«Демонизация» как реальность политической жизни России.

В преддверии предстоящих парламентских и президентских выборов в стране российский электорат разделился на два основных лагеря – тех, кто будет голосовать за «партию власти» (в обновленной терминологии «Общероссийский народный фронт) и на избирателей, отказывающихся голосовать вообще из «принципиальных» соображений. Логика последних предельно проста: поскольку и так все ясно, кто победит на выборах, поэтому какой смысл идти голосовать за других кандидатов. Аргументы сомнительные, не говоря уже об отсутствии активной жизненной и гражданской позиции. Принимая решение не идти на выборы, многие исходят также из того, что они не видят альтернативы находящейся сейчас при власти партии. Надо отдать «должное» государственным средствам массовой информации, они сделали все возможное для создания негативного имиджа оппозиционным политическим лидерам, представляя их или как марионетками в руках Запада (Немцов, Касьянов, Каспаров), или лидерами, не имеющими никаких эффективных программ улучшения социально-экономической и политической ситуации в стране (Зюганов, Жириновский).

А в случае с Партией народной свободы Рыжкова и Немцова произошел вообще беспрецедентный случай: Минюст отказал этой политической силе в регистрации, ссылаясь на «мертвые души» ее партийных списков. И хотя с «доброй руки» все тех же политологов и экспертов у таких политиков как Каспаров, Рыжков и Немцов нет политического будущего, думается, что проблема отсутствия консолидации оппозиционных сил состоит не в их «нерейтинговости», а в отсутствии единой программы действий и взаимопонимания между сопредседателями этих оппозиционных движений. Если, к примеру, говорят, что у Немцова негативное политическое реноме в связи с его бывшей государственной деятельностью, то почему никто не исключает, что за это время Немцов как политик мог измениться. Ведь появление нового человека на политическом олимпе еще не означает приток новых идей и сил в оппозиционное движение. Со временем сама ситуация в стране заставит многих оппозиционных лидеров смирить гордыню и придти к консенсусу, о котором так любил говорить Горбачев. Пока же политическая жизнь в России протекает под знаком феномена деперсонализации и демонизации. Во внутриполитической борьбе такие фразы как «рвущаяся к власти кучка обанкротившихся в прошлом политиков», «маргинальные партии и их лидеры» давно уже стали «достоянием» современного политического сознания россиян. Все «сознательные» граждане страны «давно уже знают», что своей политической активностью Немцов и Каспаров «отрабатывают деньги своих заокеанских покровителей» и т.д.

и т.п.

Под влиянием этих «демонических идеологем» среднестатистический россиянин давно уже «знает», что произошедшие недавно в Северной Африке это «дело рук западных спецслужб», пытающихся таким образом расширить свои сферы влияния на весь мир. Да и «оранжевые революции» в странах ближнего зарубежья – Грузии и Украине – «сделаны на деньги американцев». Есть, правда, некоторая проблемка: почему тогда у коварных америкосов не доходят рука до России? Уж она-то, наверное, более лакомый кусочек, чем другие страны СНГ. Стоит ли говорить, что при таких «реальных угрозах» со стороны Запада, который спит и видит Россию в сфере своего влияния, многих «патриотически-настроенных» россиян бросает в «праведную дрожь» и так и хочется проголосовать за Путина, который надежда и опора независимости России. Поскольку, по мнению ультраправых, хоть нынешняя власть тоже зависит от США, но, тем не менее, не в такой степени как демократическая оппозиция. То есть идет «наклеивание» и приписывание политическим партиям и их лидерам таких ярлыков, которые иначе, чем демонические и назвать невозможно. Объективно это связано, на наш взгляд, с существующей в обществе «усталостью», разочарованием россиян в плодах перестройки, демократизации и гласности, ностальгии за советским прошлым. Собственно, власть в России исторически уже давно была отчуждена от народа, его нужд и чаяний. Однако сейчас, в эпоху «дикого капитализма» в стране, эта отчужденность народа от власти приобрела метафизические формы.

Власть в глазах многих граждан ассоциируется с каким-то «первобытным злом», неким «монстром, поедающих все живое и доброе». Развращающим и удаляющим от народа, делающим «исчадьем ада» любую, даже самую прогрессивную партию, пришедшую к власти. Что неизбежно делает бессмысленной и бесперспективной всякую политическую борьбу за эту власть, поскольку кто бы ни был при власти – в лучшую сторону все равно ничего не изменится. Стоит ли удивляться тому, что мы имеем такую низкую избирательную активность в нашей стране. Пока общество у нас политически апатично, крайне равнодушно, отрицательно настроено не только против каких-либо «оранжевых революций», но и против социально-экономических изменений вообще. Так что в ближайшей перспективе «колокол Герцена» россиянам не только будет не нужен, но даже к звукам, отдаленно напоминающих его, прислушиваться не будет.