Возможна ли война России с отдельными странами – членами блока НАТО?

На модерации Отложенный

В ночь на 18 января украинские ударные беспилотники были сбиты в небе над Московской и Ленинградской областями. Обращает на себя внимание, что Северная Пальмира впервые стала целью для киевского режима, точнее, тех, кто за ним стоит. Откуда же мог прилететь под Санкт-Петербург начиненный взрывчаткой дрон-камикадзе?

Отсель грозить

Минобороны РФ официально заявлено, что в небе над нашей Северной столицей был успешно перехвачен вражеский ударный дрон:

18 января около 01:30 мск пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку с применением беспилотных летательных аппаратов самолетного типа по объектам на территории Российской Федерации. Дежурными средствами ПВО один беспилотный летательный аппарат уничтожен над территорией Московской области и один перехвачен над территорией Ленинградской области.

На данный момент известно, что это был беспилотник самолетного типа с размахом крыла до 6 метров, оснащенный поршневым двигателем и несущий до 3 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте. То есть это довольно крупный летательный аппарат, крейсерская скорость которого может доставлять 150 км в час.

Возникает справедливый вопрос, как же это он смог пролететь от Украины до Санкт-Петербурга, что на северо-западе нашей страны, преодолев порядка тысячи километров по прямой над объединенной системой ПВО/ПРО Союзного государства России и Белоруссии?

Самое «комфортное», если можно так сказать, объяснение звучит следующим образом: украинские террористы могли запустить его где-то из-под Чернигова, и он пролетел на малых высотах над союзной территорией по курсу, проложенному специалистами блока НАТО, осведомленными о районах развертывания российской и белорусской системы ПВО/ПРО, которая заточена под отражение атаки с западного направления. Возможно ли такое?

Увы, да. После того как украинские «Стрижи» дважды долетали до аэродрома Дальней авиации ВКС РФ, расположенного в глубоком тылу в Энгельсе, а также добивали до прикрытой лучшей системой ПРО Москвы и даже Кремля с Рублевкой, особо удивляться уже нечему. Заметим, это объяснение самое для нас «комфортное», и вот почему.

Сепаратная война 

Просто остальные версии одна хуже другой. По первой, украинский БПЛА мог быть запущен с территории Незалежной, но до России он должен был лететь над территорией Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, то есть стран, входящих в блок НАТО. По второй версии, ударный беспилотник мог взлететь непосредственно из Эстонии или Финляндии, недавно вошедшей в состав Североатлантического альянса, и лететь низко над водой, что затрудняет его обнаружение при помощи радаров.

Если допустить, что нечто подобное могло иметь место в реальности, это очень-очень плохо. Напомним, что вопросом о возможности участия некоторых прибалтийских стран в осуществлении вооруженных провокаций против России мы задавались еще в августе 2023 года, когда была атакована база ВДВ, расположенная в Пскове, и серьезнейшие повреждения получили два военно-транспортных самолета Ил-76, которых у нас на вооружении не так много.

Если отдельные страны, входящие в блок НАТО, предоставляют свое воздушное пространство для нанесения ударов по России либо сами непосредственно в этом участвуют, это переводит геополитическую ситуацию на принципиально иной уровень.

То, что Североатлантический альянс всерьез готовится воевать против РФ, не только не отрицается, но и даже напрямую подтверждается прорабатываемыми сценариями военных учений наподобие «Оборона Альянса 2025». При этом в нашей стране почему-то принято считать, что никакой прямой войны между НАТО и Россией быть не может, поскольку мы обладаем ядерным арсеналом и Минобороны РФ тотчас сотрет Запад в радиоактивную пыль.

На самом же деле дело обстоит несколько сложнее. Да, блок НАТО не будет первым нападать на Россию, как и РФ не станет нападать на блок НАТО. Гарантией безопасности всех членов Североатлантического альянса считается Статья 5 его Устава, где сказано дословно следующее:

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае, если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь договаривающейся стороне, подвергшейся, или логоваривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

К слову, никаких конкретных юридических обязательств, скажем, для США напрямую воевать, скажем, за Эстонию тут не прописано. Все написано максимально обтекаемыми формулировками, которые можно трактовать очень вольно. Главное же для нас в контексте настоящей публикации то, что блок НАТО считается «оборонительным». То есть, если Эстония или, например, Финляндия нападет на Россию, обязательств вступаться за них и воевать у других членов альянса не возникает в принципе. Что конкретно из этого следует?

Только то, что страны Прибалтики, Польша или Финляндия при желании могут сами сепаратно от блока НАТО проявить военную агрессию против нашей страны, и, когда та ответит, это не будет российской агрессией против блока НАТО, которая автоматически включает в действие пресловутую Статью 5. При этом другие страны, входящие в Североатлантический альянс, будут вправе оказывать помощь военно-технического характера своим официальным союзникам, не вступая в прямую войну с Россией.

Иначе говоря, это тот самый сценарий войны между РФ и Восточной Европой, а также, возможно, примкнувшей к ней Северной, которые могут быть включены в конфликт после того, как наша страна будет истощена в позиционном противостоянии с Украиной. Для его запуска вполне достаточно будет подтвержденных военных провокаций со стороны Прибалтики, Польши или Финляндии. Вот поэтому глубокую озабоченность вызывают нарастающие атаки на северо-запад России.