Спасёт ли Беларусь её государственная идеология?

Ответить можно сразу, в сослагательном наклонении: спасла бы, если бы существовала. Можно – более жизнеутверждающе: спасёт, если будет создана.

Основание для таких утверждений даёт одна из ключевых фраз «установочного» доклада Президента Беларуси А.Г.ЛУКАШЕНКО на семинаре руководящих работников по вопросам совершенствования идеологической работы (март 2003-го года - http://www.president.gov.by/press29213.html#doc):

«Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма». И далее: «Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная, инфекция становится смертельной. Точно так же с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным». Подтекст: старая «иммунная система» разрушена, что и привело к развалу СССР; для самосохранения «развалин» необходимо выращивать новую.

Парадокс номер один: автор этих строк, готовивший доклад для президента, вскоре был не только отстранён от участия, но и «вытеснен» за пределы государства. Возглавил же работы по завершению создания идеологии бывший военный разведчик, вслед за которым на вершину идеологической пирамиды потянулась цепочка не менее заслуженных личностей: академик по физике (с поста Председателя Высшей аттестационной комиссии), кандидат от юриспруденции (с поста замглавы Администрации Президента по законодательству и судам), политолог-юрист (фактически – с поста первого секретаря ЦК Белорусского патриотического союза молодежи), доктор педагогики (с поста министра просвещения), не считая «серых кардиналов» и «лиц влияния».

Результат – ещё более парадоксален. Развёрнута и осуществляется колоссальная по масштабам работа. Заместителей руководителей по идеологии да главных идеологических управлений – где только нету! Книг, методических руководств и учебных программ – каких только ни напечатано! Но даже их авторы, пытаясь сформулировать саму идеологию, способны лишь смешать в одну кучу всё, что есть хорошего в белорусском характере, зажиточной жизни, всеобщей справедливости и некоторых политических теориях. Ну и как эта бурная деятельность должна восприниматься белорусским обществом и международным сообществом, если самой-то идеологии до сих пор нет? Только как признак «слабости здоровья» да как непродуктивная занятость людей и трата денег во имя оправдания всего происходящего. Вместо профилактики заболеваний – прекрасная почва для внутренних расстройств и внешней заразы!

Вместе с тем – и происходящее в Беларуси представляется во многом куда лучшим того, что творится буквально рядом; и защитить столь раздражительные для недругов свои достижения белорусам не так уж сложно. Надо лишь кому-то из местных мыслителей либо помочь лидеру нации выразить, пусть «по-крестьянски», но здравые и верные его суждения – чётким языком идей, либо предложить свою безупречно обоснованную идеологическую альтернативу.

Собственно, что есть «государственная идеология»? Что есть идеология как таковая? Недругам Беларуси очень хотелось бы свести эти понятия к одному, к идеологии политической, и поставить на них крест, манипулируя навязываемым повсеместно представлением, что ни одна идеология (а следует уточнять – политическая) не должна быть доминирующей в государстве.

Но, если смотреть шире, то любая идея – это замысел, а любая идеология – СИСТЕМНЫЙ замысел, охватывающий все влияющие на результат составляющие задуманного. Хороша мысль – не всегда ходить пешком, а купить или создать средство передвижения. Но у спортивного авто – своя «идеология», у внедорожника – иная, у бульдозера – вовсе особенная. (Даже в рекламе можно встретить: «Наша обувь – не просто обувь. Это – идеология обуви!»)

Так и с государственной идеологией – это системный замысел того, на каком основании, каким образом и какие именно результаты должны быть достигнуты в процессе жизнедеятельности государства. Не надо лукавить и утверждать, что наличие государственной идеологии не характерно в современном мире. Как раз напротив – воплощением идеологии практически любого государства является его Конституция или то, что её заменяет. Но если в конституциях большинства стран общий, системный замысел государственности выявить бывает весьма затруднительно (обычно это не в интересах правителей), то в Конституции Республики Беларусь сказано однозначно: Беларусь – ПРАВОВОЕ государство. Более того, политическая мысль уже дозрела до понимания того, что современное государство не может быть ни капиталистическим, ни православным, ни сословным, ни однонациональным, но ДОЛЖНО БЫТЬ именно правовым, государством верховенства ПРАВА.

Другое дело, что философская мысль, оказавшись то ли довольно продажной, то ли недостаточно востребованной, не спешит внести ясность в разницу между верховенством права и диктатурой закона, а также не уточняет, что РЕАЛЬНО правовым следует считать государство, в ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ МЕРЕ вставшее на путь построения государства МАКСИМАЛЬНО правового.

Но, не дожидаясь философских откровений, уже сейчас можно оценить, НАСКОЛЬКО то или иное государство является действительно правовым. И главный оценочный параметр при этом – вовсе не степень соблюдения пресловутых «прав человека», а показатель того, насколько полно обеспечены СТАБИЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого. Каждого человека, каждого субъекта хозяйствования, всего народа. Это и есть – ДЕМОКРАТИЯ в действии.

Большинство друзей белорусского народа искренне надеются, что он не только в состоянии пережить обострение проблем своего суверенного государства, но сумеет поставить верный диагноз возможным обидчикам, чем будет способствовать "выздоровлению" всего мира в целом.