Элегия юности и одиночество в толпе: 8 фильмов Софии Копполы от худшего к лучшему
На модерации
Отложенный
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб
Дмитрий Евстратов
25 января в российский прокат выходит драма Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я». Премьера байопика, переосмысляющего историю любви Элвиса и Присциллы Пресли, состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале. В преддверии релиза ленты в российских кинотеатрах вспоминаем все полнометражные фильмы Софии Копполы, в которых постановщица рассказывает о девичестве, одиночестве и личных драмах.
«Элитное общество», The Bling Ring
Криминал, США
Год: 2013
Актеры: Эмма Уотсон, Израэль Бруссар, Кэти Чанг, Таисса Фармига
Пятерым подросткам из Калифорнии недостает драйва. Они решили создать банду, чтобы грабить дома звезд Голливуда. Тинейджеры наведывались в особняки Линдси Лохан, Орландо Блума и прочих знаменитостей, откуда выносили дизайнерские вещи, украшения и пачки наличных. Они наслаждались своей безнаказанностью до тех пор, пока криминальные сводки не начали освещать кражи со взломом в элитных районах.
Премьера «Элитного общества» состоялась на Каннском кинофестивале. Фильм, изящно стилизованный под гламурные нулевые, вдохновлен реальной историей: с 2008 по 2009 подростковая банда Bling Ring грабила дома знаменитостей в Калабасасе. Среди звезд, к которым наведывались преступники, оказалась Пэрис Хилтон — в фильме даже есть ее камео.
Коппола ностальгирует по эпохе спортивных костюмов Juicy Couture, безудержного веселья и песен P!nk, а также пытается разобраться, что движет мятежными тинейджерами. Все просто: те хотят «примерить» на себя жизни кумиров и привлечь внимание своих безразличных родителей. Ни интересная тема, ни харизматичный актерский состав не спасли ленту от разгрома критиков. «Элитное общество» не развивается дальше блестящего клипа с элементами драмы, и в этом его главное упущение.
«Последняя капля», On the Rocks
Комедия, США
Год: 2020
Актеры: Билл Мюррей, Рашида Джонс, Марлон Уайанс
Писательница Лаура никак не может преодолеть творческий кризис. Она посвящает себя воспитанию детей, пока муж дни и ночи проводит на работе. Постоянные задержки супруга начинают казаться Лауре признаками измены. Она делится подозрениями со своим отцом Феликсом. Бывалый ловелас предлагает дочери заняться совместным расследованием и выяснить, так ли надежен ее брак.
Спустя десять лет после драмы «Где-то» Коппола выпустила еще один фильм о сложных отношениях с отцом. В уютной «Последней капле» режиссер вновь рассуждает о том, каково это — быть дочерью знаменитости. В этот раз она говорит о синдроме самозванца, возникшем на фоне отцовской славы. Сама София преодолела кризис идентичности после успеха «Трудностей перевода», а ее героиня Лаура все еще находится в тени пожилого родителя. За безрассудными приключениями отца и дочери наблюдать увлекательно, но психологизма «Где-то» этой истории явно не хватает.
«Где-то», Somewhere
Драма, США
Год: 2010
Актеры: Эль Фаннинг, Стивен Дорфф, Мишель Монахэн
Секс-символ Голливуда Джонни Марко не представляет свою жизнь без громких премьер, толп поклонниц и шумных вечеринок. Каждый его день начинается одинаково: он пытается вспомнить, что делал вчера. Однажды безудержное веселье и слава перестают приносить Джонни удовольствие. Мужчина сталкивается с депрессией и изолируется от мира в отеле «Шато-Мармон». В одном из люксов звезду находит 11-летняя дочь Клео. Бывшая жена попросила Джонни присмотреть за ребенком, пока она будет в отъезде. Теперь актеру предстоит сыграть самую сложную роль в карьере — роль отца.
Вопреки прохладному приему драма «Где-то» получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 2010 году. В этом фильме Коппола рассказала о столкновении ребенка с депрессией отца. Переживания Клео об эмоциональном состоянии родителя навеяны воспоминаниями самой Софии: на съемках «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола переживал сильнейший кризис, что отразилось и на его дочери.
В «Где-то» постановщица «запирает» юную героиню с разочарованиями отца, а тот, в свою очередь, пытается развлечь дочь, как умеет: берет ее с собой на премьеры и отводит в казино. Время на экране замирает, а герои словно застревают в дне сурка. Динамики ленте не хватает, однако искренность, с которой Коппола рефлексирует о детстве, подкупает.
«Роковое искушение», The Beguiled
Военная драма, США
Год: 2017
Актеры: Колин Фаррелл, Николь Кидман, Кирстен Данст, Эль Фаннинг
1864 год, разгар Гражданской войны в США. Раненый капрал армии Севера Джон МакБерни чудом оказывается на пороге пансиона для благородных девиц. Хозяйка учебного заведения, учительница и их воспитанницы позволяют солдату остаться, пока тот не поправится. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.
После провала «Элитного общества» «Роковое искушение» развеяло миф о том, что Коппола исчерпала свой талант. Фильм удостоился приза за режиссуру на Каннском кинофестивале и похвалы критиков за женский взгляд на «Обманутого» 1941 года.
Во главе картины, разворачивающейся на фоне Гражданской войны, Коппола поставила закрытое сообщество женщин. Зритель воспринимает интригующую историю через оптику героинь, одержимых чужаком. Страсти накаляются, напряжение нарастает, а персонажи удивляют противоречивостью. Постановщица не вплетает в сюжет автобиографические элементы, но, как и в «Девственницах-самоубийцах», изучает жизнь женщин, изолированных от внешнего мира, приходя к однозначному выводу: между любовью и сестринством они выберут второе.
«Присцилла: Элвис и я», Priscilla
Байопик, Италия, США
Год: 2023
Актеры: Кейли Спейни, Джейкоб Элорди, Эри Коэн
Жизнь 14-летней Присциллы Болье складывается как в сказке. Девушка родом из Техаса живет в Германии вместе с родителями. Однажды ее приглашают на домашнюю вечеринку самого Элвиса Пресли. Присцилла до последнего не верит, что это происходит на самом деле. На тусовке она знакомится с 24-летним Элвисом, теряет голову и вскоре связывает с ним жизнь.
Фильм, который сама Коппола именует «”Марией-Антуанеттой” в Грейсленде», основан на мемуарах Присциллы Пресли «Элвис и я». Вдова короля рок-н-ролла также выступила продюсером картины. Со свойственной себе деликатностью режиссер повествует о взрослении девушки, оказавшейся заложницей роскошной жизни. Одна из любимых тем творчества Копполы, женщины под влиянием, здесь раскрывается куда острее, чем в ее предыдущих работах.
Всматриваясь в неравные отношения Присциллы и Элвиса, постановщица находит верные признаки груминга. Кумир миллионов полностью переделывает юную возлюбленную, превращая ее в покорную куклу: стиль, макияж и поведение — все должно согласоваться с требовательным бойфрендом. Присцилла путает влюбленность с зависимостью и теряет индивидуальность — такая вот изнанка величия Пресли.
«Мария-Антуанетта», Marie Antoinette
Историческая драма, США
Год: 2005
Актеры: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Стив Куган, Джуди Дэвис
Младшая дочь австрийской императрицы Марии-Терезии выходит замуж за будущего короля Людовика XVI и становится дофиной Франции. Мария-Антуанетта быстро смиряется с тем, что муж ее не любит. Вместо того, чтобы расстраиваться, она наслаждается роскошной жизнью в Версале и ни в чем себе не отказывает, а голодающему народу бросает: «Пусть едят пирожные!» Но рано или поздно королеве придется ответить за транжирство и инфантилизм.
Сразу после премьеры лента вызвала неоднозначную реакцию из-за вольной интерпретации жизни Марии-Антуанетты. Сейчас фильм считается одним из самых эксцентричных байопиков монарших особ. Работая над костюмной драмой, Коппола избегала сухого изложения фактов. Она сосредоточилась на взрослении юной королевы и изобразила ее девушкой, не знающей чувства меры. Героиня Кирстен Данст страдает от одиночества в толпе и находит утешение в гедонизме: беспрерывно поглощает пирожные, меняет помпезные наряды и устраивает вечеринки. Клиповый монтаж, альтернативный рок в саундтреке, торжество конфетных оттенков и умопомрачительные костюмы — ключевые элементы «Марии-Антуанетты», которые так полюбились зрителю.
«Девственницы-самоубийцы», The Virgin Suicides
Драма, США
Год: 1999
Актеры: Джеймс Вудс, Кэтлин Тернер, Кирстен Данст, Джош Хартнетт
Супруги Лисбон воспитывают пятерых дочерей-подростков. Религиозная мать запрещает девочкам развлекаться и ограничивает их свободу. Однажды младшая из сестер, 13-летняя Сесилия, совершает суицид. Семейство Лисбон пытается пережить горе. В это же время Люкс, одна из дочерей, крутит роман со школьным ловеласом Трипом Фонтейном. Их отношения приводят к длительному домашнему аресту для всех сестер. Заточение девочек заканчивается трагедией.
София Коппола дебютировала в 1998 году с короткометражкой «Превзойти звезду». 14-минутная картина предопределила главные темы в творчестве постановщицы: судьбы девочек-подростков, женские комьюнити и тотальное одиночество. Ровно через год Коппола представила в Каннах «Девственниц-самоубийц».
Изначально экранизацией одноименного романа Джеффри Евгенидиса занимался другой режиссер, но Коппола настояла на своей кандидатуре. Ей удалось сохранить меланхоличное настроение первоисточника: она отказалась от романтизации переходного возраста и пронзительно говорила об утрате (в юности она потеряла старшего брата). Сновидческие мотивы и пастельные тона лишь подчеркивают обреченность героинь.
«Трудности перевода», Lost in Translation
Драма, США, Япония
Год: 2003
Актеры: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон
Актер Боб Харрис переживает не лучшие времена: бывшая голливудская звезда ныне перебивается случайными заработками. Он соглашается сняться в рекламе виски, чтобы его лицо не забыли окончательно, и отправляется в Токио. Поздно вечером Харрис заглядывает в бар при отеле. Там он знакомится с Шарлоттой, прилетевшей в Японию вместе с мужем. Эта встреча изменит жизни обоих героев.
«Трудности перевода» принесли Копполе премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Центральная тема фильма — одиночество в большом городе. Герои Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея отчаянно цепляются друг за друга, ведь оба ощущают себя в Токио чужими. Отношения персонажей развиваются на фоне ночного мегаполиса, освещенного сине-оранжевыми огнями. Актеры часто импровизировали на съемках, что и сделало их дуэт невероятно естественным.
В картине о судьбоносной встрече двух неприкаянных душ Коппола переосмыслила собственную юность: в начале нулевых она пережила болезненный разрыв и сомневалась в своем предназначении. Воспоминания о непростом периоде постановщица перенесла на экран в своем, пожалуй, лучшем фильме.
Комментарии