Азартные игры на Руси
На модерации
Отложенный
Игры — неотъемлемая часть истории человечества, сопровождающая людей на всём её протяжении.
В Древней Руси игры имели важное культурное и общественное значение, как, впрочем, во всех государствах. Археологические подтверждения самым разнообразным видам досуга учёные находят раз за разом в результате многочисленных экспедиций.
Зернь — народный способ проиграть состояние
Пик популярности этой простой, но крайне азартной игры пришёлся на 16−17 века, однако появилась она в нашей стране намного раньше. Её суть сводилась к незамысловатому процессу подбрасывания косточек, грани которых были окрашены в два цвета. Перед броском игроки ставили на ту или иную грань. Некоторые умельцы могли долго тренироваться для того, чтобы косточки выпадали в нужной для них комбинации.
К 16-му веку эта игра была настолько распространена и популярна, что обратила на себя внимание властей. Иван Грозный довольно жёсткими методами пресекал распространение зерни. Игрокам пришлось уйти в подполье. Теневые «игорные дома» позволяли лудоманам не опасаться преследования государства. В эпоху первых Романовых администрация стремилась искоренить эту «заразу» из войсковых частей, наказав воеводам контролировать досуг солдат и уничтожать игровой инвентарь. Однако выполнялось это с трудом.
В попытках обуздать пагубную привычку населения Москва на короткое время ввела в Сибири налог на игру в зернь и карты в 1667 году. Однако этот «откуп» длился ровно год и по всей видимости не привёл ни к снижению числа игроков, ни к пополнению казны.
Русская лапта. Почти крикет
Пожалуй, наиболее известный «истинно русский» вид спорта. Правила максимально похожи на западные аналоги — американский бейсбол и английский крикет. Появление этой забавы на Руси некоторые исследователи связывают даже с языческим периодом истории государства.
Во время археологических раскопок на территории Великого Новгорода был найден игровой инвентарь — деревянные биты и мячи, по размерам схожие с теннисными. Учёные датировали эти артефакты 14-м веком. Многие сходятся во мнении, что лапта играла важную роль в тренировке войск при обороне города. Возможно, именно эта традиция Северо-Западной Руси приглянулась Петру Великому, когда он включил игру в программу подготовки личного состава первых полков новой российской армии: Семёновского и Преображенского.
Кулачные бои — способ военной подготовки
Кулачные бои, как и лапта, были одними из самых азартных занятий в Древней Руси. Сходки любителей померяться «силушкой богатырской» обычно происходили во время праздников. Видов таких потасовок было великое множество: «царь горы», «стенка на стенку», «один на один», «сцепной бой» и множество других. Такие схватки имели и свои правила. Так, нельзя было использовать посторонние предметы (например, камни, которые увеличивали силу удара при удержании их в кулаке), запрещалось бить лежачих, а также хватать оппонента за одежду.
Кулачный бой. Б.
Кустодиев. Источник: wikipedia.org
Порой ставки на кулачных боях поражали своим размером. «Повесть временных лет» сообщает читателю о таком поединке между тмутараканским князем Мстиславом и предводителем племени касогов Редедей. Инициатором необычного выяснения отношений был именно Редедя. Победив в рукопашной борьбе своего визави, Мстислав лишил его жизни — по всей видимости, это было совершено по букве местных, касожских обычаев. Сражение не состоялось, а касоги стали платить князю дань.
Шахматы на Руси — былинное решение споров
О проникновении этой игры на территорию Древней Руси можно говорить довольно точно — шахматы распространяются в нашей стране примерно в 8−9 вв. Многочисленные археологические находки в разных городах позволяют говорить о том, что эта восточная забава окончательно распространяется среди населения уже к 11−12 вв. Более того, появляются мастерские по изготовлению инвентаря: досок и фигур.
Несмотря на обилие вещественных артефактов, упоминаний о шахматах в памятниках древнерусской литературы немного. В основном они носят негативный характер: русские духовные деятели, беря пример с Византии, плохо относились к этой игре, сравнивая её с уже упоминавшейся зернью. Духовным лицам, замеченным за «богомерзким» занятием, грозило даже лишение сана.
Однако осуждение со стороны церкви не останавливало простой народ — шахматы смогли прочно войти в повседневную жизнь. Как же можно об этом узнать? Стоит обратиться к русскому фольклору.
Например, в былине «Михайло Потык» главный герой по заданию киевского князя Владимира должен каким-то образом отвести от Руси выплату дани за двенадцать лет некоему царю Вахрамею. Спор решился по результатам шахматной партии — Михайло удалось обыграть супостата и защитить русскую землю от разорения. Другой былинный эпизод — игра новгородского купца Садко с морским царём. Ну и, наконец, история о «Ставре Годиновиче», где жена взятого в плен князем Владимиром Ставра Катерина Ивановна обыгрывает государя и вызволяет своего возлюбленного из темницы.
Сохранились воспоминания иностранцев, посещавших Россию и отмечавших высокий уровень русских игроков. Однако они относятся уже к 16−17 вв., когда церковный запрет на шахматы постепенно сходил на нет — известно, что Иван Грозный любил провести время за шахматной доской.
Уже при царе Фёдоре Романове в России появляются игральные карты. Первоначально отношение к ним государство было строго отрицательным — пойманным за этим занятием грозила тяжкая кара вплоть до клеймения калёным железом и вырывания ноздрей. Ситуация поменяется при первом российском императоре — Пётр I даже открыл несколько мануфактур по производству колод, а торговля инвентарём стала источником дохода казны.
Шахматы станут уделом интеллектуальных слоёв населения, о зерни забудут, а лапта и кулачные бои останутся своеобразным памятником русской культуры.
Комментарии
А еще "Веснушки", "Каменная рожа" и "Зверь пришел"