Почему россияне не могут расстаться со своим советским прошлым?
На модерации
Отложенный
Многие черты, присущие гражданам СССР, и сегодня оказывают серьёзное влияние на нашу жизнь, определяя наши поступки, решения, взгляды и ценности.
Что самое главное в советском человеке?
Это люди нового типа, которые отличаются от прежних; они выросли в закрытом обществе и ничем не схожи с человеком дореволюционным либо обитателем других стран. Подобный тип человека формировался в качестве проекта в каждом новом тоталитарном обществе. В его формировании участвовали государство как аппарат подавления, репрессивный, пропагандистский и массово-культурный.
Важнейшее отличие такого типа людей в Российской Федерации заключается в не-/сознательности. Эти люди склонны принимать и одобрять любую политику властей, наглядно и ярко показывают готовность жертвовать собой ради людей, родной земли, правящего режима лишь затем, что не готовы действовать вопреки режиму, обстоятельствам. Они не видят альтернативных решений ни в современности, ни в перспективе.
Им свойственны такие качества, как пассивность, безответственность, перманентное недовольство, зависимость от государственных институций, странно сочетающаяся с недоверием к любым действиям правительственного аппарата, чиновничества, начальства. Они винят коллективный запад, мигрантов, иностранцев, словом – всех, кроме себя любимых.
Рожденный в СССР: 8 отличительных черт
- Усреднённость: такие люди стремятся ничем не отличаться от окружающих и видят ориентир в образцах, потому негативно и с подозрением относятся ко всему незнакомому и необычному; они не способны понимать поведение других людей или оценивать по достоинству их достижения.
- Простота и ограниченность. Им свойственно избирать упрощённые поведенческие и отношенческие модели, причём собственная одномерность и примитивизм расцениваются как достоинство, а не недостаток.
- Приспособленчество со скромными запросами, пассивность. Они скорее готовы мириться с произволом, насилием, несправедливыми нападками и давлением любой силы, нежели чем протестовать и восставать.
- Зависимость от государства: люди во всём опираются на государственный аппарат, но совершенно не верят в него и ему.
- Иерархизм. Такие люди осознают и выстраивают свою жизнь исходя из максимы, что социально-экономические блага, правовые и этические нормы, внутреннее достоинство человека, даже уважение к нему вторичны по сравнению с социальным статусом.
- Лукавость: они считают себя вправе обманывать, так как поведенческая модель выстроена на основе примата персональных экономических интересов, а не идейно-ценностном аппарате.
- Неуверенность в себе: человек такого типа лишён способности адекватно и соразмерно оценивать себя, он не уважает себя и чувствует собственную исключительность. Но – лишь в плане сопричастности к чему-то, имеющему неиндивидуальное сверхзначение. Это может быть родной завод, строительство БАМа или Транссиба, государство, народ, империя.
- Наконец, иногда это люди недовольные, злые, наполненные разочарованием и завистью: в них живёт понимание ущемлённых прав и комплексы, сформированные неготовностью и нежеланием бороться с этим; ксенофобия, теории заговоров и другие безумства различных сортов.
Почему советский человек оказался именно таким?
Как так вышло?
Всё дело в том, что в XIX столетии наша страна столкнулась с несколькими радикальными, насильственными и беспощадными переломами общественной структуры. Тут две мировые войны, революция, террор, миграция, коллективизация и репрессивные практики государства.
Это сделало невозможным передачу норм, ценностей и идеалов между поколениями. Прежние формы вследствие революционных событий и слома общественного строя были обесценены, а строители нового общества оказались значительно ниже по качеству интеллекта и уровню культурного развития, нежели прежняя правящая верхушка. Следовательно, представления бедноты и гопоты стали общественной нормой, насаждаемой на государственном уровне.
Исчезли даже такие базовые понятия, как уверенность в ценности жизни человека и представления о чести. Следствием стали абсолютная готовность терпеть любые лишения, фатализм и приспособленчество, пассивное отношение к судьбе человека.
Откуда при этом возникло ощущение невероятности будущего?
Всё дело в том, что человек в подобных условиях не ощущает сопричастности и созависимости, не ощущает ответственности перед миром, собственной или ответственности правящей верхушки. Вдобавок публичные слова и поступки правителей чаще всего не связаны с реальной политикой, иррациональны и неадекватны.
Следовательно, и природа самых властных отношений становится иррациональной — она табу, не подлежит обсуждению, не может быть оспорена или опротестована в каком бы то ни было порядке.
СССР нет, а советские люди остались
Однажды, оказавшись на развилке, мы встали перед проблемой выбора. Это была точка бифуркации, в которой нам казалось, что свободный от насилия государства человек будет более толерантен, рационален и открыт. А получилось наоборот – и на поверхность всплыли примитивные, полные архаики и хтонического начала пласты и образы сознания.
Вероятно, это связано с тем, что «гомо советикус» ориентирован на привычное, воспитан на упрощениях. Любые сложные моменты, неопределённость, многовекторность вызывает в таком человеке недовольство, агрессию и протесты. Именно поэтому вместо гуманизации и терпимости мы стали более жестокими и склонными к агрессии.
Разумеется, тут есть некая толика влияния общества консюмеризма, влияние СМИ, технологического прогресса. Но базовыми являются институты воспроизводства, сохранившиеся в неизменном виде с советского времени: механизмы власти, армия и полиция (пусть и сменившая имя); судебная система; образование. Человек, вступая в жизнь, проходит последовательно несколько этапов ломки — либо теряет шанс на выживание в этом мире.
Таким образом, можно согласиться с ведущими социологами, полагавшими, что советские люди – не отдельные персоналии или группы людей, а социальный конструкт. Вот только их изначальные коллективные посылки вынуждают считаться с ними, соответствовать или мимикрировать. В случае, если эти качества характерны более чем 30-40% популяции, это будет оказывать решающее влияние на развитие общественных институтов через блокировку реформ.
Комментарии
Собственно, эти люди сейчас в РФ составляют политическую элиту. Со всеми вытекающими. У подавляющего большинства номенклатурное советское прошлое, за которое они отчаянно цепляются. У всех ключевых фигур номенклатурно-советское прошое.
slavaor2010,
Олег Модестов,
Читай, Я. Путин Владимир Владимирович, член КПСС с 1975 года и далее по тексту
Александр Козин,
Александр Козин, Савл ставший Павлом предатель (!)
Олег Модестов,
Ренегат ренегада видит из далека....и тем и довольны, таки....
Олег Модестов,
Засунь эти жидовские жвачки себе в...сам знаешь куда.
Александр Козин, Устал спрашивать - куда ты денешь памятник Марксу, работы Кербеля на площади Свердлова?
Александр Козин, еще как видит.
1. "Почему россияне не могут расстаться со своим советским прошлым?".
Тенденциозный материал.
"... они выросли в закрытом обществе...".
"Общество", закрытое от мира капитала и наживы - это положительный момент.
"В его формировании участвовали государство как аппарат подавления..".
"Аппарат подавления" - аппарат насилия. Насилие есть преступление. Преступное государство - не государство, а банда.
"Эти люди склонны принимать и одобрять любую политику властей...".
Власть "властей" - это выбор голосующего большинства людей, ВЕКАМИ ПРИУЧЕНЫХ жить под властью. Дело тут не столько в "советском прошлом", сколько в невежестве в настоящем.
2. "СССР нет, а советские люди остались".
Если остались "советские люди", остался и СССР - в головах, в сознании "советских людей". А чего нет, так это вывески "СССР" над головами.
"... нам казалось, что свободный от насилия государства человек будет более толерантен, рационален и открыт. А получилось наоборот...".
Государство насилия - не государство, а преступная организация (ОПГ). Государство начинается с определения. А не с выворачивания мозгов наизнанку.
"Насилие государства" начинается в голове, в сознании людей. Отсюда разливается по стране. А не существует само по себе.
"Именно поэтому (...) мы стали более жестокими...".
Насилие, коренящееся в голове (матрица насилия в сознании), не имеет ограничений и пределов "жестокости".
потому что была прекрасная страна , с добрыми отзывчивыми людьми, не было вражды межу нациями.и у людей было будущее,,,и никто не врал так много по ТВ как сейчас,,, даже фильму Советские были лучше всех и добрее, а не сплошное блядство и реклама Виски... как ныне...
leonid,
Олег Модестов,
Ну и как серьёзно тебе навешали?
Александр Козин, Попробовали бы!!!
3. "Человек, вступая в жизнь, проходит последовательно несколько этапов ломки — либо теряет шанс на выживание в этом мире".
Бытие (условия жизни) определяет сознание. Разум, воспитанный в сознании, определяет бытие.
Я инженер строитель с советским образованием. Жизнь показало,что это образование уникальное. Один пример. Есть у нас по жизни друзья. Она-русская,он -итальянец,причём из богатой семьи и по профессии архитектор. За последние лет 30-ть я ему дал несколько советов и идей по его бизнесу,до которых сам бы он точно не допетрил-)))
Владимир Потапов, Зачем уезжал? Надо было оставаться здесь и допетривать в советском КБ.
Олег Модестов, Я уезжал уже не из СССР, а свою идею я осуществил при помощи специалистов из двух ленинградских НИИ,за что им очень благодарен.
Олег Модестов,
Этот крендель продал Ленинград и СССР за гражданство неметчины для себя и своего помёта, а нынче на Мадейре упивается португальским портешком "Три семёрки", таки.... В общем такой же, как и ты хулитель, Иван непомнящий родства. выкидыш.
Александр Козин, этот крендель?
Почему россияне не могут расстаться со своим советским прошлым?
А с какой стати нам расставаться? Это вообще невозможно. А очернять его может только мазохист. Кстати, все «8 отличительных черт» совершенно неправильные, начиная с первой. Наоборот, старались выделиться. Отсюда джинсы и прочие зарубежные шмотки и товары… Зачем за ними гонялись? Да именно затем, чтобы выделиться. Некоторые из черт – общечеловеческие, а некоторые просто специально преувеличены.
С историей нельзя расстаться или ее вычеркнуть, какой бы она ни была. А что если и меняться, так только постепенно. Моисей, вон, сорок лет водил евреев по пустыне, пока все не перемрут, чтобы в землю обетованную вошли только их дети, а то и внуки. А сегодня нужно гораздо больше времени, чем тогда.
Еще добавлю. Подобные статьи имеют действие, прямо противоположное расчетам их авторов.
Сергей Ольховский, Немцы отказались от истории Третьего Рейха?
Олег Модестов, и попали в рабскую зависимость. Вот такого нам точно не нужно.
Сергей Ольховский, Не нужно. Но правде надо смотреть в глаза.
Олег Модестов, считать, что обладаешь монополией на правду, по меньшей мере, как-то не убедительно.
Сергей Ольховский, Но правде нужно смотреть в глаза Большевистский режим преступен.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
мудестову свойственны мизантропия и монархолизание..
Либер Полли, Ливер Швали свойствен идиотизм и стремление всё отнимать и делить.
Ну, пой - Боже, царя храни! и пляши!
Очередное ведро помоев. Кроме тошноты от этих излияний ничего не происходит. Убеждать что всё советское хуже капиталистического может только откровенный враг. Автору осталось утверждать что ЛГБТ и прочее, это благо.
"Ностальгия о Советском Союзе говорит о потере смысла жизни у россиян в настоящем". Карен Шахназаров
"Советский человек был на голову выше сегодняшнего, у которого один идеал - выжить в зверском обществе и "заколатить бабки" Аркадий Инин