководца красные бросили свежие силы под командой 27-летнего талантливого бывшего царского офицера М.Тухачевского, будущего палача тамбовских крестьян, который всеми имеющимися у него силами обрушился на Симбирск.

Из Самары Владимир Оскарович получил приказ: "Спасайте Симбирск!" Погрузив свои части на пароходы, Каппель поспешил туда.

А.А. Федорович писал: «Огромный военный талант Каппеля, одухотворенный страстной любовью к родине, пропитанный высоким сознанием чести, честности, жертвенности и долга, столкнулся с тоже огромным военным талантом Тухачевского, отравленным талантом честолюбия, эгоизма и беспринципности.

Жестоко защищается бывший поручик Императорской Гвардии, продавший свою шпагу кремлевским хозяевам, падают под его огнем добровольцы Каппеля, но они заражены верой своего Вождя, его порывом, и оставшиеся идут вперед и вперед, и то там, то тут между их цепей мелькает фигура заколдованного от пуль Каппеля. И на третий день жестокого, упорного боя вынужден Тухачевский отойти и перенести свой штаб к Инзе, верст на 80 западнее Симбирска. Город был спасен, и опять по волжским просторам прокатилось имя человека, знавшего только победы, имя Каппеля».

    [video:http://www.youtube.com/watch?v=3HaQV54IEf8&NR=1]

Для того, чтобы использовать эти успехи, Каппель предложил офицерам Генштаба — с ходу взять Нижний Новгород, где находилась вторая часть золотого запаса РИ, что наверняка лишило бы большевиков «золотого ключика» в игре с кайзером: до подписания «Дополнительных соглашений» позорного Брестского мира оставалось всего 20 дней. Одним из условии была передача Германии 500 млн золотых рублей из этого запаса.

Владимир Оскарович надеялся не только взять Нижний Новгород, в котором, на Сормововском заводе организовался подобный воткинско-ижевскому, антибольшевицкий мятеж, но планировал пойти дальше, на Москву. Однако трусливое командование и гражданское правительство не согласилось на очередной победоносный рейд "волжского Наполеона". Правильно написал потом бывший белогвардеец Михаил Афанасьевич Булгаков "Трусость - самый страшный порок человечества". Но причиной осторожности этих политиканов не былa лишь заботa о судьбу войск. Как рассказал один из них (инспектор артиллерии Верховного правителя генерал Виктор Николаевич Прибылович) потом полковнику В.О. Вырыпаеву, основной причиной отказа был страх лидеров самарского Комуча, что если этот монархист возьмет Первопрестольную, не отдаст им власти. Они больше опасались успехов Каппеля, чем большевиков.  Поэтому и выбрали оборонительную стратегию, которая оказалось катастрофической...

Уже 10 сентября Казань была взята большевиками.

«Казань пуста, ни одного монаха, попа, буржуя. Некого и расстрелять. Вынесено всего шесть приговоров».

   Началось наступление Красной Армии, которое не могли остановить лишенные людских и материальных резервов части КОМУЧа. Каппель контрударами пытался остановить превосходящего во много раз по численности, хорошо вооруженного и не испытывающего нужды в боеприпасах врага. Зимой фронт встал на Урале. Только что повышенный в звании генерал-майор первый раз встретился с новым Главнокомандующим и Верховным Правителем России - адмиралом А.В. Колчаком. Его корпусу были обещаны необходимые поставки амуниции, оружия и боеприпасов. Но слова так бы  и остались словами, если бы не личная инициатива англичанина полковника Нокса, благодаря которой, какие-то поставки наконец-то начались и в Волжский корпус...

   Зато Каппелю прислали "подкрепления" - пленных красноармейцев, желающих, якобы, воевать в рядах Белой Армии. Для проверки этих людей нужно было время, которого Владимиру Оскаровичу никто не дал. Уже в апреле им получен приказ: "Немедленно на фронт!". Там, в кровопролитных боях на реке Белая (севернее города Уфа) и прошла подлинная проверка «добровольцев», большая часть которых, убивая офицеров и честных солдат старой самарской гвардии, сбежала обратно к красным. Правда, несмотря на это, наступление красных всё-таки удалось остановить, но видно было, что это не надолго.

   Наш витязь предложил командованию следующий план: он возьмет 2 тыс. опытных и идейных добровольцев, посадит иx верхом на лошадей, проникнет в тылы красных войск и там начнёт делать то же самое, что в тылах белых делали красные партизаны, а в Отечественную Войну 1812 против французoв - не менее успешно нп. А.С.Фигнер и Д.В.Давыдов: рвать линии снабжения, нападать на мелкие части, не давать отдыха большим отрядам.

Народ, который уже познакомился с большевистской властью, с продразверсткой, с военным коммунизмом, с комбедами, должен был поддержать ополчение против коммунистической чумы. И это на самом деле случилось - восстания на Тамбовщине, Поволжье, на Урале, а прежде всего в западной Сибири <"Сибирийская Вандея">, только... Tолько Каппелю опять не дали «добро» на реализацию его смелого плана. Трусливые генералы предпочитали обороняться, прикрываясь водной гладью широких рек Западной Сибири, забывая, что зимой они замерзают...

   Осеню 1919 года случилось то, чего опасались 36-летний Владимир Оскарович и опытный генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс (в 1922 г. - последний глава Русской государственности на территории России)  - красная волна тронулась на восток, не задержали её реки Тобол и Иртыш. Пал Омск - столица правительства адмирала Колчака. Начался Великий Сибирский Ледяной Поход...

Его героем и жертвой стал Белый Витязь Сибири, генерал-лейтенант Генерального штаба(?) Каппель.

    Своим добровольцам он неоднократно повторял:

«Идите с поднятой головой и с открытой душой, с крестом в сердце, с винтовкой в руках тернистым крестным путем, который для вас может кончиться только двояко: или славной смертью на поле брани, или жизнью в священном счастье - в златоглавой Матушке-Москве под звон сорока сороков».

    Председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами протоиерей Димитрий Смирнов заявил в связи с перезахоронением останков Каппеля:   

Генерал Владимир Каппель — одно из достояний России как человек, который проявил себя настоящим русским генералом, стратегом и героем. Всё, что с ним связано, должно быть окружено почётом.”

       http://belrussia.ru/kontent/pict/Kap/kap3.jpg

    O дальновидности Каппеля свидетельствуют воспоминания управляющего делами Совета министров Временного Всероссийского правительства ("Омского" правительства) Г.К. Гинса: "Он, например, приказал отпускать на свободу обезоруженных пленных красноармейцев. Он был первым и, может быть, единственным тогда из военачальников, который считал "гражданскую войну" особым видом войны, требующим применения не только орудий истребления, но и психологического воздействия. Он полагал, что отпущенные красноармейцы могли стать полезными как свидетели того, что "белые" борются не с народом, а с коммунистами" . 

 В РПЦ допускают, что белый генерал Владимир Каппель, прах которого торжественно перезахоронят в субботу, будет канонизирован. Пока самое главное чудо, связанное с его именем, – нетленность тела.

Войско верит: Каппель доведёт,

Войско знает: с Каппелем победа.

Только час последний грозно бьёт,

Смерть спешит, гремя костьми, по следу.

Боже, Боже, армию спаси!

Выведи из ледяной чащобы.

Не забыть вовек Святой Руси

Сына, ей служившего до гроба.

Он и мёртвый будет впереди,

Словно знамя славы и победы.

Замер вздох измученной груди,

Спит герой, не встретивший рассвета.

Боже, пусть лишь армия живёт,

И однажды Родина воскреснет!

Белый Витязь Белый полк ведёт

Сквозь снега и скорбь дорогой  Чести