Легенда Белого дела генерал М.Г. Дроздовский — потомок священников

На модерации Отложенный

Автор: Наталья Иртенина

 

Родословие генерал-майора Михаила Гордеевича Дроздовского, одного из зачинателей антибольшевистского движения на Юге России, возглавившего в 1918 г. знаменитый 1000-километровый поход добровольческого отряда из молдавских Ясс на Дон, — тема, долгое время остававшаяся вне сферы внимания биографов полководца. Биография его, если не считать популярных книжек, представлена в отечественной историографии лишь очерком Р.Г. Гагкуева «Последний рыцарь» (в книге «Дроздовский и Дроздовцы», 2006 г.). Сведения о происхождении М.Г. Дроздовского ограничиваются там кратким сообщением: «из потомственных дворян Полтавской губернии». «Род был внесен в третью часть дворянской родословной книги Полтавской губернии. Дворянство получено дедушкой Михаила Гордеевича — Иваном Ивановичем Дроздовским». Произошло это в 1863 г.

Этих скупых сведений совершенно недостаточно, чтобы иметь полноценное представление о корнях рода. Генерал-майор М.Г. Дроздовский — дворянин лишь в третьем поколении. Кем были его более отдаленные предки-малороссы, из какого сословия вышли, имели ли какое-то отношение к привилегированному слою малороссийской Гетманщины, «казачьей державы», созданной Б. Хмельницким и отмененной Екатериной II?

Именно предположение, что полтавские дворяне Дроздовские вышли из казачьей старшины гетманского Войска Запорожского, легло в основу генеалогического исследования, проведенного автором этих строк. Ядро малороссийского дворянства в конце XVIII в. составила именно казачья элита Гетманщины, которая после ликвидации войсковой казачьей организации в Малороссии получила из рук Екатерины II имя и права дворянства Российской империи, была инкорпорирована в имперскую элиту и чиновничество, в том числе на высших уровнях власти. 

Однако генеалогический поиск по Дроздовским дал иные, неожиданные результаты.

Отправной точкой поисков в архивных документах стал Гордей Иванович Дроздовский, отец белого генерала, также генерал-майор, участник Крымской войны, в частности обороны Севастополя, в отставке живший в Чернигове. Родился он в 1835 г. в городе Прилуки Полтавской губернии (сейчас Прилуки входят в Черниговскую область). Запись о рождении в метрической книге сообщает, что родители его «Прилуцкого Духовного правления письмоводитель коллежский секретарь Иван Иванов Дроздовский и законная жена его Ольга Яковлева».

Помимо Гордея у Ивана Ивановича и Ольги Яковлевны Дроздовских родилось 12 детей. Первенец Иван и несколько следующих детей появились на свет в селе Сокиринцы Прилуцкого уезда и крещены там же, в Вознесенской церкви. Приблизительно до середины 1830-х гг. Иван Иванович и Ольга Яковлевна Дроздовские жили в Сокиринцах, после чего переехали в уездный центр Прилуки. Сокиринцы в 30 км от Прилук были родовым гнездом, где жило как минимум три поколения Дроздовских — предположительно со второй половины XVIII в. до второй половины XIX в.

По метрическим записям, а также заголовкам архивных дел фонда «Прилуцкое духовное правление» (Гос. архив Черниговской области) можно проследить рост Ивана Ивановича Дроздовского в чинах. Начинал он в 1818 г. с должности деловода Духовного правления; к 1839 г. уже имел чин титулярного советника; в 1843 г. он столоначальник Прилуцкого духовного правления. Умер Иван Иванович в 1877 г., за 4 года до рождения внука Михаила.

Тот факт, что И.И. Дроздовский служил в Духовном правлении, уже намекает на то, что, вероятно, происходил он из духовного сословия. И действительно, метрическая запись о браковенчании в 1825 г. сообщает: «сын священника села Сокиринец Иоанна Дроздовского Прилуцкого духовного правления письмоводитель коллежский регистратор Иоанн Иоаннов Дроздовский обвенчан с дочерью села Ольшана Михайловской церкви благочинного протоиерея Иакова Яновского Ольгою первым браком». Венчание совершилось в приходе невесты — в Михайловской церкви села Ольшаны Прилуцкого уезда, что в 23 км от Сокиринцев.

Это означает, что дед и бабка белого генерала М.Г. Дроздовского перешли в дворянское сословие в 1860-х гг. из сословия духовного, к которому оба принадлежали по рождению. 

О родителях и предках Ольги Яковлевны, в девичестве Яновской, удалось узнать немного. Яновский — весьма распространенная в то время среди малороссийского духовенства фамилия. Например, предки Н.В. Гоголя по отцу — священники также носили эту фамилию. Сведения о составе семейства протоиерея Якова (Иакова) Яковлевича Яновского взяты из исповедной росписи Михайловской церкви села Ольшаны за 1819 г.: Ольге там 11 лет, значит, замуж она выходила 17-летней. На должности приходского священника Иаков Яновский сменил в 1804 г. собственного отца, тоже священника. А сам он умер в 1831 г. от свирепствовавшей тогда в России холеры.

Примерно в то же время, на рубеже 1820-х — 1830-х гг. и, возможно, тоже от холеры умер и отец Ивана Ивановича Дроздовского — священник Вознесенской церкви села Сокиринцы Иоанн Дроздовский. О нем удалось собрать немного больше биографической информации. 

Метрическими книгами он фиксируется в Вознесенской церкви с 1789 г., когда начал служить дьяконом. Через 9 лет стал вторым священником сокиринского прихода. Но прислуживать в храме пономарем он начал задолго до того. Первое документальное свидетельство о нем — в Ревизской сказке духовенства села Сокиринцы за 1782 г.

В ней читаем: «вдовствующая попадья сокиринская Мелания Трофимова дочь Дроздовская», 55 лет, у нее сын Иоанн 16 лет, дочери Анастасия, Ирина. Приписка другим почерком к имени Иоанна сообщает: «до ревизии студент и пономарь здесь». Надо полагать, что студентом Иоанн Дроздовский числился в высшем учебном заведении, каковых в Малороссии в то время было только одно — Киево-Могилянская академия.  

Через три года после этой ревизии вдова-попадья Мелания Трофимовна Дроздовская умерла. В метрической записи о смерти обнаруживается имя ее покойного мужа, такое же, как у сына: сокиринский священник Иоанн Дроздовский. Видимо, имя Иван в роду было наследуемым. К сожалению, более никаких сведений об Иоанне Дроздовском-старшем, прапрадеде белого генерала, по доступным документам найти не удалось.

Версий о его происхождении можно выдвинуть несколько. Основываются они на факте существования в XVIII столетии в Малороссии казачьих родов с фамилией Дроздовские (из казачьей старшины, впоследствии дворяне) и Дрозд (из которых также были позднее выходцы в дворянское сословие с облагороженной фамилией Дроздовский). Казаки Дрозды жили и в окрестностях Прилук. 

Село Сокиринцы в истории и культурном наследии Малороссии известно как «вотчина Галаганов» — знаменитого казацко-старшинского, затем дворянского рода. Первым известным его представителем был полковник Игнат Иванович Галаган, сыгравший в 1709 г. ключевую роль в разгроме Запорожской Сечи, после того как сечевые казаки присоединились к предателю Мазепе. В 1714 г. Галаган возглавил Прилуцкий полк и получил во владение среди прочих пожалований село Сокиринцы. Он сделал это место своей резиденцией: здесь жило несколько поколений его потомков, вплоть до второй половины XIX в., когда род пресекся. Галаганы построили в селе еще две каменные церкви, поновили деревянный Вознесенский храм. В 1820-х гг. их трудами в Сокиринцах появился роскошный усадебный дворцово-парковый ансамбль, сохранившийся доныне. Очевидно, Дроздовские пребывали в добрососедских отношениях с помещиками Галаганами. В 1826 г. восприемником при крещении первого сына письмоводителя Ивана Ивановича Дроздовского был титулярный советник Павел Григорьевич Галаган. 

По документам церковного учета Вознесенского прихода за 1790-е — 1800-е гг. можно проследить рождение детей у дьякона, затем священника Иоанна Дроздовского-младшего и его жены Агафьи. Всего у него было 4 сына и несколько дочерей; два сына, Михаил и Григорий, умерли во младенчестве.  Старший сын Николай всю жизнь прожил в Сокиринцах. В 1818 г. он также поступил на службу в Прилуцкое духовное правление деловодом. Три года спустя канцелярист Николай Дроздовский уволился «в связи с вступлением в военную службу». Но военная карьера, видимо, не задалась. В 1841 г. Николай Иванович в чине коллежского регистратора жил помещиком в Сокиринцах с семьей.

Итак, констатируем: один из вождей Белого движения М.Г. Дроздовский, как и его отец генерал-майор Г.И. Дроздовский, были потомками как минимум четырех священников, двух священнических родов.

Не исключено, что они могли не знать о священнических корнях своего рода. Либо предпочитали об этом не вспоминать. В XVIII — XIX вв. «поповичей» в Российской империи неохотно жаловали дворянством. Высший сословный статус, полученный путем выхода из «поповских детей», среди природных дворян должен был считаться «зазорным». Статус потомственного дворянина титулярный советник Иван Иванович Дроздовский обрел уже стариком, в возрасте около 64 лет. Обыкновенно чин титулярного советника (9-й класс по Табели о рангах) давал право лишь на получение личного дворянства, не распространявшегося на потомство. Но в то время в стране набирали силу либеральные реформы Александра II. Можно также предположить, что были учтены боевые заслуги его сына, поручика (на тот момент) Г.И. Дроздовского, участника недавней Севастопольской обороны.

Считать завершенным генеалогическое исследование по Дроздовским пока не приходится. Документальная база поисков не исчерпана, на данный момент имеются лишь физические ограничения для доступа к ней в украинских архивах. Версия о казачьих корнях рода еще может быть подтверждена (либо опровергнута окончательно). Принадлежность трех поколений Дроздовских к духовному сословию вполне могла быть явлением «случайным» в их родовой истории. Для времен Гетманщины в Малороссии это, в отличие от Великороссии, совершенно рядовая ситуация, когда представители казацко-старшинских родов принимали духовный сан, а отпрыски священников шли на службу в войсковые канцелярии и получали казачьи чины. Переходы туда и обратно в малороссийских родословиях за XVII—XVIII вв. встречаются сплошь и рядом, замкнутости духовного сословия, как в коренных губерниях Российской империи, не было. Никто из двух сыновей о. Иоанна Дроздовского-младшего по стезе отца и деда не пошел, не стал церковнослужителем. Напротив, его потомство привлекала военная служба. Поэтому имеет право на существование версия, что первый известный представитель рода, Иоанн Дроздовский-старший, скончавшийся до 1782 г., по рождению мог принадлежать к иным слоям малороссийского общества, предположительно казачьим. По каким-то причинам он не нашел применения себе на военной или гражданской службе и избрал духовное поприще. Уже для внуков его духовное сословие не казалось «родным» и потому логичен был выход из него.

 

Полный текст научной статьи опубликован в журнале «Вестник МГУТУ», Серия общественных наук, № 2 за 2023 г.