«Алло, ваш сын у нас в плену. Вернем за деньги»: Украинские и американские спецслужбы вымогают у россиян деньги и вербуют в террористы

На модерации Отложенный

Как не попасться на удочку мошенников и какими методами они действуют, мы в эфире радио «Комсомольская правда» выяснили у журналистки и правозащитницы Анастасии Кашеваровой.

УШИ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

- Определимся сразу - мошенники, представляющиеся «службой безопасности банка», и те, кто заставляет наивных граждан поджигать отделы полиции, - это одна шайка?

- Да, они объединены все под контролем СБУ - и кол-центры «службы безопасности банка», и IT-сфера, и журналисты, и психологи. Это огромная сеть, которая работает по разным направлениям - от запугивания населения и вымогательства денег до терактов или передачи гостайны.

- СБУ это сама придумала?

- Нет. Они, конечно, не гнушаются ничем, но у них бы мозгов не хватило. Есть такая американская компания PSYOP - это сокращение от Psychological operations (психологические операции - с англ.). Это они всем заправляют. Они большие профессионалы в своем деле. СБУ работают вместе с ними, по их методам. Эти психические операции американцы проводили везде, где были цветные революции. И они этого не скрывают. У PSYOP есть даже ролик, где они показывают, как готовят население к революциям. И по этим же шаблонам они зашли к нам. Это информационно-психический терроризм.

Специально для читателей «Комсомолки» мы с Анастасией разобрали типичные схемы «развода», которые используются против нас.

СХЕМА 1. ВЫВЕСТИ ЛЮДЕЙ ИЗ СЕБЯ

Это уже знакомые многим россиянам звонки от «следователя» или фейки типа сообщений в родительский чатах школы: «завтра будет теракт», «в регионе люди мрут от болезни, а власти молчат».

Эффект от мошенников, работающих таким способом, заметен меньше всего, но от этого не менее опасен. Главная задача - сделать некомфортной жизнь как можно большего числа россиян. А конечная цель - вывести людей из себя и вселить сомнения в эффективность местных властей.

- Они работают, особо не разбираясь против кого, - объясняет Анастасия Кашеварова. - «Пойду, журналиста запугаю, чтобы он у себя в сетях кричал, что «государство меня прессует». Это психическая работа с населением. Если даже ты не военный, не мобилизованный, ты просто живешь себе, вроде как поддерживаешь свою страну, а они на тебя давят. Человек со слабой психикой может сломаться.

Особенно ярко это было в начале СВО: могли прислать траурные венки на домашний адрес. Или отправить в почту угрозы, снимки тел погибших бойцов.

- Они так выводят из равновесия, - говорит Кашеварова. - Я разговаривала с одной ритуальной компанией, говорят: «Мы устали!» Им делаются заказы: доставить венок или гроб по адресу. Мне самой было тяжело это получать - каждый день звонили из ритуальных услуг: «На вас поступил заказ…».

- А как работает схема со школами?

- Создаются Telegram-паблики по региону и туда сбрасывается информация. У меня сын один раз говорит: «Я не пойду в школу». - «А что случилось?» - «Завтра теракт будет, я вот прочитал в Телеграме». Я написала об этом, и мне стали писать мамы со всей России: то же самое в Самарской области, в Магадане, в Луганске... Спасибо министрам образования многих регионов - они стали записывать ролики, объяснять, что это фейк. И Росгвардия охрану выставляла у школ на всякий случай.

СХЕМА 2. СКЛОНЯЮТ СТАТЬ ТЕРРОРИСТОМ

Это самая наглядная - резонансная - схема. В нее входят школьные звонки о минировании, поджоги военкоматов и отделов полиции, порча имущества на транспорте.

- Представьте, я сотрудник СБУ. Я создаю в соцсетях паблик, например, как у нас было «Одинцово очищение», и говорю: «Завтра я пойду в такую-то школу, поубиваю тех-то и тех-то, особенно 8-му «А» классу бояться». И привожу фамилии учеников.

- А откуда ты - сотрудник СБУ - их знаешь?

- Их можно легко вычислить ВКонтакте. Дети думают, что это кто-то из своих, добавляются в группу, там идет переписка, и их уже аккуратно начинают вербовать. Вплоть до того, что могут заставить прийти в эту же школу и «помочь». То же самое с поджогами.

- Такие группы легко вычислить?

- Не так просто. Даже многие якобы патриотичные каналы, которые делают вид, что собирают помощь нашим военным, на самом деле сэбэушники. Они не только финансируют ВСУ на украденные у нас деньги, но и раскачивают народное мнение, передергивая информацию. На такие каналы подписываются, как правило, наивные ребята, романтические натуры с нехваткой внимания. Они оставляют комментарии, завязывается переписка. Этим психологи СБУ и пользуются. В итоге все приходит к внушению: «Ты же можешь что-то совершить…»

- «Будь мужиком!»

- Тот, кто ведет этих ребят, делает вид, что он тоже пойдет. Может даже перечислить деньги на организацию диверсии - из тех средств, что у наших же граждан и украли. Пообещают: «мы тебя вытащим, тебе ничего не будет, это мелкое хулиганство». Но когда эти ребята попадаются, естественно, никакой помощи им нет. Кураторы сразу зачищают переписку с ними. А «мелкое хулиганство» оборачивается тяжкими уголовными статьями - «терроризм» и так далее, за которые дают реальные сроки.

- Этим всем занимаются американцы?

- Они координируют.

В структурах СБУ целые отделы по работе в сети. Они и занимаются фейками, вымогательством и разведкой в интернете.

В структурах СБУ целые отделы по работе в сети. Они и занимаются фейками, вымогательством и разведкой в интернете.


СХЕМА 3. КРАДУТ ДАННЫЕ НА СЛУЖИВЫХ

Самый бесчеловечный метод - вымогательство у родственников военнослужащих.

Что делает мать, жена или сестра бойца, который, например, месяц не выходит на связь? Она идет в интернет и просит: «Помогите найти!» - к своему сообщению прикрепляя фото.

И не догадывается, что только что сама снабдила СБУ ценными данными. Ведь многие группы в соцсетях и каналы в мессенджерах специально созданы для сбора такой информации. И даже те каналы, которые не принадлежат украинским и американским спецслужбам, отслеживаются ими. Так они формируют свою базу.

- И что происходит с этими данными дальше?

- Смотрите, женщина уже по гадалкам походила, везде обратилась, ее везде, извините, послали. Она на нервах, психологически уже готова к обработке. И тут ей пишут: «Здравствуйте, ваш такой-то?» Она говорит: «Мой». Ей: «Знаете, он в плену у нас». И тут выходит на женщину человек с умиротворяющим голосом: «Я полковник Трофимов, ваш супруг находится в плену с такого-то числа»...

- Это число произвольное?

- Нет. Он точно назовет, потому что она сама в соцсетях написала - с какого числа он пропал и где. А потом «полковник Трофимов» скажет, что впереди обмен… Женщина ему уже доверяет, она уже в его базе. И он может попросить денег, чтобы ее сына или мужа включили в обмен (как правило, он после этого прокричит «Слава Украине!» и скроется), а может и по-другому обрабатывать: «Вам с девчонками надо собраться и на митинг выйти?». Могут приказать и что-то поджечь.

Нередки случаи, когда бойца захватывают в плен, вэсэушники берут его телефон, звонят жене и говорят: «Либо ты сейчас перечисляешь 200 тысяч (или 2 миллиона, - сумма может быть любая), либо мы его будем бить на камеру».

- Что в таких случаях делать родственнице бойца?

- Мы всегда говорим: «Сразу же пишите нам». (волонтерская организация АНО «Женский фронт»). У нас был такой случай, когда боец оказался реальным. Я тут же сигнал переслала Шамсаилу Саралиеву (депутат Госдумы, один из переговорщиков от России по обмену пленными. - Ред.), он - в Минобороны. Они связались по своим каналам с той стороной. Этот парень уже освобожден по обмену.

Нередко мошенники подделывают документы российских или украинских органов власти: на почту или телефон отправляют женщинам письмо «на бланке», что родственник в плену. Так в основном пишут про погибших россиян. И когда до родственников доходит похоронка, поднимается народный гнев: «Мне написали, что он в плену, а вы его уже похоронили! Это вы его спасать не хотите». Это еще один способ отвернуть население от власти, вызвать недоверие.

ИСПОЛЬЗУЮТ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Украинцы часто используют и дипфейки. Тут схема достаточно проста: жертве присылают фото или даже звонят по видео, показывают, как ее «родственник» сидит, даже немного движется лицо…

- На самом деле они берут фотографию, которую женщина сама выложила в сетях, с помощью искусственного интеллекта «приклеивают» это лицо к любому другому человеку и дальше по стандартной схеме: «давайте деньги», «шатайте режим», - объясняет Анастасия. - Мы видели такие видео. Но маме или жене тяжело доказать, что это фейк - они надеются до последнего. Пришлось подставить свои лица прямо в этот дипфейк и только тогда они понимают - какая это липа.

Вымогатели не стесняясь выкатывают целый прейскурант не находящим себе места женам и матерям наших бойцов.

Вымогатели не стесняясь выкатывают целый прейскурант не находящим себе места женам и матерям наших бойцов.

ПОЧЕМУ «ПОЛКОВНИКУ ВСУ» ВЕРЯТ

Собирательного «полковника» готовят заранее. От его имени периодически выбрасывают в сеть правдивый эксклюзив. Измотанные неведением женщины ему верят и идут за ним:

- Он девочкам говорит: «Завтра будет большой обмен». А он и правда завтра будет, мы - волонтеры - знаем об этом. Но Минобороны не имеет права заранее это объявлять, чтобы не сорвалось. А Украина на этом играет, - приводит пример Кашеварова. - «Вот видите, мы говорим правду!» И сарафанное радио работает.

Такими ходами мозг человека программируют на доверие. И жертвы начинают слушать этих проходимцев, верить им.

ЧТО ДЕЛАТЬ

- В первую очередь женщину нужно просто выслушать. Если она пришла в военкомат или к чиновникам, попытаться найти хоть какую-то информацию, связаться с волонтерами. Должна быть и работа психологов. Почему бы не собрать несколько точек где людям будут рассказывать, помогать, собирать документы, направлять куда-то, узнавать для них информацию?

- У вас есть своя организация, которая занимается поиском пропавших военных.

- АНО «Женский фронт». Мы связываемся с командованием, ищем, спрашиваем у людей, где кто находится, составляем базу, карту. Мы это делаем, чтобы женщина не выкладывала информацию в общественное поле, чтобы СБУ не забирали себе эти данные. Мы замечательно выстроили отношения с военной прокуратурой. По пропавшим без вести пока эта работа отстраивается. Всем сейчас тяжело, но мы можем на себя часть проблем забрать.

А женщинам я советую не терять надежду и не опускать рук. И не ходить к гадалкам. Не надо отдавать деньги человеку, который тебе наврет, чтобы получить еще больше денег.

Мы победим, я преклоняюсь перед каждой нашей женщиной. Перед каждой мамой, женой, сестрой. Те переживания, которые они в себе несут, говорят лишь о том, что у них большое сердце и большая душа. Наверное, только русская женщина на это способна.

ОФИЦИАЛЬНО

Горячая линия Минобороны по вопросам СВО - 117

Общественная приемная министра обороны: +7 (800) 444-01-10, +7 (495) 696-71-32, +7 (495) 696-71-36

Интернет-приемная МО

Справочная Минобороны: +7 (495) 696-88-00

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Откуда мошенники все про нас знают?

Они заставляют жертву поверить, когда называют все ее данные - точный адрес, где она живет, имена друзей, номера телефонов. А эти все данные они берут… из интернета.

С номером телефона, с ее фамилией они идут в слитые базы доставки еды, такси. А еще в специальные боты, которые за несколько сотен рублей расскажут все о владельце номера, или просто по фамилии - где живет, какое у него имущество, номера карт.