Спаслись или погибли: куда пропала застрявшая у Хоккайдо стая косаток

На модерации Отложенный

Погибли или спаслись? Что случилось с краснокнижными косатками, которые застряли во льдах между японским островом Хоккайдо и российским Кунаширом? Сегодня ответ на эти вопросы ищут представители двух стран: утром 7 февраля животные пропали из поля зрения. Их полынья, где накануне киты боролись за жизнь, оказалась пуста.

Почему Япония так и не приняла помощь России для спасения животных? Неужели и тут вмешалась политика? В ситуации разбирался корреспондент Кирилл Солодков.

Целая стая краснокнижных млекопитающих с детенышами и молодью бесследно исчезла в Охотском море. Возможно, ветер все-таки разогнал ледяные торосы и млекопитающие пробились к свободной воде. Но такой исход специалисты называют маловероятным.


"Достаточно большая стая. Транзитные косатки достаточно редко собираются в такие крупные группы, чаще это делают резидентные. Ситуация опасна тем, что у них, судя по видео, очень маленько пространство для нахождения на поверхности и собственно для дыхания", – объяснил старший научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН и член совета по морским млекопитающим Сергей Рязанов.

Именно здесь, у берегов Японии, стая угодила в смертельную ловушку. Выбраться самостоятельно у животных шансов не было – лед вблизи острова Хоккайдо сейчас плотный и толстый.

"Это тонкий однолетний лед больше 30 см. Опасные ситуации в полях такого льда возникают при очень сильном сжатии: большие ледяные поля сжимаются, прижимаются к побережью острова Хоккайдо, и возникает сложная навигационная обстановка", – рассказал замдиректора по науке Тихоокеанского технологического института.

Единственный шанс на спасение – ледокол, но такого флота у Японии нет. Еще накануне о готовности помочь заявили в российском Росрыболовстве. Наши буксиры усиленного ледового класса находились всего в 300 километрах.

"Росрыболовство и Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии подтверждает свою готовность в кратчайшие сроки оказать помощь по спасению млекопитающих, занесенных в Красную книгу, имея для этого необходимые компетенции и опыт", – заявляли в ведомстве.

Всего одно слово с японской стороны – и спасательная операция началась бы немедленно. Но на том берегу лишь молча наблюдали за мучениями уникальных млекопитающих.

"На мой взгляд, правительство Японии включило бюрократический механизм, потому что мгновенной реакции не было. К сожалению, мы должны осознавать, что эти страны с высокой экономикой – прежде всего коммерческие страны, и первый вопрос: кто за это будет платить?" – отметил Эдгар Запашный.

На этот раз вопрос оплаты даже не стоял на повестке. От Японии требовалось лишь позволить нашим судам зайти в территориальные воды и спасти этих редких для всей планеты млекопитающих. Но что-то оказалось важнее, чем судьба целой популяции.

"Так всегда было, есть и, наверно, еще очень долго будет, пока мы не придем к решению общих вопросов. Пока, к сожалению, юридические, государственные и политические интересы бывают выше, чем интересы животных", – заявил доктор биологических наук Александр Бурлин.

А ведь в истории уже были несколько примеров, когда не самые дружественные страны оставили разногласия ради спасения редких китов. В 1984-м между Чукоткой и Аляской застряли 2000 белух.

"Они были зажаты. И вот неизвестно, выжили бы или не выжили все-таки, если человек бы им не оказал помощь", – отметил старший инструктор-преподаватель и капитан дальнего плавания Анатолий Коваленко.

Опыт успешных спасательных операций есть и в истории современной России. Восемь лет назад четыре косатки с детенышем оказались заблокированы всего в 50 метрах от Сахалина. Тогда в ожидании прилива наши спасатели круглосуточно дежурили у каждой полыньи – отбивали лед. В итоге, три косатки выбрались самостоятельно, еще одну буквально на руках переносили на большую глубину.

Удалось ли животным выжить на этот раз, вероятно, так и останется загадкой. Ясно лишь, что недружественное отношение со стороны Японии ждет даже животных, внезапно оказавшихся на ее территории.