Как Николай Бердяев раскрыл главную тайну марксизма, которую отказывался признавать его создатель

На модерации Отложенный

"Марксизм, - писал философ Николай Бердяев, - более сложное явление, чем обыкновенно думают". Однако что при имел в виду крупнейший русский мыслитель? И в чём увидел он важнейшую тайну этого учения? 

Русский философ Николай Бердяев (1874-1948)Русский философ Николай Бердяев (1874-1948)

Рожденный немецким идеализмом

Как социальный мыслитель, Маркс вышел из недр немецкого идеализма начала 19 века, в котором господствовали идеи Фихте и Гегеля. Маркс был пропитан их философией. Особенно это чувствуется в его ранних трудах. Марксистская доктрина старается выглядеть как последовательная система социологического детерминизма. В согласии с ней, всё в жизни общества определяется экономикой, включая его строение, идеологию, культуру, религию, философию, мораль и искусство.

"Экономика есть базис, идеология есть надстройка. ... В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит, как дворянин, крупный буржуа, мелкий буржуа или пролетарий. Человек не может освободиться от определяющей его экономики, он лишь её отражает".

Такова, заключает Бердяев, одна сторона марксизма. Но есть в нём и другая.

Обратная сторона медали

То, что экономика влияет на идеологию, придумал не Маркс. Он просто увидел это в капиталистической Европе. Но Маркс "обобщил это и придал этому универсальный характер". Его ошибка, указывает русский философ, "заключалась в универсализации частного". То, что было характерно для капиталистического общества первой половины 19 века, Маркс " признал основой всего общества". При этом создатель "научного коммунизма" "многое открыл в капиталистическом обществе и много верного сказал о нём", Бердяев это признаёт.

Создатель "научного коммунизма" считался его последователями полубогом, а это идеализмСоздатель "научного коммунизма" считался его последователями полубогом, а это идеализм

Загадка экономического детерминизма Карла Маркса

В основу своего учения Маркс положил теорию экономического детерминизма. С этим мы уже разобрались. Но, как пишет Бердяев, этот детерминизм носит у него "совсем особый характер". С его помощью Маркс, как бы, разоблачает иллюзию сознания. В чём она заключается? И чья это иллюзия?

Ответ на последний вопрос очевиден - ведь социальный класс, за которым Маркс видит будущее, это пролетариат. Теперь вернёмся к первому вопросу. Согласно Марксу, марксизм должен выводить идеологию и духовную культуру из экономики, но, как подмечает Бердяев, на самом деле он делает это "через посредство классовой психологи, т. е. в социологическом детерминизме марксизма есть психологическое звено".

Это, по мнению Бердяева, "наиболее слабая сторона марксизма". Далее он объясняет, о чём идёт речь:

"Марксизм есть учение не только исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества".

Душа марксизма или новый Израиль

"Душа марксизма, - резюмирует Бердяев, - тут, а не в экономическом детерминизме". Определимость человека экономикой на самом деле относится Марксом к капиталистическому прошлому, а в будущем общество будет свободно от этого "греха". В будущем найдётся активный деятель, который освободит трудящиеся массы от рабства, создаст для них лучшую жизнь, и это будет рабочий класс. Марксизм приписывает ему "мессианские свойства, на него переносятся свойства избранного народа Божьего, он новый Израиль".

Да здравствует пролетариат, избавившийся от своих цепейДа здравствует пролетариат, избавившийся от своих цепей

Источник революционной энергии

Итак, если внимательно приглядеться к "научному марксизму", как сделал это Бердяев, на поверку оказывается, что смысл учения Маркса состоит в "секуляризации древне-еврейского мессианского сознания", в превращении его в рычаг, с помощью которого "будет перевёрнут мир".

"И тут, - заключает Бердяев, - материализм Маркса оборачивается крайним идеализмом". Веру в человека, т.е. в его дух, Маркс получил от немецкого идеализма. Но дух не соединим с материализмом.

"Только эта сторона марксизма могла внушить энтузиазм и вызвать революционную энергию. Экономический детерминизм принижает человека, возвышает его лишь вера в активность человека, которая может совершить чудесное перерождение общества".

Все будете жить при коммунизме, обещаю!Все будете жить при коммунизме, обещаю!

P.S.

Впервые на русском языке книга Н. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма", на которую мы опирались, вышла в Париже в 1955 году. В СССР она появилась в издательстве "Наука" в 1990 году. Вскоре произошёл развал Советского Союза. Общество было взбудоражено переменами, и очень и очень многие обратили свои взоры к коммунистам, ожидая от них чуда.

Если бы они читали Бердяева, то могли бы понять, что, как минимум, в теории марксистам нечего предложить народу, кроме очищенного от религии мессианского сознания - мол, дайте нам власть, и мы приведём вас... сами не знаем куда.