Валентин Катасонов: СЭВ — уникальный опыт, который не раз еще пригодится
На модерации
Отложенный
На фото: здание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
18 января нынешнего года исполнилось 75 лет со дня учреждения Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Дам краткую хронику событий тех далеких времен, имеющих отношение к созданию и функционированию СЭВ.
Отчасти виновником рождения этой организации можно считать Соединенные Штаты Америки. В 1947 году государственным секретарём США Джорджем К. Маршаллом была инициирована программа американской помощи Европе. Ее официальное название «Программа восстановления Европы». Однако она имела другое, более популярное название — «План Маршалла».
Этот план вступил в действие в апреле 1948 года. Вашингтон предлагал помощь странам не только Западной, но и Восточной Европы. Последние тогда получили название «страны демократии» и находились в сфере влияния Москвы. Вашингтон явно стремился с помощью плана Маршалла оторвать восточноевропейские государства от Советского Союза.
Тогда по инициативе И.В. Сталина была начата работа по нейтрализации влияния Вашингтона на Восточную Европу. И главным средством нейтрализации должна была стать организация, которая в январе 1949 года получила название «Совет экономической взаимопомощи». Почти вся подготовительная работа проводилась в 1948 году советским МИДом под руководством его главы В.М. Молотова.
С 5 по 8 января 1949 года в Москве по инициативе СССР и Румынской Народной Республики проходило закрытое экономическое совещание представителей правительств семи стран: Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
На нем было принято решение об образовании Совета экономической взаимопомощи — организации, призванной устанавливать и развивать тесные торгово-экономические связи между Советским Союзом и странами демократии. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации.
На тот момент приоритетным направлением сотрудничества стран-членов было определено развитие торговых отношений.
Позднее появились другие важные направления: производственная кооперация, реализация совместных инвестиционных проектов, научно-техническое сотрудничество, обмен передовым опытом в деле управления народным хозяйством, разработка единых технических стандартов и норм для стран-участниц, выработка единой экономической политики в отношении стран, находящихся за пределами Совета, и т. д.
Четко просматривался вектор развития СЭВ: от внешней торговли к всесторонней экономической интеграции, превращению экономик стран-членов в единый народнохозяйственный комплекс, способный функционировать достаточно автономно, не зависеть критически от стран, находящихся за пределами Совета.
Каждая страна имела свою четко выверенную специализацию в рамках СЭВ. Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов. Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Т.е. это была действительно экономическая интеграция.
Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета (июль 1971), на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Указанная программа была рассчитана на 15−20 лет.
Предполагалось, что Комплексная программа будет способствовать решению задач построения коммунизма в СССР к 1980 году (как об этом было заявлено на XXII съезде КПСС в 1961 году) и завершению строительства зрелого (развитого) социализма в других странах-членах. А также обеспечить окончательную победу в экономическом соревновании СССР и США, социалистического и капиталистического лагерей (задача такой победы фиксировалась во многих документах КПСС).
Со временем расширился круг членов СЭВ. Кроме упомянутой выше «семерки» государств-основателей членами организации стали: с 1950 года — Германская Демократическая Республика, с 1962 г. — Монгольская Народная Республика, с 1972 г. — Республика Куба, с 1978 г. — Социалистическая Республика Вьетнам. Правда, Албания в 1961 году Совет покинула. Итак, на старте была «семерка» стран-членов; с 1978 года уже была «десятка».
Кроме полноправных членов был еще статус ассоциированного члена и наблюдателя. Единственным ассоциированным членом была Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) — с 1964 года.
Статус наблюдателей был близок к статусу ассоциированного члена. Наблюдателей было много: Корейская Народно-Демократическая Республика (с 1956 г.), Финляндия (с 1973), Ирак (с 1975), Мексика (с 1975), Ангола (с 1976), Никарагуа (с 1984), Мозамбик (с 1985), Афганистан (с 1986), Лаос (с 1986), Эфиопия (с 1986), Народная Демократическая Республика Йемен (с 1986). Китай также был наблюдателем, но в 1961 году полностью покинул Совет.
Итак, на последнем этапе существования Совета общее число полноправных членов, а также участников со статусом ассоциированного члена и наблюдателей было 22. В этом списке было несколько стран «третьего мира» и одна капиталистическая страна (Финляндия).
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Сначала по адресу: Петровка, 14; с 1969 года — в специально построенном здании на Новом Арбате.
Со временем кроме штаб-квартиры в рамках СЭВ стали появляться другие институты. В октябре 1963 года был учрежден Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), который стал обслуживать многосторонний клиринг стран-членов Совета (до этого торгово-экономические отношения между странами строились на основе двухсторонних клирингов).
С 1 января 1964 года расчеты между странами-членами Совета стали осуществляться с помощью новой денежной единицы — переводного рубля. Это была региональная наднациональная валюта, которая использовалась исключительно для взаимных расчетов стран-членов. Она во внутреннее денежное обращение стран не попадала, национальных валют не отменяла и не замещала.
1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования значимых для всех или части стран-членов инвестиционных проектов.
В 70-е годы большое внимание стало уделяться производственной и научно-технической кооперации в рамках СЭВ. В первой половине 70-х годов были созданы международные хозяйственные объединения «Интерэлектро», «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
Примечательно, что движение к международной экономической интеграции СССР и восточноевропейские страны начали раньше, чем страны Запада. Первые интеграционные объединения в Западной Европе появились спустя несколько лет после образования СЭВ: Европейской объединение стали и угля (ЕОУС) — в 1951 году (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция); Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) — в 1957 году (те же шесть стран).
Западноевропейские политики и экономисты и не скрывали, что внимательно изучали опыт СЭВ и многое заимствовали. Позднее в Европе и других частях мира стали появляться другие интеграционные союзы — с участием как экономически развитых капиталистических стран, так и стран «третьего мира». Они также заимствовали опыт СЭВ (например, функционирование многостороннего клиринга с использованием специальной денежной единицы).
Интеграция стран в рамках СЭВ принципиально отличалась от капиталистических интеграционных альянсов. Последние базировались на рыночных механизмах и предполагали конкуренцию между компаниями и организациями стран-членов. Эта конкуренция формировала стихийно новые конфигурации международного разделения труда, сильных делала еще более доминирующими на рынках, слабых делала еще слабее и даже уничтожала.
В рамках СЭВ экономические отношения строились на плановой основе и принципе взаимовыгодного сотрудничества. Даже само название СЭВ отличалось от привычных брендов международных капиталистических союзов, в нем было непривычное для Запада слово «взаимопомощь». И это не было лишь PR-акцией со стороны СССР и других стран-учредительниц.
Одним из принципов социалистической интеграции было выравнивание уровней экономического развития стран-членов. Поэтому в отношениях некоторых стран была даже некоторая асимметрия, имела место не взаимопомощь, а, скорее, помощь более сильных более слабым. К разряду более сильных безусловно относился и Советский Союз. Имеется обширная статистика, которая показывает, что для СССР созданная в 1949 году организация была в большей степени Советом экономической помощи другим странам (нежели взаимопомощи).
Достаточно сказать, что только в период с 1947 по 1957 годы общая сумма кредитов в рамках «семерки» (СЭВ) составила 30 млрд. руб., из них 28 млрд. составляли кредиты, предоставленные СССР.
Советский Союз экспортировал в другие страны СЭВ больше, чем импортировал из них. В результате, на счетах СССР в МБЭС происходило постоянное накопление переводных рублей. За период 1975—1985 гг. саккумулированная сумма выросла до 15 млрд переводных рублей.
Были, конечно, и проблемы в СЭВ, которые решались не всегда вовремя и не всегда в полной мере. Кое-какие из проблем освещены в книге доктора исторических наук, директора Института всеобщей истории РАН Михаила Липкина «Совет Экономической Взаимопомощи: исторический опыт альтернативного глобального мироустройства (1949−1979)». (М.: Весь мир, 2019).
Исследование базируется на обширных архивных материалах. Хотя позиции Советского Союза в рамках альянса были доминирующими, однако Москва своим положением не злоупотребляла. Для нее единство в рамках Совета (а также в рамках военной организации Варшавского договора, созданной в 1955 году) было важнее, чем коммерческие и финансовые выгоды. Партнеры Советского Союза в рамках СЭВ пользовались этим. Они добивались решений и соглашений, которые были, как выше отмечено, не «взаимопомощью», а «односторонней помощью» со стороны Советского Союза.
Некоторые страны считали, что членство в СЭВ ограничивало их суверенитет. В том числе лишало их возможности активно сотрудничать с Западом. По этой причине Югославия так и не решилась получить статус полноценного члена Совета, оставаясь лишь его ассоциированным членом. С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия.
В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва (особенно его так называемое «разоблачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС) как противоречащие марксистско-ленинскому учению.
В декабре 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ. В это же время Китай также по политическим и идеологическим причинам отказался от статуса ассоциированного члена (хотя до кризиса советско-китайских отношений в конце 1950-х годов Пекин заявлял о своей готовности стать первым неевропейским полноценным членом Совета).
Интеграция в рамках СЭВ затормозилась с середины 70-х годов. В немалой степени этому способствовал мировой энергетический кризис, который привел к четырехкратному росту цен на «черное золото».
В руководстве СССР были силы, которые ратовали за то, чтобы максимально использовать благоприятную конъюнктуру на мировых рынках углеводородов. Советский экспорт нефти и природного газа стал быстро расти (причем не только в соцстраны, но также в капиталистические страны). Это безусловно замедлило развитие обрабатывающей промышленности в Советском Союзе, возникли первые (еще очень неявные) признаки превращения СССР в «экономику трубы».
Интерес партнеров СССР в рамках СЭВ к нашей стране как поставщику промышленной, особенно наукоемкой, продукции стал снижаться. Начались попытки со стороны стран-членов Совета искать более выгодных и интересных партнеров на стороне, в первую очередь в группе экономически развитых стран Запада.
Явные признаки кризиса стали просматриваться в интеграционной группировке СЭВ после прихода к власти в СССР Михаила Горбачева.
Во-первых, начатые им реформы стали постепенно ослаблять советскую экономику, и она стала утрачивать былую привлекательность для партнеров по Совету. Они все больше начинали засматриваться на Запад, который обещал странам Восточной Европы «сладкие пряники».
Во-вторых, немалое число так называемых «ортодоксальных» руководителей стран Восточной Европы были шокированы заявлениями Горбачева, которые они считали «оппортунистическими». Ситуация стала несколько напоминать ту, которая сложилась в 1961 году, когда Албания и Китай окончательно порвали с Советом.
Впрочем, во второй половине 1989 года произошли смены власти в странах-членах Совета, коммунистов сменили реформаторы-либералы, которые имели ярко выраженную прозападную ориентацию. Судьба СЭВ была уже окончательно предрешена. Были какие-то импульсивные попытки спасти организацию путем ее радикального реформирования.
5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества (с очень невнятными функциями и статусом).
Точка и истории социалистической экономической интеграции была поставлена 28 июня 1991 года в Будапеште на 46-м заседании сессии Совета. Страны-члены СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Протокол о расформировании организации.
В любом случае забывать о СЭВ нам нельзя. Прежде всего, это дань уважения тем, кто активно созидал эту интеграционную группировку. Кроме того, это уникальный опыт, который может пригодиться в работе по выстраиванию торгово-экономических, научно-производственных и валютно-финансовых отношений в международных организациях с участием Российской Федерации (ЕАЭС, ШОС, БРИКС).
Валентин Катасонов
Комментарии