Что такое экстремизм в интернете и когда нарушителю ничего не грозит: на заметку ньюслендерам

На модерации Отложенный

Приветствую симпатичнейших обитателей Ньюсленда. А также тех максималистов, кто "всегда прав" и стоит на самых непримиримых позициях в вопросах соблюдения правил и законов.

Сегодня наш разговор пойдёт о том, почему не всё, что затрагивает живейшие чувства иных пользователей, расценивается как нарушение. Даже с точки зрения Верховного суда РФ, а не только по разумению админов сайта.

Вот читаю комментарии к своей публикации про то, что правоохранители заинтересовались некоторыми нашими пользователями. 

И вижу всё те же старые песни о том, что на Ньюсленде засели "нацисты" и "враги России".

Что "модераторы фашистов не банят".

И что все настоящие патриоты скоро ровными рядами пойдут с сайта прочь в поисках лучшей доли, то бишь соцсети.

Ну, во-первых, странно, что к нацистам и фашистам относят почему-то всех инакомыслящих и несогласных с "линией партии". В том числе сторонников почившего недавно Алексея Навального.

А во-вторых, что же это за патриоты, которые вместо того чтобы принять бой и отстаивать идеи своей страны, бегут прочь? 

Больше всего разночтений у пользователей по вопросам, что считать экстремизмом и разжиганием розни.

Вот, допустим, некий юзер в одном из комментов отметил, что у российского президента во время выступления в Федеральном собрании лицо было "помятое и опухшее". Ну, он так увидел.

И тут же модераторам прилетела жалоба от бдительного гражданина. Чрезмерно бдительного.

"Это оскорбление! Это экстремизм! Я на вас заявление в органы напишу!" — пригрозил команде Ньюсленда пользователь.

Другой пример. Один из завсегдатаев сайта совершенно недопустимым образом высказался в адрес людей конкретной национальности. Да ещё и призвал уничтожать их беспощадно. 

Модератор комментарий удалил, а ньюслендер  оскорбился и завалил редакционную почту гневными письмами, требуя объяснений. И грозил карами прокурорскими за "явную симпатию к врагам России и поддержку нацистов". Это цитата, если что.

Беда в том, что пользователи интернета не видят разницы между гарантированным Конституцией правом на свободу слова и вседозволенностью, между субъективной оценкой и экстремистским призывом. 

Давайте попробуем ещё раз разобраться, где тут мухи, а где — котлеты.

 

Что говорится в Уголовном кодексе

Ответственность за всякую антиобщественную деятельность в интернете прописана в нескольких статьях Уголовного кодекса. 

Так, то самое "разжигание", за которое частенько попадают в бан некоторые ньюслендеры, описано в статье 282.

Если коротко, то положениями этого закона запрещено травить кого бы то ни было за то, что он "не той" национальности или расы, исповедует "неправильную религию", занимает "не то" социальное положение в обществе или говорит "не на том" языке.

А вот про экстремизм в интернете  и про публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности речь идёт в статье 280. Прокуратура вполне может заинтересоваться посетителями той или иной соцсети, если они оправдывают терроризм или зовут сделать что-нибудь этакое, что может угрожать безопасности страны.

Например, призывают свергнуть законную власть.

Или просто в знак протеста против чего-либо ищут единомышленников, чтобы заблокировать федеральную трассу либо железнодорожные пути. А может, взорвать или поджечь какой-нибудь важный объект.

Или одобряют теракты на территории России и подстрекают к "продолжению банкета". 

И всё в таком роде.

Какая ответственность грозит нарушителям

За нарушения диванный вояка может схлопотать как многотысячный штраф, так и реальный срок за решёткой, от административного ареста на несколько дней до отправки на нары на несколько лет — по обеим статьям ответственность довольно жёсткая.

Но это, конечно, в режиме оффлайн.

А на интернет-ресурсах (и на Ньюсленде, в частности) наказание за игнорирование законов РФ ограничивается удалением комментариев и длительной блокировкой непонятливого юзера. Либо полным удалением аккаунта нарушителя.

Но не стоит заблуждаться и думать, будто за виртуальный трёп реальная ответственность не наступит никогда. Ведь может случиться так, что кто-то из ваших же собеседников возжелает сатисфакции и напишет заявление в прокуратуру. И потребует проверить на экстремизм, например. 

Тогда правоохранительные органы, если усмотрят признаки нарушения, обратятся к администрации сайта. И попросят предоставить персональные данные подозреваемого (см. пост Дежурного модера). И "карающий меч" из виртуального воплотится в реальную угрозу наказания.

А платить штраф в несколько сотен тысяч рублей, отбывать принудительные работы или вообще уехать на несколько лет на нары — это совсем не то, что пережить удаление комментов и блокировку на сайте.

Какие разъяснения дополнительно дал Верховный суд РФ

Что ж всё-таки является экстремизмом и разжиганием розни с точки зрения Верховного суда РФ? А вот тут читайте внимательно. 

Оказывается, не каждое высказывание, формально расцененное как разжигание розни, таковым на самом деле является.

Так, Верховный суд разъяснил, что под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ), следует понимать высказывания, в которых обосновывается, почему непременно нужно кого-то репрессировать, депортировать или вообще физически уничтожить. 

При этом критика всякого рода легитимных организаций и объединений, а также политических, идеологических или религиозных убеждений либо национальных или религиозных обычаев не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Что получается в сухом остатке и в применении к Ньюсленду

А получается вот что.

Допустимые высказывания. 

Если пользователь нелицеприятно отзывается, например, о людях какой-то национальности, потому что конкретно ему не по душе, как они живут, одеваются  и во что веруют, то это его субъективное мнение. Некрасивое, возможно. Но опасности для общества оно не представляет.

Недопустимые высказывания.

Если этот же пользователь утверждает, что таких-то людей такой-то национальности следует выгнать с рабочих мест и выдворить (условно) за Полярный круг, потому что они вынашивают коварные планы в отношении остального населения страны, то это уже — разжигание. А если до кучи сюда свалить призывы объединяться и бить, то тут вам уже и статья 280 на блюдечке с каёмочкой. 

Критика и экстремизм. 

Если пользователь заявляет, что недоволен властью, не одобряет решений правительства, не поддерживает президента и всё в таком духе — флаг ему в руки, как говорится. Это его личное мнение, и он вправе его высказать. Хоть про размер пенсий, хоть про состояние экономики, хоть про внутреннюю и внешнюю политику.

Но если в пылу дискуссии он свои недобрые высказывания подкрепляет призывами пойти чего-нибудь разгромить, устроить майдан или спровоцировать крушение поезда, к примеру, то это уже совсем другой коленкор, как вы понимаете.

Как экстремистские будут расценены и активно продвигаемые идеи об организации какого-нибудь референдума об отделении тех или иных регионов от России. 

В общем, следите за языком и не позволяйте пальцам на клавиатуре обгонять ваши мысли. И сможете избежать многих неприятностей, в том числе и на Ньюсленде.

Если что-то непонятно по теме, спрашивайте в комментариях, будем разбираться вместе. Можем и конкретные примеры из ньюслендовских комментариев обсудить.