Ученые нашли связь между эпидемиями в Древнем Риме и резкими похолоданиями

На модерации Отложенный

Новое исследование, связывающее периоды изменения климата с крупными пандемиями, обнаружило, что три крупнейшие пандемии римского периода произошли во время одних из самых резких и глубоких похолоданий за всю историю наблюдений.

Это совпадение может объясняться множеством причин, считает соруководитель исследования Кайл Харпер, римский историк из Университета Оклахомы и Института Санта-Фе.

«Когда вы встряхиваете климатическую систему, это безусловно влияет на патогены, экосистемы и, прежде всего, на человеческое общество», — сказал Харпер.

Исследование сосредоточено на длинном керне отложений, пробуренном в заливе Таранто, широком заливе под «подошвой» итальянского «сапога». По словам Харпера, эта область захватывает отложения, вымываемые из реки По и других рек, по сути, из сердца Римской империи.

Соруководитель исследования Карин Зонневельд, палеоокеанограф из Бременского университета в Германии, использовала множество подсказок внутри кернов отложений, чтобы сопоставить слои отложений с конкретными годами. Ключевые данные были получены из вулканического стекла в отложениях, которое по химическому составу можно было связать с известными извержениями.

«Некоторые из этих извержений всемирно известны, например, извержение Везувия в 79 году нашей эры, уничтожившее Помпеи», — поясняет Зонневельд.

Подсказки показали, что отложения охватывают период с 200 г. до н. э. по 600 г. н. э., начиная с поздней Римской республики и вплоть до последних дней Римской империи. «Мы получили полный обзор того, что считаем древнеримской историей, начиная с позднейшей Республики», — сказал Харпер.

Чтобы восстановить температуру и количество осадков, команда обратилась к крошечным организмам, называемым динофлагеллятами, сохранившимся в отложениях. Жизненный цикл этих организмов очень чувствителен к температуре и осадкам. Поздней осенью и в начале осени динофлагелляты переходят в состояние покоя. Поскольку разные виды имеют разные предпочтения, ученые могут подсчитать типы динофлагеллят, которые процветали в тот или иной год. Например, в холодные годы холодолюбивых видов будет больше.

Во время обильных осадков, когда речная вода выливается в море, неся с собой дополнительные питательные вещества, виды, предпочитающие условия с высоким содержанием питательных веществ, будут более распространены.

Результаты показали стабильный климатический период между 200 и 100 годами до нашей эры, за которым следовала серия коротких холодных импульсов. Между 160 и 180 годами нашей эры был сильный холодный период. Это совпало с чумой Галена — пандемией, которая пришла в империю, когда римские армии вернулись из Западной Азии. Болезнь была вызвана неизвестным возбудителем, который привел к таким симптомам, как лихорадка, диарея и кожные пустулы. Эксперты полагают, что это могла быть оспа или корь.

Между 245 и 275 годами нашей эры случился еще один холодный период, который снова совпал с пандемией, известной как Киприанова чума. Исторические записи показывают, что это заболевание вызывало рвоту, понос и иногда гниение конечностей. Опять же, историки не знают, что стало причиной заболевания, но предполагают, что это могла быть корь, оспа или какая-то геморрагическая лихорадка. 

Наконец, экологические данные предполагают еще одно похолодание после 500 года нашей эры, совпадающее с позднеантичным малым ледниковым периодом, периодом похолодания, известным из других климатических данных. В 541 году нашей эры первая в истории вспышка бубонной чумы поразила Западную Евразию. Чума Юстиниана была предвестницей Черной смерти, которая опустошила Европу в 1300-х годах.

«Корреляция между периодами, когда Европа страдала от крупных вспышек инфекционных заболеваний, соответствующих фазам холодного климата, была поразительной», — сказала Зонневельд.

По словам Харпера, существует множество причин, по которым вспышки болезней и климат могут быть связаны. По его словам, в аграрном обществе, таком как Древний Рим, фермерам, возможно, было трудно производить достаточно урожая в холодные периоды, что приводило к недоеданию, что делало людей восприимчивыми к болезням.

Следующим шагом для исследователей является более глубокое сравнение данных керна отложений с другими климатическими записями и археологическими.

Полностью исследование опубликовано 26 января в журнале Science Advances.