Перевал Дятлова. Два последних фото, часть 12

На модерации Отложенный

 В уголовном деле (далее УД) без номера от 06 февраля 1959 года очень много темных страниц, которые заставляют нас смотреть на ход расследования трагедии в районе горы Отортен с большим подозрением. Один из этих  странных моментов связан с двумя якобы последними фотографиями на двух фотоаппаратах, сделанные туристами  по версии следователя Иванова. В своем Постановлении от 28 мая 1959 года на листе 385 УД он написал дословно:  «В одном из фотоаппаратов сохранился фотокадр (сделанный последним), на котором изображен момент раскопки снега для установки палатки. Учитывая, что этот кадр был снят с выдержкой 1/25 сек., при диафрагме 5,6 при чувствительности пленки 65 Ед. ГОСТ, а также принимая во внимание, плотность кадра, можно считать, что к установке палатки туристы приступили около 5 часов вечера 1.II.59г. Аналогичный снимок сделан и другим аппаратом». Чтобы эти фото различать между собой, условно назовем первую фотографию «все спиной к нам», а вторую обозначим «один лицом к нам». Первая фотография из этих двух представлена на рисунке 1.

Рисунок 1  Все спиной к нам

Если смотреть на эту фотографию визуально в бумажном или электронном  виде, то ничего необычного мы на ней не увидим, так же здесь надо напомнить читателям, что рядом с рюкзаком на переднем плане мы видим просто левую руку одного из туристов, он нагнулся и что-то достает из выкопанной ямы. А вот вторая фотография уже намного интереснее, она представлена на рисунке 2.

  Рисунок 2  Один лицом к нам

Здесь вроде все тоже самое, кроме одного факта, который был подробно рассмотрен в пятой части  данной статьи, а именно на этом фото мы вместо левой руки туриста видим часть откопанной трубы возле рюкзака на переднем плане. Но в этом сюжете мы будем разбираться не с кривой трубой, а с другими, не менее захватывающими подробностями из жизни этих фотографий.

      Само появление этих снимков было высшей мере неординарным, следователь Иванов якобы все пленки с места трагического события передал проявлять и печатать фотографии с них в неограниченном количестве совершенно посторонним людям, не сотрудникам прокуратуры. Так появилось большое количество фотографий из похода группы Дятлова, в том числе и два наших  снимка.  Все понимают, что если бы так поступил в подобной ситуации какой-либо другой следователь, то он однозначно был бы сурово наказан, а наш Иванов наоборот, был поощрен за хорошо выполненную работу и через некоторое время пошел на повышение. Здесь можно только предположить, что эти фотопленки заранее прошли спецподготовку и следователь Иванов уже твердо знал, что там нет ничего опасного для расследования его УД. После такой вольности Иванова две рассматриваемые нами фотографии оказались в альбомах туристов из УПИ и родственников погибших людей. На данный момент достоверно известно, что первая фотография «Все спиной к нам» в бумажном виде хранится с 1959 года в домашних альбомах Брусницына, Биенко и Попова, а вот бумажная фотография, где «Один лицом к нам» хранится только в домашнем альбоме семьи Кривонищенко.

       Эти бумажные копии фотоснимков мирно хранились в альбомах много лет и не вызывали никаких подозрений.  Но вот пришла эра компьютеров, интернета и цифровой техники и вокруг этих якобы двух  последних фотографий по версии Иванова начали происходить очень странные события. Один очень дотошный исследователь трагедии группы Дятлова, а именно Петр Семилетов обнаружил в интернете оцифрованную фотографию «Все спиной к нам», с очень интересной информацией о ней и разместил на своем сайте по адресу    http://hibinafiles.ourproject.org Конкретно она сейчас находится в папке ХИБИНА-ФАЙЛЫ_ПОХОДЫ_ПОХОД 1959_ПЛЕНКИ ИЗ ПОХОДА_СБОРНИК ИЗ НЕИЗВЕСТНЫХ ПЛЕНОК. Упомянутая фотография лежит в самом конце папки и обозначена у него как файл «yama-01-03». Для тех, кто хочет сразу попасть в указанную выше папку дана  следующая ссылка:

https://drive.google.com/drive/folders/1bciuq-IDc6xbs0dUtZthTQKZzOywqjBU

Где Семилетов обнаружил это странное фото и когда, он к сожалению не говорит. В метаданных этой цифровой фотографии указано, что ее зачем-то  редактировали с помощью программы «Adobe Photoshop» версия 7 и самое интересное, что это было сделано 28 ноября 2007 года в 14 час 51 мин 30 сек московского времени  (GMT+03.00), то есть значительно раньше того времени, когда этот снимок появился в интернете стараниями участников общественного фонда «Памяти группы Дятлова». Для чего что-то там изменяли во вроде бы простой и безобидной фотографии осталась загадкой на тот момент, но чуть ниже читатель поймет в чем там был подвох, пришедший из далекого  1959 года, который явно был опасен для современной прокуратуры с ее снежной доской и сторонникам убийства.

      Далее странные события вокруг этих двух последних фотографиях, о которых упоминал Иванов, развивались следующим образом. Фонд «Памяти группы Дятлов» во главе с Кунцевичем сообщил, что в 2009 году дочь прокурора Иванова передала им шесть фотопленок из фотоаппаратов туристов  группы Дятлова, эти пленки хранил у себя дома Иванов. Но самое интересное, что две пленки, на которых были якобы две последние фотографии, дочка Иванова фонду не передавала, она сказала, что она их не нашла у отца. Далее фонд поручил своему активисту Алексею Коськину подготовить фотографии с этих пленок к публикации. Два года Коськин с этим делом возился и наконец 25 мая 2011 года выложил в интернете все пленки и фотографии с них на своем сайте https://alex-02-02-1959.livejournal.com/5688.html. Но самое удивительное было в том, что там же он выложил и два фото, которые мы рассматриваем здесь, а ведь сами эти две пленки никто еще не видел после 1959 года. В 2018 году Коськин перенес все эти фотографии на свой новый сайт  - https://disk.yandex.ru/a/H1cR9ZTR3VHsdd   Откуда Коськин взял копии этих фотографий хорошего качества не знал даже Кунцевич, а сам Коськин в то время отвечал на вопрос об этом очень туманно, а теперь и вовсе говорит: «Я этими делами больше не занимаюсь». Для общего понимания читателями обстановки вокруг этих двух фотографий надо сказать следующее, сам Коськин сторонник убийства туристов неизвестными людьми и, естественно, откопанная труба на фото «Один лицом к нам» очень мешает его версии. Наверно он сожалеет теперь, что был в 2011 году невнимателен к этой фотографии и опубликовав ее, слил тем самым многие версии уважаемых исследователей дела Дятлова в эту ужасную трубу.

        Но самое интересное в этих двух фото обнаружилось в их метаданных. Оказывается, перед тем как выставить их на всеобщее обозрение в интернете, они прошли через обработку в минифотолаборатории Noritsu QSS-2901 японской фирмы«NORITSU KOKI». Обычно этот агрегат используют для того, чтобы со старых пленочных фотопленок сделать их цифровую копию, а затем также цифровую или бумажную копию самих снимков с обработанной пленки. Но в нашем случае, как известно, двух фотопленок с двумя последними снимками официально у фонда во главе с Кунцевичем вроде не было, поэтому в японский аппарат вставлять Коськину как будто было нечего, а всем известные фотоснимки все таки появились в интернете в мае 2011 года на сайте Коськина, правда уже  с клеймом от японского агрегата. Поэтому много раз и задавали Коськину вопрос о происхождении именно этих двух фотоснимков в его архиве, но ответа так и не получили.

       После того как читатель узнал о странных манипуляций именно с этими двумя последними фотографиями туристов по версии следователя Иванова, ему конечно хочется узнать причину такого внимания к этим снимкам. Глядя на эти две знаменитые фотографии визуально вы никак не определите, что перед вами исторический снимок с внесенными в него некоторыми изменениями в далеком 1959 году. Это может распознать только соответствующий специалист с помощью специализированной программы. Но такие люди как-то долго не показывались на просторах интернета, особенно в среде дятловедов. Но вот в последнее время появился профессиональный кинооператор Коновалов, который активно разоблачает фальшивые фотографии американцев, якобы сделанные ими на Луне. Он на яндекс-дзене в статье №77 "Анализируем  снимки  "Аполлонов" с помощью криминалистической программы показал метод обнаружения подделок фотографий и указал сайт, где находится бесплатная программа для таких работ.

Сайт называется https://29a.ch/photo-forensics/#forensic-magnifier  , а программа «Forensically». Вот с помощью этой программы и мы начнем анализировать две представленные выше фотографии.

        Для начала смотрим внимательно на исходные, якобы не измененные исторические две фотографии на рисунке 1 и рисунке 2, взятые из архива Коськина в папке «Отдельные кадры»  и обозначенные у него как «Ф7.jpg» и «Ф8.jpg». Здесь же надо добавить, что эти файлы успел скопировать еще в 2011 году Семилетов и расположил в их той же папке, что и выше упомянутый файл «yama-01-03», только обозначил он их у себя как «yama-01-02» и «yama-03». Эти два архива на данный момент хранят первоначальные цифровые копии  упомянутых фотографий, в других   копиях из интернета очень часто уже удалены важные метаданные и ловко замаскирована работа ретушера в 1959 году. В связи с этим надо заметить следующее,  о судьбе ценных файлов в архиве Коськина трудно что-либо сказать, а вот Петр Семилетов точно не будет изменять что-либо в этих файлах в своем архиве, даже в ущерб своим версиям, так как он очень честный человек.

        А теперь заходим на указанный выше сайт со специальной программой, попадаем сразу на нужную нам программу, она будет всегда находиться на сайте, а нам нужно будет только загрузить в нее нашу фотографию со своего компьютера. Что мы видим в начале работы с этой программой ? А в качестве примера нам показывают классическую цветную фотографию с фотомонтажом летающей тарелки над южным городом.

Поработав немного с этим фото, вы получите первоначальные знания о работе программы с фальшивками. Здесь надо только предупредить читателей, что в цветных фотографиях чужую вставку эта программа выделяет особым цветом, а в черно-белых фото постороннее изображение в рассматриваем нами варианте анализа обычно черное. Порядок работы с программой следующий — идем в верхнее меню - Open file (открыть файл) — загружаем свое фото. Идем в боковое меню - Noise Analysis (Анализ шума)_ ставим следующие значения - Noise Amplitude (амплитуда шума)=10, Equalize Histogram (выравнять гистограмму) - поставить галочку, Magnifier Enhancement (увеличение лупы) - поставить None (никто), Opacity (непрозрачность)=0,90. После этого программа немного подумает и выдаст нам следующие две картинки для наших загруженных фотографий, которые представлены на рисунке 3 и рисунке 4.

Рисунок 3  Анализ фото «Все спиной к нам»


Рисунок 4  Анализ фото «Один лицом к нам»

      Что мы видим на этих двух рисунках ?  А то, что программа «Forensically» определила, что каждая загруженная в нее фотография имеет посторонние включения, причем изображение из  основной фотографии она выделила светлыми тонами, а постороннее изображение она обозначила абсолютно черным цветом. Больше всего черноты на этих рисунках в правом нижнем и в левом верхнем угле, то есть именно здесь скрыли от нас больше всего информации, которая находится на этих двух исторических фотографиях в первозданном виде.

        Поскольку компьютерная программа, которая определила наличие постороннего изображения, считается криминалистической, то мы вправе задать стандартный вопрос всех опытных следователей в такой ситуации — кому было выгодно это изменение изображения ?  В далеком 1959 году, скорее всего, таким способом опытный ретушер замазал на этих двух фотографиях то, что мешало следователю Иванову утверждать, что это туристы устанавливают палатку на склоне высоты 1079. В наше время больше всех обрадовались появлению этих двух откорректированных снимков сторонники лавины. Эти две фотографии стали краеугольным камнем их версии о снежной доске. Так что можно предположить, что эту малярную работу провели скорее всего в стенах свердловской прокуратуры. Но тут же появляется второй вопрос: «А что же скрыли от нас на тех фотографиях ?». Однозначно можно констатировать, что затушевали на реальных фотографиях указание на то, что туристы копают снег не на восточном склоне высоты 1079. Я предполагаю, что в верхней части данных фотографий были видны на заднем плане деревья, естественно после этого говорить, что это склон высоты 1079  было бы уже бессмысленно, так как там деревья не растут, там местность абсолютно голая, нет даже кустов. А в лесу на Урале, как известно, не бывает не только большой лавины, но даже маленькой снежной доски и палатке Дятлов там ничто не угрожает. И еще интуиция мне подсказывает, что справа вверху, сразу за рюкзаками, возможно проглядывало удивительное тройное дерево. А внизу у фотографии на рисунке 2  не случайно скрыли от нас половину туловища и ноги туриста, стоящего к нам спиной и ближе всех к фотографу. Весьма возможно, что у него в ногах лежала часть трубы, другая половина ее виднеется перед ним. В итоге, обобщая все сказанное выше, можно сделать такой вывод: на двух последних фото по версии Иванова  еще живые и активные туристы из группы Дятлова НЕ устанавливают палатку на склоне высоты 1079, а откапывают странную трубу с изгибами и разорванной изоляцией. И место фотосъемки совсем рядом с  тройным деревом, недалеко от знаменитого кедра, который был от них всего в 50 метрах. Почему я в этом уверен, потому что именно здесь, а точнее из третьей ямы возле указанного тройного дерева в мае 1959 года полковник Ортюков откопал эту самую трубу, о чем подробно рассказано в пятой части данной статьи.

          Еще один вопрос, возможно, зададут мне читатели: «А как выглядит в использованной здесь  криминалистической программе  «Forensically» фотография без фотомонтажа и работы «Photoshop» ?».

Ввиду ограниченности объема статьи, это увлекательное исследование может провести каждый читатель самостоятельно. Для этого достаточно взять любую свою домашнюю фотографию, желательно  бумажную старую черно-белую, сканировать ее и получив цифровую копию загрузить ее в указанную программу. Вы увидите удивительную картину, в корне отличную от выше представленной фотографической подделки. Не забудьте потом заглянуть в меню Meta Data (Метаданные), там вы узнаете много интересного про свое фото. Здесь же хочется добавить, что в указанной программе представлено еще много других способов отличить подделку от не измененной фотографии, все желающие могут ознакомится об этом в справочной информации, которая представлена в верхнем меню в разделе Help (Справка) и затем поэкспериментировать с фотомонтажом на досуге.

      Еще хочется обратить внимание читателя на упомянутые выше метаданные. Простому человеку нет смысла уничтожать эти метаданные на своих цифровых фотографиях, особенно название оборудования, на котором оно получено и дату его создания. Поэтому, если вы обнаружите отсутствие этих метаданных на рассматриваемых вами чужих фото, то как минимум это должно вас насторожить, ведь не просто так их удалили.

      Для наглядности о полученной информации читателям и любителям путешествий в качестве приложения к данной статье дана  карта описываемого здесь района возле кедра. Координаты наиболее известных для читателей мест, а так же место предполагаемой съемки рассмотренных фотографий, перенесены на яндекс-карту с  видом из космоса, см. рисунок 5. Здесь только надо напомнить

Рисунок 5  Место последних фотографий

читателям, что в районе кедра магнитное склонение восточное и имеет значение 20 градусов. А так как на картах обычно показывают только истинный азимут, то если вы решите пойти от кедра к тройному дереву по компасу, то вам надо от 265 град. истинного азимута от кедра на тройное дерево отнять 20 град. и вы получите магнитный азимут для компаса в 245 град., по которому вам и надо будет пройти 53 метра. Магнитный азимут по компасу, к примеру, от кедра на настил будет 240 град., что  является чистым юго-западным направлением, о котором и говорил полковник Ортюков в своей радиограмме от 05 мая 1959 года.  Для тех, кто будет пользоваться навигатором, ниже даны координаты интересных для нас мест в известнойсистеме WGS84.

Координаты:

                         кедр:                         61.764912°N   59.455008°E

                         настил:                     61.764844°N   59.454150°E

                         тройное дерево:     61.764863°N   59.454012°E

                         плотина:                   61.765808°N   59.455018°E

                         устье 1-го ручья:     61.765450°N   59.453752°E

На тот случай, если по каким-то причинам вдруг выйдет из строя навигатор, ниже даны истинные  азимуты для данной карты и расстояния  до известных нам мест.

                Истинный азимут от кедра на настил 260 град. и расстояние 46 метров.

                Истинный азимут от кедра на тройное дерево 265 град. и расстояние 53 метра.

                Истинный азимут от кедра на плотину на 3-м ручье 0 град. и расстояние 100 метров.

                Истинный азимут от устья 1-го ручья на кедр 130 град. и расстояние 90 метров.

    Заканчивая статью, хочется сказать, что в 1959 году, замазывая на этих двух фото компромат,  ретушеры были абсолютно уверены, что это никто не обнаружит. Они тогда просто не догадывались о фантастическом прогрессе компьютеров и программ, которые легко их разоблачат в 21 веке. Ну а настоящие исторические фотографии до сих пор лежат где-то в неизвестном сейфе и возможно когда-нибудь все-таки сбегут из этой темницы.

        P.S. Как пошутил Козьма Прутков «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол — не верь глазам своим». Применительно к якобы двум последним фотографиям туристов по версии прокурора-криминалиста Иванова, про которые в УД четко написано, что на них лыжники из группы Дятлова устанавливают палатку на склоне высоты 1079, наша реакция будет несколько иной. После установления факта, что это не полностью исторические фото, в них присутствует аккуратная работа ретушера из 1959 года, а также последующие активные попытки скрыть эти исправления с помощью современных компьютерных технологий, мы понимаем, что это уже не шутка в стиле Пруткова, а создание официальной легенды трагических событий с группой Дятлова в горах Северного Урала.

Автор:  АПВЕРГИД   (АПпаратнаяВЕРсияГИбелиДятловцев)  22.05.2023.