«Триединство является свойством природы, которое в буквальном смысле пронизывает ее». Ученый Борис Раушенбах о логичности триединства Троицы

На модерации Отложенный

«Триединство является свойством природы, которое в буквальном смысле пронизывает ее». Ученый Борис Раушенбах о логичности триединства Троицы26 июля 202216K прочитали«К теологии я обратился с чисто теоретическим вопросом. Как ученый, я не мог объяснить триединство Троицы. Я хотел доказать, что ее не существует. Каким образом один объект может быть тремя объектами?

«К теологии я обратился с чисто теоретическим вопросом. Как ученый, я не мог объяснить триединство Троицы. Я хотел доказать, что ее не существует. Каким образом один объект может быть тремя объектами? Тогда мне это представлялось бессмыслицей. Однако оказалось, что понятие Троицы – совершенно логично. И если существование триединства Троицы вызывает недоумение, то только из-за незнания математики».

Об этом однажды заявил физик-механик, один из основоположников космонавтики Борис Раушенбах. В конце жизни этот человек науки начал изучать пространство икон и попытался с помощью математических моделей объяснить богословский термин, отражающий христианское учение о трех лицах единого по существу Бога.

Взгляд в душу

Работая над вопросом стыковки космических кораблей Борис Раушенбах пытался решить проблему, как показать пространство на экране, чтобы космонавты на нем могли видеть стыковку без искажений.

Решая этот вопрос, ученый обратился к живописи. Занявшись изучением древнерусского искусства, исследователь обратил внимание, как странно художники передавали пространство на своих картинах.

– Иконописцы всюду использовали «обратную перспективу». Изображения объектов в пространстве на иконах явно противоречит правилу, о котором сегодня знают все, и это правило подтверждается практикой фотографии. Я пытался понять, является ли это следствием неумения художника. Чтобы найти ответ на этот вопрос, мне требовалось учитывать не только, как работает наше зрение, но и мозг, – пояснял Борис Раушенбах.

Ученый обращал внимание на то, что теория перспективы учитывает только те законы, по которым видят наши глаза. Однако при этом не учитываются закономерности работы мозга при зрительном восприятии. Фотоаппарат «видит» подобно глазу. Он фиксирует изображение только с одной точки. Все объекты по мере удаления от этой точки уменьшаются, а центр схода линий располагается на горизонте (прямая перспектива).

Пример прямой и обратной перспективы.Пример прямой и обратной перспективы.

Объекты же на картинах с обратной перспективой по мере удаления от глаз не уменьшаются, а увеличиваются. А центр схода линий размещается не на линии горизонта, а в самом человеке, который смотрит на эту картину.

Создается впечатление, что не только человек смотрит на икону, но и сама икона смотрит внутрь человека. Борис Раушенбах говорил о том, что икона будто бы заглядывает в душу стоящего перед ней. К слову, в существовании души ученому удалось убедиться лично. Но об этом позже.

Изучая пространство в иконах, включая и «Троицу» Андрея Рублёва, ученый занялся поиском аналогий в мире, с помощью которых можно объяснить, как три объекта могут быть одним объектом.

Подобные сравнения пробовали найти и многие богословы.

«К теологии я обратился с чисто теоретическим вопросом. Как ученый, я не мог объяснить триединство Троицы. Я хотел доказать, что ее не существует. Каким образом один объект может быть тремя объектами?-3

«Если математическая логика разрешает такие вещи, чему тут удивляться»

В своих трудах, посвященных Троице, Павел Флоренский приводит несколько примеров того, что в нашей жизни триады играют важную роль. Так, пространство является трехмерным и имеет три однородных измерения – длину, ширину и высоту. Мы различаем три «состояния» времени – настоящее, прошлое и будущее. Богослов указывает и на существование трех грамматических форм лиц (первое, второе и третье).

Святитель Василий Великий увидел аналогию Троицы в радуге. Богослов говорил, что один и тот же свет является многоцветным. А богослов Игнатий Брянчанинов проводил такие параллели: «Взаимность отношений человеческого духа, ума, слова являются образом Троицы».

Борис Раушенбах решил искать параллели с Троицей в математике. Ученый намеревался найти такой объект, который бы обладал всеми логическими свойствами Троицы. Таким объектом оказался вектор в трехмерном пространстве.

Борис Раушенбах обращал внимание на то, что вектор не придумывался намеренно, чтобы логически согласовать его со структурой Троицы. Более того, его не придумали, его обнаружили в математике.

– Многие не понимают, как Бог является единым, и в то же время Бога три. Один из тезисов атеизма указывает на то, что это бессмыслица. Но это не бессмыслица. Подобные вещи бывают не только в религии, но и в точных науках. Я просто продемонстрировал, что логика позволяет иметь триединые объекты. Если математическая логика разрешает такие вещи, чему тут удивляться, – говорил Борис Раушенбах.

«К теологии я обратился с чисто теоретическим вопросом. Как ученый, я не мог объяснить триединство Троицы. Я хотел доказать, что ее не существует. Каким образом один объект может быть тремя объектами?-4

Многих коллег ученого удивляло, как человек науки может быть религиозен? На подобные вопросы Борис Раушенбах отвечал, что не разделяет религию и науку. Ученый говорил о том, что эти две системы познания необходимо объединить.

К слову, в конце своей жизни Борис Раушенбах смог лично убедиться в существовании души. Находясь в больнице после неудачной операции, ученый прощался с жизнью. Врачи говорили, что до утра он не доживет.

В эту решающую для себя ночь Борис Раушенбах увидел себя в коридоре. Пройдя до конца коридора, ученый увидел прекрасный луг. В тот момент он понимал, что это и есть другой мир. И если в него войти, то это будет концом физической жизни. Борис Раушенбах повернул обратно и вернулся к жизни. После этого ученый прожил еще несколько лет. Он говорил о том, что пережив этот опыт, ему удалось экспериментально установить, что умирать нестрашно.

– Оказавшись в моем положении, многие скажут: лучше умереть. Но этим словам верить не стоит. Всегда лучше жить, – говорил Борис Раушенбах.