Швеция: наличные деньги исчезли, поскольку вместо них граждане используют имплантированные микрочипы

На модерации Отложенный

Наличные деньги в Швеции вымирают, поскольку граждане используют имплантированные микрочипы для оплаты товаров и услуг


Наличные деньги в Швеции практически исчезли, поскольку граждане используют имплантированные микрочипы для оплаты товаров и услуг. 

На сегодняшний день более 4000 шведов имплантировали под кожу крошечные микрочипы, и правительство прогнозирует, что наличные деньги будут полностью отменены до 2025 года.

Financialpost.com сообщает: Финансовые власти, которые когда-то поддержали эту тенденцию, просят банки продолжать продавать банкноты и монеты до тех пор, пока правительство не поймет, что означает отказ от наличных. 

Центральный банк, который прогнозирует, что наличные деньги в Швеции могут исчезнуть, тестирует цифровую валюту — электронную крону — чтобы сохранить жесткий контроль над денежной массой. Законодатели изучают судьбу онлайн-платежей и банковских счетов в случае сбоев в работе серверов из-за сбоев в электроснабжении, хакеров или даже войны.




«Когда вы находитесь там, где мы находимся, было бы неправильно сидеть сложа руки, , ничего не делая, а затем просто отметить тот факт, что наличные деньги исчезли», - сказал Стефан Ингвес, управляющий центральным банком Швеции, известным как Риксбанк. «Вы не можете повернуть время вспять, но вам нужно найти способ справиться с переменами».

Спросите большинство жителей Швеции, как часто они платят наличными, и ответ будет «почти никогда». Пятая часть шведов в стране с населением 10 миллионов человек больше не пользуется банкоматами. Более 4000 шведов вживили в свои руки микрочипы, позволяющие им оплачивать проезд на поезде и еду или одним движением руки входить в офисы без ключей. Рестораны, автобусы, парковки и даже платные туалеты зависят от чипов, а не от наличных денег.

Группы потребителей утверждают, что этот сдвиг ставит в невыгодное положение многих пенсионеров — треть всех шведов старше 55 лет, — а также некоторых иммигрантов и людей с ограниченными возможностями. Они не могут легко получить доступ к электронным платежам для некоторых товаров и услуг и полагаются на банки и их службу поддержки клиентов. А продвижение к безналичному обществу может перевернуть многовековую роль государства как суверенного гаранта. Если наличные деньги исчезнут, коммерческие банки получат больший контроль.

«Нам нужно сделать паузу и подумать о том, хорошо это или плохо, а не просто сидеть сложа руки и позволять этому случиться», — сказал Матс Диллен, глава комитета шведского парламента, изучающего этот вопрос. «Если наличные деньги исчезнут, это будет большим изменением, имеющим серьезные последствия для общества и экономики».

потребители во всем мире все чаще расплачиваются с помощью приложений и пластика. В Китае и других азиатских странах, где много молодых пользователей смартфонов, мобильные платежи являются обычным явлением. В Европе примерно каждый пятый человек говорит, что редко носит с собой деньги. В Бельгии, Дании и Норвегии использование дебетовых и кредитных карт достигло рекордного уровня.


Но Швеция – и особенно ее молодежь – находится в авангарде. Купюры и монеты составляют всего 1 процент экономики по сравнению с 10 процентами в Европе и 8 процентами в Соединенных Штатах. Примерно каждый десятый потребитель платил за что-то наличными в этом году, по сравнению с 40 процентами в 2010 году. Большинство торговцев в Швеции по-прежнему принимают банкноты и монеты, но их ряды редеют.

Цифры среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет поражают: до 95 процентов покупок совершаются с помощью дебетовой карты или приложения для смартфонов под названием Swish, платежной системы, созданной крупнейшими банками Швеции.

Ikea, чья мебель является основным продуктом в молодых семьях, экспериментирует, чтобы оценить привлекательность и эффект безналичной торговли. В Евле, примерно в 100 милях к северу от Стокгольма, менеджеры решили временно отказаться от наличных в прошлом месяце после того, как поняли, что менее 1 процента покупателей используют наличные, а сотрудники Ikea тратят около 15 процентов своего времени на обработку, подсчет и хранение денег. 

Патрик Бурштейн, старший менеджер, сказал, что безналичный расчет освободил сотрудников для работы в торговом зале. На данный момент около 1,2 из каждых 1000 клиентов не могут расплатиться ничем, кроме наличных, и в основном в кафетериях, где люди обычно требуют сдачу. Вместо нее, Ikea предлагает клиентам бесплатные подарки.

«Мы сказали: «Если хочешь свои 50 центов, возьми вместо них хот-дог». Но в следующий раз, может быть, принеси карту», ​​— сказал 38-летний Бурштейн. Результаты теста показывают, что наличные деньги не являются необходимыми и вместо этого могут быть дорогостоящими в обслуживании, сказал он. «Мы тратим много ресурсов на очень небольшой процент тех, кто действительно нуждается них», — сказал он.

Близлежащее отделение Шведской национальной организации пенсионеров возглавило протесты против эксперимента, отчасти потому, что многие пенсионеры любят ходить в Gävle Ikea, чтобы перекусить.

«У нас около 1 миллиона человек, которым неудобно использовать компьютер, iPad или iPhone для банковских операций», — сказала 75-летняя Кристина Таллберг, национальный президент группы. «Мы не против цифрового прогресса, но считаем, что он развивается слишком быстро».

Организация собирала деньги, чтобы научить пенсионеров платить электронным способом, но, как это ни парадоксально, эти усилия были сведены на нет из-за отсутствия нужных банкоматов.

Когда деньжата на обучение собираются в сельской местности (а пожилые люди платят наличными), ответственному приходится проезжать несколько миль, чтобы найти банк, который действительно примет деньги, сказал Таллберг. Около половины из 1400 банковских отделений Швеции больше не принимают депозиты наличными.

«Это более или менее невозможно, потому что банки отказываются принимать наличные», — сказала она.

Банки спровоцировали безналичную революцию, поощряя потребителей и розничных продавцов использовать дебетовые и кредитные карты, что приносит банкам и компаниям, выпускающим кредитные карты, выгодные комиссионные. Сюда входит разработанное банком приложение Swish для смартфонов.

Шведские банки сократили объем наличных частично из соображений безопасности после серии жестоких ограблений в середине 2000-х годов. Национальная психика была шокирована печально известным ограблением вертолета в Вестберге в 2009 году, когда воры приземлились на крышу кассового пункта G4S и украли миллионы — драма, которая сейчас превращается в фильм Netflix. В прошлом году было ограблено только два банка по сравнению с 210 в 2008 году.

В последние годы банки демонтировали банкоматы сотнями. Сейчас используется так мало наличных денег, что их отслеживание и хранение стало дорогостоящим, говорит Лейф Троген, представитель Ассоциации шведских банкиров.

Есть два предложения шведских властей хранить наличные деньги. Парламент хочет, чтобы только крупнейшие банки работали с наличными деньгами. Центральный банк хочет, чтобы все банки поддерживали наличные. Swedbank, SEB и другие крупные шведские финансовые учреждения борются с требованиями законодателей, заявляя, что это возложит на них неоправданное бремя.

«Спрос на наличные снижается все более быстрыми темпами», — сказал Троген. «Поэтому в корне неверно принимать законы, сохраняющие его».

Центральный банк планирует в следующем году запустить пилотную версию нового типа денег — цифровой кроны, или электронной кроны, — которая могла бы заменить физические наличные деньги или, по крайней мере, помочь решить текущую денежную проблему. Электронная крона будет означать, что функции валюты, поддерживаемой государством, сохранятся даже в полностью цифровом мире, который быстро приближается.

Кристин Лагард, управляющий директор Международного валютного фонда, отметила на прошлой неделе, что несколько центральных банков «серьезно рассматривают возможность использования цифровых валют».

«Хотя ситуация с цифровой валютой не является универсальной, нам следует исследовать ее дальше — серьезно, осторожно и творчески», — сказала она.

Ингвес, глава центрального банка, сказал: «Это не война с наличными деньгами, но никто не утверждает, что это эволюционное движение остановится».