Российские рыбаки честно признались, почему продают улов за границу

На модерации Отложенный


Российские рыболовные суда продают большую часть улова за границу, в первую очередь, в соседнюю Норвегию. Сами рыбаки объясняют это тем, что в иностранных портах гораздо меньше бюрократических процедур, не нужно проходить множество проверок и заполнять стопки документов, при этом денег за товар выручить удается даже больше, чем на родине.

Еще несколько лет назад рыбакам из России не нужно было даже заходить в порты Норвегии: они продавали норвежцам рыбу прямо в море, а иностранцы оперативно обрабатывали улов, солили его и коптили. После этого рыба все-таки попадала на прилавки российских магазинов, вот только в зарубежной упаковке и по высокой цене.

Сейчас ситуация с рыбой в РФ обстоит далеко не лучшим образом. В магазинах зачастую продают размороженную форель и семгу под видом свежей. А вот найти свежую рыбу теперь сложно даже в портовых городах, таких как Мурманск. Сырой здесь продают в основном треску, иногда кильку, а вот весь остальной улов, в том числе и семга – замороженный.

Как рассказал работающий на траулере в Мурманске матрос Александр Волков, в советские времена с рыбой проблем не было никаких. Треску даже не считали за достойный вариант и кормили ей кошек. Теперь же даже минтай в местных магазинах стоит, как деликатес.

Как отмечает пресс-секретарь Мурманского морского рыбного порта Алексей Бакуменко, во времена СССР оборот ММРП составлял примерно 1,5−2 млн тонн морепродуктов в год, а сейчас — всего 215 тысяч в год. По его словам, высокая цена на рыбу в российских магазинах объясняется тем, что 90% трески и пикши рыбаки продают за границей. Такой подход объясняется тем, что там гораздо проще оформить улов, при этом платят за него валютой. На фоне очередного падения рубля выгода такого подхода для рыболовных компаний очевидна.

Сами рыбаки поясняют, что в России их подстерегают штрафы буквально на каждом шагу. Наказать могут даже за то, что матросы на борту сварили суп из трески, или если кто-то засолил себе одну камбалу, и тому подобное. Если в портовые холодильники рыбы сдали хотя бы на килограмм больше – это уже тоже нарушение. При этом в Норвегии спокойно принимают улов даже на 2-3 тонны больше ожидаемого. В итоге рыбаков практически вынуждают продавать выловленное иностранцам.

Также компании недовольны очень высокими ценами на хранение морепродуктов в холодильнике мурманского порта. Более того, в итоге за это приходится платить покупателям, так как все расходы закладываются в конечную цену продукта.

Глава расположенного в Мурманской области рыбацкого посёлка Териберка Елена Крывонос также недовольна сложившейся ситуацией. Она отмечает, что по закону любой гражданин РФ имеет право поймать за сутки до 100 кг рыбы, вот только продавать ее он не должен, а может использовать исключительно для личных нужд. В то же время Крывонос уверена, что разрешение частникам на продажу рыбы привело бы к тому, что на прилавках магазинов наконец-то появилась бы свежая рыбная продукция.

В Мурманске и сейчас есть работающие прибрежные суда, которые не ходят в дальние плавания, а ловят рыбу в близлежащих районах, однако у таких компаний квот на вылов рыбы обычно мало, и они быстро заканчиваются.

Недавно губернатор Мурманской области Андрей Чибис запустил пробный проект «Наша рыба», чтобы попытаться улучшить ситуацию с рыбой хотя бы в регионе. В рамках проекта в Мурманске открылось несколько рыбных магазинов, в которых были установлены довольно низкие цены на продукцию, причем именно на охлажденную, а не мороженую.

Как рассказал заместитель губернатора области Дмитрий Филиппов, такие нововведения вызвали большой ажиотаж среди мурманчан, и буквально за три дня была раскуплена вся рыба, которую планировали продать в течение месяца. Чиновник уверен, что необходимо уменьшить число бюрократических процедур и упростить продажу рыбы, чтобы рыбакам было выгодно везти ее в Россию.


Автор материала: Юлия Короткова