«Вирус доносительства»: Госдума хочет запретить стукачество — слишком много «бдительных» развелось
На модерации
Отложенный
Михаил Зубов
На фото: заместитель руководителя фракции партии «Новые люди» Сардана Авксентьева. (Фото: Пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС)
Как относиться к доносу — вечный вопрос. Если гражданин знает о том, что какой-то человек замышляет террористический акт, убийство — надо сообщить органам. Таков закон, который действует не только в России, но и в большинстве стран мира.
Но есть и доносы пустые, сделанные в корыстных целях. Об этом достаточно подробно написано, к примеру, в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Эту тему подняла и заместитель руководителя фракции партии «Новые люди» в Государственной думе Сардана Авксентьева. Она заявила, что все разумные люди должны бороться с «вирусом доносительства, который вот-вот может перейти в пандемию». По словам депутата, доносы распространяются, в первую очередь, в российской сфере культуры, но уже выходят за ее пределы.
В принципе, у нас есть уголовная статья за клевету. По ней сажали нынешнего заместителя главного редактора «МК» Вадима Поэгли, задерживали теперешнего депутата госдумы Александра Хинштейна. Вскоре обоих отпустили. Короче говоря, кроме журналистов эту статью еще ни к кому не применили. Но журналисты исполняли свой долг, хотя, возможно, и допустили некоторые ошибки в публикациях.
А некоторые люди «стучат» просто так, для себя. И отвлекают правоохранительные органы от работы своими доносами.
По информации, которую передал ТАСС, депутаты Сардана Авксентьева и Владислав Даванков направили на заключение в правительство РФ законопроект об административном наказании за злоупотребление правом на обращение в госорганы.
Свою позицию об этом законопроекте «Свободной Прессе» высказал директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов:
— Как известно, любая идея, возведенная в абсолют, становится абсурдной. Думаю, именно этот посыл дают широкой общественности Сардана Авксентьева и Владислав Даванков. Да, сообщать о готовящемся преступлении в такой тревожной ситуации, как у нас сейчас, — нужно. Есть и диверсанты, и дроны летают. Но ложные обвинения — это не красиво.
Убежден, нам не стоит повторять соответствующий сомнительный опыт СССР. В Советском Союзе было много хорошего, и нам надо перенимать лучшие практики, такие как высокие стандарты социальной защиты, обязательные ГОСТы в продуктах питания и СНиПы в строительстве, а никак не массовое доносительство.
Иначе это превратится в карикатуру на СССР и будет выглядеть, как желание идти вперед с головой, повернутой назад.
На мой взгляд, поощрение доносов — это ни что иное, как создание условий для проявления худших качеств, которые есть в людях. И мы не должны этого допустить. Помимо попыток сделать карьеру на скандалах со звездами, о которых упомянула депутат ГД, доносы могут превратиться в метод сведения личных счетов.
Считаю, государство должно мотивировать людей на проявление своих лучших качеств: взаимопомощь, поддержку, неравнодушное отношение и даже совершение геройских поступков. Мы должны идти по пути созидания, а не подсматривать в замочную скважину соседей.
В свое время президент Путин сказал «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Об этом не стоит забывать ни правоохранительным органам, ни нашим гражданам.
Людям, находящимся в творческой среде, не понравилось то, что Сардана Авксентьева назвала рассадником «вируса доносительства» сферу культуры. По мнению, которое «Свободной Прессе» высказал председатель Русского литературного общества Александр Чистяков, те деятели культуры, которые заняли антироссийскую позицию в последние годы, — не шепчутся об этом на кухнях, а громко заявляют. Вот Гребенщиков * купил танк для ВСУ. И он афиширует это. И на кого стучать?
— Стучать или своевременно докладывать? — задает риторический вопрос Александр Чистяков. — Это с одной стороны, дело совести каждого. «Стучат» не писатель или художник, стучат соседи, коллеги, граждане вне зависимости от уровня образования и профессии… Простые люди с чёткой гражданской позицией своевременно информируют компетентные органы без личной карьерной заинтересованности. Почувствуйте разницу.
Человек с чистой совестью стукачей не боится, — уверен писатель.
Заслуженный деятель искусств России Влад Маленко — один из наиболее известных современных поэтов — тоже не видит «вируса стукачества» в нашей стране.
— Да, весной и осенью активизируются сумасшедшие граждане, и пишут анонимки. В остальном же, даже специфически эмоциональные и экзальтированные люди в творческой сфере не отличаются от остальных социальных групп, — сказал поэт.
Комментарии
Кто жалеет о распаде совка, у того нет мозгов.
Бдительные им нужны.
Проблема в том, что хитропопый народ считает что доносительством может решить свои проблемы и что ещё хуже - повлиять на власть.
Типа котельная сломана - ктото бац заявочку на мэра, думая что так оно и работает. Или на участкового (не приехал), или на директора завода (что снизил зарплату) или на заведующую (за снижение премии)
нет тупые...
никак не поймут - что доносы и реакция на них, работает только против ваших соседей, учителей, и прочих несогласных.
Если слушают хохлятскую музыку, или за мир - то работает.
Если кавказцы танцуют лезгинку ночью под окном - так не работает.
Когда вы уже поймёте...
Дядюшка Том без хижины, за доносы платят, только его нужно правильно оформить.
Чтобы гарантированно получить причитающуюся сумму, гражданин, обладающий ценной для полиции информацией, должен зафиксировать свое обращение через 02 или 112, иначе звонок легко могут трактовать как анонимный. После этого нужно явиться в подразделение полиции и дать соответствующее объяснение. Еще более желательно получить расписку официального лица о предоставленной информации,— рекомендует председатель координационного совета Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.
Люди думают, что им сразу за донос копеечку дадут, ан, нет. Вот и пишут, стараются, ждут.
В школе на уроках русской литературы заставляли отгадывать, что хотел сказать автор, и находить некий скрытый смысл произведения.
Отыскивать содержание, которое сам автор туда и не вкладывал.
Но критики и цензоры всегда лучше автора знают, что тот хотел сказать. Учителя задают школьникам вопрос в теме сочинения «Что хотел сказать автор?» чтобы приучить писать доносы.
Они не спрашивают школьников, что им есть самим сказать по поводу увиденного, услышанного, прочитанного.
Идеологами ЦК КПСС выработано понятие «Неконтролируемый подтекст». До того был подтекст контролируемый, который угадать было нетрудно. Комуняки посовещались и постановили. Теперь это считается правдой, а не то, что было на самом деле.