Масштабная выставка мэтра отечественной фотографии открылась в Москве

На модерации Отложенный

В Галерее Классической Фотографии открылась масштабная персональная выставка мэтра отечественной фотографии Владимира Клавихо-Телепнева «Тресветлое солнце». 

В экспозиции представлено около ста работ автора из серий «Кремль», «Русские сновидения», «Город солнца» и «Христианский период».

Экспозиция разделена кураторами и архитекторами на четыре раздела, гармонично распределяющих зрительское внимание между визуальными и смысловыми нарративами. Цвета разделов подбирались под ключевое произведение в серии, которое далее выделялось большим пространственным порталом, декорированным тканью. 

Название проекта символично – эпитет «тресветлое» – точный перевод греческого τριλαμπής, применяемого только в отношении божества или христианских подвижников, и это удивительно точно отражает характер художественных поисков автора. Бесконечное стремление мастера найти опору, веря в высшее, идеальное, светлое, приводит его к визуальной метафоре ответа на вопрос – какую роль занимает в России искусство?

Начало экспозиции отсылает зрителя к религиозной живописи Итальянского и Северного Возрождения с характерными сюжетами и изобразительными приёмами. Богатый декор рам придаёт экспозиции строгое «музейное» ощущение, но его динамично разбавляют круглые портреты детей-ангелов и различных богословских сюжетов. Прямая печать на досках, густая лакировка и цветовая палитра работ, корреспондируют с традиционными цветами русской иконы, а соединение фотографии с золочением поталью предлагает эффект удивительной образной дихотомии, придавая персонажам определённые признаки документальности.

В серии «Кремль» насыщенные исторические интерьеры Теремного дворца поглощают, вбирают в себя, растворяют человеческие фигуры в тяжёлой русской орнаменталистике интерьера, однако фантомный характер персонажей не лишает их силы и индивидуалистичности – человек здесь по-прежнему центр мира, неотъемлемая часть истории и вместилище смыслов. Такими же глубокими, смысловыми центрами выглядят купола и архитектурные элементы кремлевских храмов – на изобразительном уровне добавляя национального колорита.

Работая в уникальной технике «эгломизе», автор, процарапывая золотые листки, как бы освобождает фотографическое изображение из плена иконического канона. В сочетании с субтрактивной УФ-печатью это ещё раз акцентирует внимание на двойственности, неоднозначности изображаемого – в первом случае вычитание, во втором сложение изобразительных элементов.

Серия «Русские сновидения» погружает зрителя в мир русских сказок и преданий, мистических и совсем не детских. Акцентируя внимание на пейзаже, делая его основой сюжета и населяя загадочными персонажами, автор добивается сложной сакральной выразительности, свойственной произведениям великих русских художников. 

Завершается выставка серией о Москве «Город Солнца», которая увлекает в пространство идеального города, обретающего в творчестве автора признаки имперского города-сада, устремлённого ввысь, наполненного светом и величием. Внушительный размер работ, наложения и пастельные «винтажные» цвета создают ощущение старого советского фильма, наполненного надеждой и радостью созидания нового прекрасного мира. 

Пространство вокруг работ серии намеренно оставлено свободным, создающим ощущение соразмерности архитектуры и зрителя, их тождественности.

Выставка оригинально решена пространственно и колористически, насыщена формой и смыслами и являет собой превосходный пример актуального прочтения классического искусства в современных реалиях. 

Выставка открыта до 10 марта 2024 в Галерее Классической Фотографии по адресу: Москва, Саввинская набережная 23/1, www.classicgallery.ru

 

СПРАВКА

Владимир Клавихо-Телепнев закончил Московскую полиграфическую академию по специальности художник-график. С 1986 года работал фоторепортером, позднее занимался фотосъемкой моды и рекламы. С 1997 года начинает осуществлять собственные художественные проекты. По данным газеты Коммерсант признан одним из двух лучших фотографов России. Автор уникальной техники Эгломизе в фотографии. Единственный российский фотограф, чьи работы ГМИИ им. Пушкина включил в экспозицию выставки, посвященной 100-летию музея, наряду с картинами Боттичелли, Рубенса, Гойи, Боровиковского, Серова и др.