"Душу Донбасса" могут выбросить на улицу

На модерации Отложенный

Вчерашний день у нас начался со звонка знакомого батюшки из-под Волновахи , который поздравил нас с наступающим праздником Крещения и выдал наказ: "Спасите "Душу Донбасса". Речь шла, как стало ясно из дальнейшего разговора, про приют для "ненужных" стариков, у которых нет документов, от которых отказались родные, в донецком городе Шахтерске. Приюту, который так и называется – "Душа Донбасса", в этом году исполняется 10 лет. Если исполнится, из-за желания денег одного львовского протоукраинца, который решил "поиметь русню", дедушек и бабушек могут выбросить этой зимой на мороз. "Катюша" пообщалась с создателем и волонтером этого приюта Галиной и узнала подробности этой истории.

Приют "Душа Донбасса" в ДНР известен давно. 10 лет назад, в 2014 году его открыла в Шахтерске Галина Золотухина, которая не смогла просто смотреть на страдания стариков, которые оказались никому не нужны, на улице, без средств к существованию, во время войны. Именно к ней привозили бабушек и дедушек, которых вытаскивали из-под завалов после украинских обстрелов или вывозили из "серой зоны". Привозили зачастую без документов, без возможности получать пенсии, которых не принимают в государственные дома инвалидов и престарелых. Везли, потому что иначе их ждала голодная смерть на улице. Как тогда часто было, все держалось лишь на волонтерах и небезразличных людях, которые искали памперсы и продукты для стариков, термопоты и белье. Собирали местные, везли из России, спасали попавших под горнило войны стариков всем миром.

Истории жителей "Души Донбасса" разрывают сердце. Например, Варвара Дмитриевна раньше жила в селе Никишино, выращивала овощи, разводила кур и уток. В 2014 году ВСУ начали обстреливать поселок из минометов и «Градов». Целых домов там практически не осталось. Как и многие жители, Варвара Дмитриевна пряталась в подвале. Когда в дом попал, снаряд бедную женщину засыпало. Целую неделю «похороненная заживо» пыталась выбраться и звала на помощь.

"Ополченцы разбирали завалы и доставали людей. А потом отправляли в Шахтерск. Всего из Никишино нам привезли 50 стариков, среди них была и Варя", - рассказала Галина.

Варвару Дмитриевну позже забрал сын, живущий в соседнем селе. Вот только его жена, мягко говоря, не ладила со свекровью. По словам Галины, в 2016 году в 40-градусный мороз пожилую женщину выставили с вещами за дверь. Она позвонила в приют и попросила о помощи.

И так почти у всех постояльцев. Разбитые дома и разбитые жизни. Дети, которым они "мешают" строить собственную "судьбу", болезни. С началом СВО туда начали добавляться старики из освобожденных территорий, по которым прокатился каток войны и для которых "Душа Донбасса" было единственным местом, где можно было найти крышу над головой, лечение, пропитание.

Нельзя сказать, что про них никто не знал. Про приют писала "Комсомолка",  Галина и их "дом" попали в проект "Лица Донбасса" и про них сняли даже небольшой документальный фильм.

В общем, приюту будет уже 10 лет и потихоньку он себе и существовал бы еще долгие, долгие годы, но все испортил "квартирный вопрос". Во второй половине 2018 года 8 волонтеров и 11 стариков попросили освободить общежитие Торгового Техникума города Шахтерска. Остро стал вопрос, куда переезжать. Тогда и появился выходец из Львова некий Юрий Александрович Шпика, который предложил поселить стариков по адресу: ул. Театральная, 33, дабы его не разграбили. По оплате устно было договорено, что она войдет в стоимость ремонта, который сделают волонтеры приюта.

Помещение было не жилое, без дверей, без батарей отопления, пластиковые окна с разбитыми стеклами - ни одного целого. Электропроводка отсутствовала. И очень много было разворовано. Но ничего, волонтеры засучили рукава и начали восстановление, как всегда собирая на все с мира по нитке.

До конца мая 2019 года часть 1 этажа была восстановлена и Галина перевезла свое имущество и старичков. Вот тогда им началась эта безумная история. Внезапно оказалось, что Театральная 33 в коммунальных предприятиях (горводоканал, энергонадзор, теплосеть) среди абонентов не числится. И там при всем желании просто не могут дать тепло, воду и электричество.

После первого месяца проживания жильцы обратилась к Шпике, чтобы он официально оформил договора предоставления коммунальных услуг. Он ответил, что это ему не нужно. Вместо этого потребовал оплачивать ему аренду без заключения договора. В свою очередь Галина попросила документы на надвижимость и была чуть не послана куда подальше. Попробовала выяснить, есть ли вообще у этого здания такой собственник, оказалось, что нет, Ни в каких документах Шпика собственником здания не значится.

Зато поиски не прошли даром. Временно решить вопрос удалось благодаря одному из совладельцев жилья и Галина в июле 2019 года получила доверенность  на управление помещением. Благодаря этому документу Галина  смогла заказать проекты и заключить договора на поставку воды и электроэнергии. Однако, возникли проблемы с теплом.

Перед отопительным сезоном Галина снова попросила Шпика помочь заключить договор. Он снова ответил, что ему это не нужно. С "русни" ему нужны были только деньги.

"Я вынуждена была согласиться на их условия: 1. Оформиться как ЧП, хотя мой вид деятельности не может быть коммерческим; 2. Заключить договор аренды на условиях Шпика; 3. Ежемесячно оплачивать аренду и налог на аренду. Только после этого было подключено тепло. Договор был заключен на 8 месяцев. Все условия я выполняла исправно. Вот только после окончания договора он снова потребовал оплату аренды без заключения договора и поднял сумму аренды неподъемную для нас. Сам он проживал во Львовской области и был в Шахтерске наездами. Отрицал все русское и когда я заикнулась о паспорте РФ, его перекосило. Он утверждал, что вернется Украина и порядок наведет. Естественно, не предоставив никаких документов. Я отказалась платить без договора. После этого  он устроил форменный террор, без конца забрасывая все инстанции требования о проверке и доносами. Осенью 2021 года была санкционирована прокурорская проверка по липовой жалобе. Ничего криминального не нашли. Заплатила штрафы пожарникам, санстанции, министерству соцполитики.

В ноябре 2020 года "Скорая" к нам привезла пожилую женщину в тяжелом состоянии и ее 60-летнего сына - инвалида детства. Александр Крылов выглядел как седой беззубый старик, но мозг у него был годовалого ребенка. Как только к нему кто-то подходил он открывал рот, поэтому мы прозвали его "Птенчик". Вскоре его мать умерла и последняя просьба ее была не отдавать Сашу, но тот же Шпика начал открыто угрожать, что добьется перевода больного человека. И смог это сделать. В итоге "Птенчик" умер через пару месяцев", - со слезами рассказала Галина.

Однако, сама история на этом не закончилась. Галина написала жалобу в генеральную прокуратуру ДНР и в ходе проверки Шпика не смог доказать свои права на собственность, договор аренды объявили недействительным, а всю оплаченную сумму аренды он обязали вернуть приюту.  

"После начала СВО Шпика полностью перебрался в Шахтерск и сразу начал  на меня давить. Я также отрицала аренду без договора. Тогда он стал приходить в помещение и входя в комнату старушек требовал освободить помещение. Конечно же мы его попросили уйти.  В ответ угрозы с приходом Украины", - продолжила Галина.  

В ноябре 2023 года он написал заявление в теплосеть с требованием об отключении тепла в помещении. Ему было отказано. После по почте пришло от него письмо с требованием освободить его помещение. В ответном письме Галина сообщила, что в отопительный сезон нетрудоспособных лиц выселять не гуманно и снова попросила предоставить мне оригиналы документов.  Дней через 10 ей позвонил тот самый совладелец, который помогал в самом начале с доверенностью и рассказал, что беженец от украинской мобилизации подал на приют в суд. Судебное заседание состоится уже скоро - 24 января.   

Разумеется, Галина ходила в местную администрацию, но там могли предложить только обняться и вместе порыдать. Денег на содержание приюта у них нет, мизерная для российского мегаполиса сумма в маленьком городке ДНР с 10 годами войны и существования в неизвестности, превращается в неподъемную. А идти на нарушение закона, зная, что гражданин Шпика как бы терпеть не мог Россию, но будет писать вообще во все инстанции, никто не решился. Времена "Бати" Захарченко, когда подобные вопросы решались очень быстро, ушли давно.

Теперь же волонтеры и старики сидят и не знают, что делать дальше и не придется ли им завтра ночевать на улице в мороз. Надежда у них только на "Большую Россию". На то, что русские своих не бросают, тем более, если эти свои – кучка беспомощных стариков и старушек. И очень хочется верить, что мы, эта самая "Большая Россия" их не подведем.

Ведь если и научила нас чему-то эта война, то в первую очередь человечности. Она научила нас сопереживать и чувствовать чужое горе, помогать ближнему, пусть этот ближний живет за тысячу километров. Она показала нам, что такое нелюдь и заставила заново посмотреть на себя, дабы понять, что такое быть людьми.

Редко обращаемся к нашим депутатам и властьимущим, но сейчас просим – помогите старикам! Помогите матерям и отцам, которые создавали эту страну, в которой мы сегодня живем, поднимали ее после той, прошлой жуткой войны. Спасите "Душу Донбасса".