Главный фактор возрождения России
На модерации
Отложенный
Автор: Виталий Даренский
Самым страшным по своим последствиям было не это экономическое порабощение народа в советский период, которое имело свой предел во времени, но порабощение духовное, которое в полной мере дало свои самые разрушительные результаты как раз сейчас, когда СССР давно уже нет. Это духовное рабство народа состояло в первую очередь в уничтожении православной веры и превращении народа в толпу без Бога и национальной памяти. И это духовное убийство народа, в свою очередь, привело его и к убеждению в собственной никчемности и преклонению перед Западом. Это преклонение стало массовым в «позднем» СССР и было главной причиной его крушения (М. Горбачев лишь исполнил мечты основной массы населения, ненавидевшей «совок» и мечтавшей «жить, как на Западе»). Так называемая «перестройка» не могла ничего перестроить, потому что её изначальной сущностью являлось не возвращение к подлинной России, а лишь саморазрушение советского режима.
Самое тяжкое наследие СССР – это разрушение семьи как следствие безбожия. Оно началось сразу после 1917 г., когда на порядок выросло число разводов и абортов, а потом только неуклонно нарастало. Сейчас мы уже имеем страшный и, увы, закономерный итог этого процесса – быстро физическое вымирание народа. Сейчас материальный уровень подавляющего большинства народа намного выше, чем в СССР, но иметь детей все равно почти никто не хочет. Причина этого не материальная, а духовная: безбожное материалистическое мировоззрение.
Однако далеко не весь народ плыл по течению и лишь пассивно воспринимал производимые над ним идеологические манипуляции. Те, кого назвали «диссидентами», были лишь «верхушкой айсберга», которая указывала на огромный невидимый слой ищущего народа, который всегда пытался вырваться из духовного рабства. В частности, героическая молодежь из Всероссийского Социал-Христианского Союза Освобождения Народа (ВСХСОН) была выражением этой огромной молчащей массы народа, мучительно вспоминавшей свою русскость. Эта молодежь искала и нашла ту истину подлинной России, которую не смог уничтожить СССР.
Один из главных идеологов ВСХСОНа Л.И. Бородин писал об этом так: «Тотальность марксизма, а точнее, социалистической идеи как таковой подталкивала на поиски “равнообъемной” идеи, и когда в середине шестидесятых наткнулись на русскую философию рубежа веков, произошло наше радостное возвращение домой. В Россию. Что бы сегодня ни говорили обо всех этих “бердяевых”, сколь справедливо ни критиковали бы их – для нас “веховцы” послужили маяком на утерянном в тумане философских соблазнов родном берегу, ибо, только прибившись к нему, мы получили поначалу пусть только информацию… о подлинной земле обетованной – о вере, о христианстве, о Православии и о России-Руси… Это случилось только с теми, кому повезло в самом раннем детстве в той или иной форме получить весомый заряд национального чувства. В этом случае имело место счастливое возвращение» (Бородин Л. Без выбора. М., 2003. С. 54).
Смысл своего исторического бытия, т. е. своей жизни не как частного человека, а как человека в истории Л. Бородин сформулировал четко: он состоит «в борьбе именно с сатанинскими силами, замаскировавшимися под идеи всемирового коммунистического жизнеустроения, в христианском же понимании – разрушения бытия» (Бородин Л. Без выбора. М., 2003. С. 92).
У христианских мыслителей есть одна важнейшая характерная черта: исторические катастрофы они всегда воспринимают не только как наказания народу, но и как его воспитание Богом и даже как обетование его величия в будущем. Когда народ идет на крест – это значит, Господь испытывает его для будущих свершений. И Л. Бородин пишет: «Я с удовольствием читаю многомудрые труды-рекомендации по выходу России из кризиса… Но в свободное от работы время подумываю: а стоит ли вообще “выходить из кризиса”? Что, может быть, наоборот – так “кризиснуть”, чтоб вдребезги полопались пружинки всего столь ладно отлаженного механизма давления на бедную Расеюшку, в результате этого давления утратившую к самой себе элементарнейшее уважение?» (Бородин Л.
Без выбора. М., 2003. С. 393). Христианское понимание и истории, и жизни вообще – это крест, Голгофа: «аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, мног плод сотворит» (Ин. 12, 24). Такой же крестный путь должна пройти и Россия, чтобы воскреснуть.
В 1990-х власть захватил тип людей, воспитанных в СССР на тотальном цинизме. Именно это качество последних советских поколений и дало им временные преимущества. Но за этим пусть и временным торжеством тотального цинизма – прямого продолжения советского тотального цинизма эпохи 1970-80-х — вставал самый фундаментальный вопрос: а сможет ли народ его преодолеть когда-нибудь вообще? «Только вот ведь в чем дело: народ русско-российский… Либо его уже нет как народа, а лишь население… Либо он еще есть. Лично я надеюсь на последнее. И тогда восстановление государства Российского в соответствии с его величинами — и территориальными, и духовными, – этот процесс неизбежен» (Бородин Л. Без выбора. М., 2003. С. 397).
С другой стороны, иногда Л. Бородин высказывает и своего рода «циничную правду» об истории. Например, он говорит: «В человеческой истории вообще работают только мифы народов о самих себе. В особенности в критические периоды» (Бородин Л. Без выбора. М., 2003. С. 394). Конечно, миф может «сработать» только тогда, когда за ним стоит непоколебимая реальность. Но кто знает эту реальность в эпоху, когда все стало предметом обмана и манипуляции? Когда даже профессиональные ученые часто сознательно лгут, подчиняясь своим предрассудкам? И тогда начинается война мифов, в которой побеждает более сильный миф. Для одних более сильным оказывается обман, а для других – правда. Одни с самого начала склонны верить в ложь, которая им льстит, а другие ищут правду. Правда русской истории величественна, показывая величие народа – но именно поэтому ее пытаются замолчать и затоптать самой изощренной ложью. Поэтому нужно создать наш, русский миф – такой, который будет очень трудно победить этой ложью, сколь бы хитра она не была.
Дух антихристов уже овладел западной цивилизацией, и она агрессивно навязывает его всему остальному миру, в том числе и России. Но пока Россия остается Катехоном – «удерживающим» мир от прихода Антихриста, жизнь каждого русского православного человека уже сама по себе становится подвигом. Очень важно в этом отношении стихотворение Л. Бородина «Алеша Карамазов» как «исповедание веры» в Россию:
Наступит день…
пусть будет он не сразу…
Я с этим днем все думы примирил!
В наш мир придет Алеша Карамазов!
Его нам русский гений подарил!
Придет как совесть новых поколений,
Как искупленье – молодая Русь!
И вместе с ним я встану на колени
И за отцов и дедов помолюсь!
Могил российских не окинуть глазом!
Сушить нам слезы – не пересушить!
Но если жив Алеша Карамазов,
То как же Родине моей не жить!
Сам Л. Бородин и был «Алешей Карамазовым», но родившимся уже в другую эпоху, с другой судьбой и другими испытаниями. Эти испытания он с честью выдержал и сложил свою судьбу в образец для всех последующих поколений. И его мысль была рождена и выстрадана этой судьбой. Поэтому она сумела продолжить мысль великих русских философов, конгениальна им и взошла до их творческого уровня. Размышления Л. Бородина о русской и мировой истории – хрестоматийны для православной философии, но, увы, очень далеки от приземленного уровня мышления современного человека.
Главный фактор возрождения России – существование в народе множества таких Алеш Карамазовых, способных к духовному подвигу. Без них все остальное будет совершенно бесполезно.
Комментарии