Мусульман снова обвиняют во всех грехах

 

Мусульман снова обвиняют во всех грехах

26.07.2011

Пытаясь найти тех, на кого можно было бы взвалить вину за теракты в Норвегии, из мусульманской общины вновь делают «козла отпущения».

Произошедший в минувшую пятницу теракт, в результате которого погибло не менее 92 человек и множество людей получили ранения, заставил содрогнуться всю Норвегию.

Но кого же обвиняют во взрыве, прозвучавшем в центре Осло, и стрельбе в летнем лагере на острове Утойя, жертвами которой стали десятки подростков?

Уже через несколько минут после взрыва, в результате которого погибли семь человек, аналитики и эксперты не замедлили приписать его «Аль-Каеде» или какой-нибудь подобной организации.

Также сообщалось, что ответственность за теракт якобы взяла на себя группа «Помощники всемирного джихада», которые уже на следующий день сами опровергли эти заявления.

Между тем норвежская полиция совершенно справедливо заключила, что трагедия вовсе не связана с какой бы то ни было иностранной террористической организацией. Полицейские задержали 32-летнего Андерса Беринга Брейвика (Anders Behring Breivik), подозревая, что именно он и есть тот самый вооруженный человек, устроивший стрельбу в молодежном лагере, который правящая Трудовая партия открыла на острове близ норвежской столицы.

Кроме того, стало известно, что в мае Брейвик закупил шесть тонн удобрения, чем почти дословно «процитировал» известного террориста-немусульманина Тимоти Маквея (Timoty McVeigh), который в 1995 году вместе со своим сообщником Терри Никольсом (Terry Nichols) устроил взрыв в федеральном здании имени Альфреда Марра в Оклахома-сити при помощи нескольких тонн сельскохозяйственного удобрения. В результате этого теракта погибли 168 и были ранены 450 человек.

Тем не менее, несмотря на обилие улик, всплывших почти сразу после норвежского теракта, находятся те, кто упорно пытается связать его с «джихадистами». Кое-кто убежден, что существует взаимосвязь между трагическими событиями в Норвегии и гневной реакцией на публикацию датской газетой карикатур на Пророка Мухаммеда в 2005 году.

Мусульмане Норвегии глубоко скорбят

Эти события двояко отразились на мусульманской общине скандинавской страны. Во-первых, теперь, как и все норвежцы, мусульмане лишись чувства защищенности в своей стране, во-вторых, на них без суда и следствия взвалили вину за этот, возможно, самый мрачный день в истории современной Норвегии.

И мусульманская община поспешила ответить.

Исламский совет Норвегии немедленно выразил свое осуждение теракту, заявив, что расценивает его как покушение на новую родину мусульман. Имамы и другие представители мусульман встретились с различными христианскими организациями и главами церквей, пытаясь не только выразить свои соболезнования, но и наладить омраченные подозрениями отношения.

«Мы глубоко скорбим вместе со всем норвежским обществом», - заявил представитель Исламского культурного центра Норвегии Мухаммед Тайиб (Muhammed Tayyib).

По его словам, несмотря на иммигрантское происхождение большинства мусульман, проживающих в Норвегии, все они «разделяют демократические принципы и поддерживают свободу слова. Мы реагируем [на эти теракты] как все норвежцы, а не как посторонние».

Мечеть при культурном центре, который находится в центре Осло, недалеко от комплекса правительственных зданий, где произошел взрыв, не прекращала работать всю субботу.

В этот день сюда приходили многие немусульмане, чтобы поговорить о терактах и просто ближе увидеть жизнь мусульман.

Как утверждает директор культурного центра Ризван Ахмад (Rizwan Ahmad), из-за сообщений о том, что в столице мусульмане уже почувствовали на себе гнев норвежцев, молодежь, посещающая культурный центр, не чувствует себя в безопасности. Как известно, за минувшие дни на улицах Осло две мусульманки в хиджабах подверглись оскорблениям, а выходец из Пакистана был избит в автобусе.

Тем не менее, говорит он, мусульманская община по-прежнему солидарна с обществом.

«Мы не утверждаем, что террорист не был или был мусульманином. Это просто трагедия для всех нас», - сказал он в связи с этим.

Координатор Мусульманской студенческой ассоциации университета Осло Длен Доски (Dleen Dhoski) говорит, что молодежь больше всего волнует не то, кто виноват. «Мы больше всего озабочены не тем, какая же именно организация совершила это злодеяние, мы шокированы и взволнованы тем, как эта трагедия перевернула жизнь тех, кто стал ее жертвами», - сказала Доски. По ее мнению, СМИ пытаются сохранять нейтральную позицию, освещая события.

«Самое ужасное, что подобное произошло у нас в стране, которая всегда была безопасной… Это покушение на мир и демократию в Норвегии, и оно отразилось не только на мусульманах, но на всей нации», - сказала она.

Сейчас мусульманская община занята помощью пострадавшим: «Теперь главное, чтобы мы все выразили поддержку пострадавшим, попытались сделать все возможное, чтобы помочь им, чтобы Норвегия осталась такой, какой она всегда была».



Студенческая группа продолжает свою общественную деятельность, участвует в дебатах и круглых столах с немусульманскими организациями, активно поддерживает связи со СМИ.

Связь с ультраправыми

Естественно, «козлами отпущения» делают мусульман не только эксперты и аналитики.

Этим занимаются и ультраправые силы, которые, как давно известно, всегда пытаются обвинить во всех болезнях Европы мусульман.

Например, националистическая антииммигрантская группа околонацистской идеологии «Нордиск» (Nordisk) заявила, что во всем следует винить «бесконтрольную иммиграцию из мусульманских стран», поэтому подобные теракты «предрешены», а значит, «теракты будут происходить до тех пор, пока по Европе бродят “пустынные крысы”».

В минувшую субботу организация отказалась дать интервью.

Хотя организации, подобные «Нордиск», менее популярны в Норвегии по сравнению с другими европейскими странами, где после последних выборов, они заняли довольно прочные позиции, эта скандинавская страна тоже постепенно соскальзывает в «правую» сторону.

Так, норвежская «Партия прогресса» приобрела авторитет в определенных кругах благодаря тому, что некоторые ее члены потребовали ужесточения иммиграционного законодательства. В 2009 году она призывала депортировать семьи, дочери которых соблюдают хиджаб в школах.

Судя по последним заявлениям, организация не стремится афишировать, что Брейвик разделяет ее убеждения. Полиция подтверждает, что Брейвик назвал себя «христианским фундаменталистом», и, по сообщениям местной прессы, он неоднократно публиковал в сети свои высказывания антимусульманского характера.

В то же время известно, что Брейвик связан как минимум с одним членом этой крайне правой партии Памелой Геллер (Pamela Geller). Активистка правых сил известна тем, что яростно боролась против строительства исламского центра рядом с местом терактов в Нью-Йорке.

В мае Геллер в своем блоге написала, что мусульмане виновны во «всех случаях изнасилования, произошедших в последние пять лет» в Норвегии. Последний теракт она напрямую называет делом рук «джихадистов».

Негативное отношение европейцев к мусульманам стало точкой соприкосновения всех ультраправых движений, которые, в свою очередь, пропагандируют антимусульманские взгляды, называя мусульман «оккупантами и угрозой западному обществу», считает экономист Центра социального анализа Али Эсбати (Ali Esbati).

«Главная проблема в том, что как угроза расценивается не радикальный ислам, но весь ислам вообще и все мусульмане, - сказал Эсбати. - Поэтому эти радикальные силы находят свое место в политической жизни общества».

Он не удивлен тем фактом, что в терактах сходу обвинили мусульман, поскольку данные выводы основаны не на объективных данных или статистике, а на субъективном восприятии, согласно которому вовсе не ультраправые и сепаратистские движения символизируют европейский терроризм (пусть даже они официально признаны основной террористической угрозой для Европы). И, по мнению Эсбати, эта тенденция ведет к широкому распространению «расистского» отношения к мусульманам.

«Тон общественных дебатов … становится намного резче, хотя это постепенный процесс, - сказал Эсбати. - Все дело в том, что идеи, которые в прошлом находились на краю политического спектра, становятся повсеместно приемлемыми».

Теория «безумия»

Итак, вопрос: почему мусульмане, в отличие, скажем, от праворадикального террориста, оказались наиболее «вероятными подозреваемыми», учитывая, что местом теракта стало правительственное здание и летний лагерь, устроенный политической партией, призывающей признать палестинское государство?

Скорее всего, ответ таков: хотя после терактов 11 сентября 2001 года прошло десять лет, мусульмане по-прежнему олицетворяют терроризм в глазах западного мира.

«Было ясно, что все начнут обвинять мусульман, - сказал представитель Совета по американо-исламским связям Ибрахим Хупер (Ibrahim Hooper). - На эту версию откликнулись все исламофобы Интернета».

По его словам, даже на следующий день вечером американские СМИ передавали, что «за этим стоит ислам и “Аль-Каеда”».

Но потом они начали развивать теорию «безумия»: ведь если теракт совершил немусульманин, его нельзя называть террористом, а только сумасшедшим.

Хотя Брейвик сам объявил себя христианином, по мнению Хупера, его действия вряд ли будут связаны с его религиозными убеждениями, тем более, что до сих пор этого не произошло. Пора понять, что теракт, кто бы его ни совершал, нельзя ассоциировать со всеми, кто придерживается тех же религиозных взглядов.

Д. Парваз (D. Parvaz)